Георгий Михайлович Кокин родился 31 января 1907 года в селе Курба Ярославской области в многодетной семье.
Старший и младший сыновья оставались при родителях дома, а средние перебирались в Ярославль заниматься извозом.
Георгий был одним из средних: с десяти лет работал в селе, а как исполнилось шестнадцать, ушёл в город. Возил
ездоков на хозяйских рысаках, а вечерами готовился к поступлению в техникум. Хозяин не одобрил интереса Кокина
к наукам, пришлось подаваться в трубочисты, в ученики электрика, чистить остывающие пароходцые котлы, быть
кочегаром на заводе купца Панизовкина.
По окончании Ярославского механического техникума в 1927 году Георгий Кокин устраивается техником на завод
«Красный Перекоп», а в 1928 — чертежником на Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ) №3.
В начале 30-х при участии Кокина, тогда ещё рядового конструктора, разрабатываются первые отечественные
автомобили высокой проходимости: трёхосный ЯГ-10 и опытный четырёхосный ЯГ-12, первый советский дизельный
двигатель «Коджу».
В конце 1933 года под руководством ведущего конструктора Г.М. Кокина на базе шасси грузовика ЯГ-10
создаётся автобус-гигант ЯА-2 (54 посадочных места, максимальная вместимость 100 пассажиров). Кстати,
разработку кузова автобуса возглавил В.В. Осепчугов, будущий
главный инженер и главный конструктор автозавода.
Конструктор Кокин, как
сотрудник технического отдела под руководством главного инженера ЯГАЗа А.С. Литвинова, принимает участие в
создании подъёмного механизма первого в стране самосвала ЯС-1, созданного на основе грузового
автомобиля ЯГ-4.
В 1936 году уже в качестве ведущего конструктора, а затем и заместителя главного конструктора,
Г.М. Кокин участвует в создании самосвала ЯС-3 на шасси грузовика ЯГ-6, первых отечественных
троллейбусов. Так, в послевоенные годы, осваивая производство троллейбусов с цельнометаллическими
кузовами, на одном из московских заводов в основу конструкции шасси троллейбуса было положено шасси
троллейбуса ЯТБ-5 разработанное Г.М. Кокиным ещё в 1940 году.
В 1938 году за свою конструкторскую работу Г.М. Кокин отмечен почётным знаком «Передовой
конструктор советского машиностроения». В 1940 году его рационализаторское предложение по
усовершенствованию детали автомобиля позволяет сэкономить заводу 386 тысяч рублей.
В марте 1942 года Г.М. Кокина назначают главным конструктором Ярославского автозавода.
В этой должности он организует обеспечение цехов конструкторской документацией
для производства пистолетов-пулемётов ППШ и быстроходных гусеничных артиллерийских тягачей Я-12.
В начале августа 1944 года за успешное выполнение заданий ГКО по производству специализированных
видов вооружений для фронта большая группа автозаводцев быда удостоена высоких наград Родины. В их
числе орденом Ленина был награждён и главный конструктор ЯАЗа Г.М. Кокин.
В конце 1944 года в Ярославле под руководством Георгия Михайловича развернулось изготовление опытного
образца грузового автомобиля с дизельным двигателем ЯАЗ-200
грузоподъемностью 7 т, на тот момент — самого мощного в стране. В 1949 году за создание этого грузовика
Г.М. Кокину в числе других работников автопромышленности присуждается Сталинская премия III степени.
Приказом №225 по Ярославскому автозаводу от 23 октября 1945 года Г.М. Кокин командируется
на минский автосборочный завод, будущий МАЗ, в качестве
главного конструктора. Теперь дальнейшая судьба Георгия Михайловича неразрывно связана
с Белоруссией, с Минском. На должность главного конструктора ЯАЗа был назначен соавтор Кокина
по новому дизельному грузовику главный инженер В.В. Осепчугов.
Вот что вспоминает о том времени И.М. Демин, возглавлявший с 1959-го по 1982 год
Минский автозавод: «По первой встрече в заводоуправлении Георгий Михайлович Кокин — ну просто
писанный красавец с открытым русским лицом — показался мне суховатым: ни на какие отвлечённые
темы не разговаривал, только о деле. Потом я понял, что это не сухость, а увлечённая
сосредоточенность творца, целиком отдающего себя любимому делу.
Во всех отношениях прекрасен этот человек: идеями и мыслями, умением со вкусом одеться
и скромностью в быту, удивительной работоспособностью — он мог работать без отдыха сутками —
и яркой самобытностью конструкторского дарования.
Георгий Михайлович Кокин — явный максималист. Инструкций, положений, которые бы определили
и ограничивали круг его обязанностей как главного конструктора, он не признавал, полагая,
что как творец будущих машин он в ответе за всё и главным конструктором зовётся потому, что
дело творит главное. План, государственная дисциплина, качество выпускаемой продукции —
все эти категории были для Георгия Михайловича обязательными, и отступлений он здесь не
признавал, но главной целью считал высокие темпы развития и устремлёность к совершенству
выпускаемых машин. Никаких неодолимых препятствий на этом пути Георгий Михайлович тоже
не признавал, а если они случались, то считал, что пасовать и топтаться перед ними —
удел трусов и ничтожеств. Любые препятствия надо решительно преодолевать, а лучше ломать и
доламывать без остатка, чтобы другим они впоследствии не мешали.
Будучи целенаправленным генератором идей и обладая сокрушительными способностями,
чтобы пробить всё и вся в процессе реализации своих идей, Георгий Михайлович вместе
с тем понимал, что уровень главного конструктора определяют действия его подчинённых
и достигнутые результаты. И потому к своим подчинённым он относился бережно, будучи постоянно
готовым помочь и умея тактично спросить за упущенное.
Георгию Михайловичу безоговорочно верили, его уважали и любили, а потому идеи главного конструктора
воспринимались его подчинёнными как свои. От этого полезная отдача любого работника
конструкторских служб была максимальной, а успехи — долговременными и прочными. Тем более, что
за права своего отдела и своих людей Георгий Михайлович постоять умел.
Впоследствии я замечал удивительную по некоторым позициям схожесть характеров
главного конструктора Кокина и третьего директора нашего завода Майбороды. Две эти яркие и сильные
личности рядом, на одном предприятии, ужиться не смогли…»
Г.М. Кокин на Минском автозаводе был основателем и первым руководителем конструкторских служб,
в том числе и специального конструкторского бюро по прицепам,
при нём начался серийный выпуск автомобилей «двухсотого» семейства: грузовика
МАЗ-200, самосвала МАЗ-205,
седельного тягача МАЗ-200В, полноприводного лесовоза
МАЗ-501.
За девять лет работы на Минском автомобильном заводе Г.М. Кокин вписал яркую страницу в историю
предприятия, воспитал целую плеяду конструкторов, ставших руководителями высокого ранга.
Специалисты, работавшие с Георгием Михайловичем в отделе главного конструктора МАЗа, — З.Л. Сироткин,
Н.А. Сидоров, В.Н. Барун, — с годами стали главными конструкторами БелАЗа, МоАЗа,
КамАЗа. Прибывший в 1950 году, при Кокине, в
конструкторскую службу МАЗа с Днепропетровского автомобильного завода Г.Д. Чернышов
через девять лет был направлен в Ярославль и долгие годы работал главным конструктором
Ярославского моторного завода (ЯМЗ).
После успешного окончания в зрелом возрасте Московского автомеханического института (1952),
в сентябре 1954 года Г.М. Кокина избирают по конкурсу на должность профессора кафедры
«Автомобили» Белорусского политехнического института (БПИ) — главной кузницы
подготовки технических кадров республики. С 1959 году Георгий Михайлович —
ректор кафедры. В 1961 году на автотракторном факультете БПИ, деканом которого
Кокин являлся в 1957-59 и 1963-73 годах, создаётся кафедра для подготовки инженеров-механиков
по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС). Инициатором создания кафедры и первым
её заведующим становится Г.М. Кокин. Работая здесь до 1977 года, он создаёт учебно-материальную
базу и формирует профессорско-преподавательский состав.
В должности ректора, декана, заведующего кафедрой в БПИ Г.М. Кокин проявляет себя учёным и
талантливым организатором. Он постоянно знакомится с новейшими научными разработками по
автомобилестроению, сам пишет десятки научных работ и продолжает учиться — в 1977 году,
в год своего 70-летия, он окончил Университет марксизма-ленинизма.
Заслуженный работник высшей школы БССР (1972) Георгий Михайлович Кокин вырастил
замечательные кадры специалистов. Многие руководители конструкторских служб объединения
«БелавтоМАЗ», в том числе и главный конструктор М.С. Высоцкий и почти все
его заместители, являются учениками и последователями профессора Кокина.
Г.М. Кокин был депутатом Верховного Совета БССР (1947-55) и Минского горсовета (1957-62),
членом партии (с октября 1944), Минского ГК КПСС (1954-56), Советского РК КПСС (1960-62), республиканского
комитета защиты мира (1952-62); награждён орденами Ленина (1944) и Трудового Красного Знамени (1949,
1952, 1961); медалями: «За доблестный труд в ВОВ» (1946), золотой медалью ВДНХ СССР (1962),
«За доблестный труд. В ознаменование 100-летия с дня рождения В.И. Ленина» (1970), «Тридцать
лет победы в ВОВ» (1975), бронзовой медалью ВСХВ (1953), «За освоение целинных земель» (1968);
почётными грамотами Верховного Совета БССР (1957, 1977), ЦК ВЛКСМ (1971), ЦК ЛКСМ БССР (1977).
Георгий Михайлович Кокин вписал своё имя в историю отечественного дизелестроения и
автомобилестроения. Его большая, яркая жизнь — замечательный пример верности делу, избранному
единожды и навсегда.
Источники:
1. «Анкета работника завода» из фондов музейно-выставочного комплекса ОАО «Автодизель»
2. Л. Кузьмина, «Дважды главный конструктор». «Заводская жизнь» (ЯМЗ) №9 от 16 марта 2007 г.
3. И. Демин, «Приехал Кокин из Ярославля». «Заводская жизнь» (ЯМЗ) №16 от 4 мая 2007 г.
4. Л. Кузьмина, «Зигзаг судьбы». «Заводская жизнь» (ЯМЗ) №80 от 22 октября 1999 г.
5. «Ярославский автодизель® Год основания 1916». PUSE, 1996 г.
6. И.М. Демин, "На пороге экскаватора"
7. БНТУ - «Двигатели внутреннего сгорания»
[an error occurred while processing this directive]