ГОРЛИЦКИЙ Лев Израилевич
3.03.1904 - 2.11.2003
Лев Горлицкий родился в 1904 году в селе Степанцы, недалеко от города
Канева (Украина). Вот что дальше говорил сам Горлицкий: «В нашей
семье было шестеро детей, отец работал механиком на сахарном заводе. С семи
лет я учился сперва в начальной школе, потом в прогимназии города Богуслава.
А потом началась война, революция, погромы, гражданская война. Пришли деникинцы,
отец лежал в тифозной горячке, они застрелили его и ушли. Тогда мой старший брат
Григорий ушел в Красную армию и вскоре погиб в перестрелке с петлюровцами.
Сестра нашла работу в Киеве, потом и мама устроилась там уборщицей, а вскоре и
все мы перебрались в Киев; это было в 1920 году. Я стал работать слесарем-сборщиком
и учился в вечерней школе, а в 1927 году поступил в Киевский политехнический
институт на мехфак. С третьего курса группу студентов перевели в Ленинградский
военно-механический институт. Так я стал ленинградцем.»
В 1932 Горлицкий окончил «Военмех» (первый выпуск инженеров) и был направлен
в КБ-3 (артиллерийское) на Ленинградский завод им. С.М. Кирова (ЛКЗ, тогда еще
«Красный Путиловец»). «Дипломная работа у меня была "Модернизация
горной пушки". Я фактически сконструировал новую пушку. И на международных
испытаниях в 1938 году она оказалась лучшей по всем показателям. Очень довольный
Сталин подошел ко мне, обнял за плечи и сказал: "Самый маладой, а всех
заграничных обскакал, маладэц!" Пушка эта пошла в производство и хорошо
повоевала в свое время.» В 1938 Горлицкий назначается главным конструктором
завода №7 имени М.В. Фрунзе в Ленинграде (ныне завод «Арсенал»).
В 1939 Горлицкому объявили, что его горная пушка на войне в Испании
отказывает при стрельбе. Так Лев Израилевич оказался «вредителем». В тюремной
камере (с которой Горлицкий впервые познакомился во времена «ленинградского
дела») он мысленно снова и снова разбирал пушку, проверял расчеты, искал
ошибку и пришел к убеждению: орудие безупречно, да это подтвердили и полевые
испытания. Значит, кто-то портит пушки уже на пути в Испанию. Вскоре
действительно выяснилось — это делал карельский юноша, мстил за смерть отца —
секретаря райкома из Петрозаводска, ставшего жертвой безудержных репрессий
тех лет. В конце 1940 Горлицкого освобождают и он неожиданно для себя получает
назначение на должность главного конструктора ЛКЗ по артиллерийскому
производству — начальника артиллерийского КБ.
В октябре 1941 в составе артиллерийского КБ эвакуируется в Свердловск
(Екатеринбург) на Уральский завод тяжелого машиностроения
(УЗТМ или «Уралмашзавод»), где назначается заместителем главного конструктора
артиллерийского вооружения Ф.Ф. Петрова.
После выделения артиллерийского производства в самостоятельный завод №9 НКВ
и образования ОКБ-9 под руководством Петрова, Л.И. Горлицкий остаётся на
Уралмашзаводе начальником Специального конструкторского бюро (СКБ),
организованного в соответствии с решением Государственного комитета обороны
(ГКО) от 20 октября 1942 года, и возглавляет работу по созданию самоходных
артиллерийских установок. Уже через месяц, 20 ноября 1942 года новая боевая
машина под названием САУ-122 была принята на вооружение.
С лета 1943 Горлицкий — главный конструктор Уралмашзавода по самоходной
артиллерии. В это время его конструкторская группа разрабатывает знаменитую
САУ-85, применявшуюся для огневой поддержки танков. Следующим детищем
конструкторов Уралмашзавода стала не менее прославленная САУ-100. Все эти
машины были созданы на базе среднего танка Т-34. В качестве шасси для САУ
использовались и тяжелые танки выдающегося танкостроителя Ж.Я. Котина:
на базе КВ-1С была создана СУ-152, а на базе танка ИС — легендарные «зверобои»
ИСУ-152 и ИСУ-122.
После войны в ОКБ-3 (бывшее СКБ) под руководством Л.И. Горлицкого было
создано очень удачное оригинальное «нетанковое» шасси с передним расположением
МТО. В нем все базовые узлы — трансмиссия, ходовая часть, моторные системы —
были собственной конструкции. На базе этого шасси в ОКБ-3 были созданы
самоходные пушки САУ-100П («Объект 105») и СУ-152П («Объект 116»),
самоходная гаубица СУ-152Г («Объект 108»). Ни одна из артсистем в
серию не пошла, хотя они не только выдержали госиспытания, но и были
рекомендованы для принятия на вооружение. Тем не менее, работа над «нетанковым»
шасси не пропала даром — новую жизнь ему подарил уже преемник Горлицкого на
посту главного конструктора ОКБ-3 — Г.С. Ефимов.
В 1953 Лев Израилевич вернулся в Ленинград, где до ухода на пенсию в 1976
работал ведущим конструктором на ЛКЗ. Всего Горлицким сконструировано 23
боевых единицы, одиннадцать из них пошло в серийное производство.
Инженер-полковник (1945). Дважды удостоен звания лауреата Сталинской премии
I степени (1946) и II степени (1943) за разработку самоходных установок СУ-122,
СУ-85 и СУ-100. Награждён: двумя орденами Отечественной войны I степени,
Кутузова II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта» и
медалями.
Выдающийся конструктор артиллерийских систем Лев Израилевич Горлицкий
ушел из жизни 2 ноября 2003 года в возрасте 97 лет.
Источники:
1. ru.wikipedia.org
2. Инна Гати. У последнего атланта. Невское время №160(2620), 7 сентября 2001 г., статья 9.
3. Самоходные артиллерийские установки на базе танка Т-34
[an error occurred while processing this directive]
|