|
ЗиС-151 АРМЕЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ
ZiS-151 army truck
|
|
| |
International М-5-6 |
В 1946 году были построены два опытных образца ЗиС-151 — в
мае был готов первый вариант машины — с двускатными задними колесами
(ЗиС-151-2), а осенью на испытания вышел второй опытный образец
(ЗиС-151-1). Он имел односкатные задние колеса и кабину
от ЗиС-150. Летом этого же года
ЗиС получил техническое задание на колесный
трехосный бронетранспортер «Объект 140».
| |
GMC CCKW-352 |
Летом 1947 года на сравнительных испытаниях по бездорожью
американских трехосных автомобилей «Студебекер», «Интернационал»,
отечественных ЗиС-151-1 и ЗиС-151-2. ЗиС-151-1 на автобусных шинах
10,50-20" показал лучшую проходимость и более высокую среднюю скорость
по бездорожью, кроме движения по болотистой луговине. Односкатные шины
шли «след в след» и требовали меньше энергетических затрат на
прокладывание колеи, чем двускатные. Однако основной армейский заказчик
настоял на использовании двускатных задних колес, несмотря на
более чем благоприятные для ЗиС-151-1 результаты дорожных испытаний.
| |
Опытный ЗиС-151-1 |
ЗиС-151 (в некоторых источниках шасси этого автомобиля и седельный тягач на его базе имеют
обозначение ЗиС-121) не являлся советским вариантом «Студебекера», «Интернационала»
или «Джиэмси». Их роднили назначение, компоновка, конструкция и размеры
грузовых платформ с решетчатыми бортами и продольными откидными скамьями.
В тоже время ЗиС-151, унаследовал компоновку ведущих мостов от ГАЗ-33,
которые по конструкции были идентичны узлам ГАЗ-63
и не имели ничего общего с ЗиС-150.
В годы «холодной войны» американские власти наложили запрет на
продажу Советскому Союзу определенных типов специальных станков. В
их числе оказались и зуборезные станки для изготовления спиральных
зубьев конических шестерен главной передачи. Их монопольным
поставщиком для большинства автомобильных заводов страны являлась
американская фирма «Глисон».
| |
Опытный ЗиС-151-2 |
Когда в апреле 1948 года началось серийное производство грузовиков
ЗиС-151, узким местом, сдерживавшим рост производства этих машин,
стал участок нарезки зубьев на шестернях главной передачи. Приобретенный
еще до войны парк станков «Глисон» был недостаточен — на каждый ЗиС-151
нужно было втрое больше шестерен, чем на грузовик ЗиС-150
обычного типа. Директор ЗиСа И.А. Лихачев принял
тогда решение изготовить нужные станки на заводе, кооперируясь с другими
отраслями промышленности.
Силовой агрегат ЗиС-151 представлял собой шестицилиндровый,
бензиновый, четырехтактный карбюраторный двигатель жидкостного
охлаждения ЗиС-121 (до 1950 года устанавливался двигатель ЗиС-120)
мощностью 92 л.с. В трансмиссии применялись двухдисковое сухое
сцепление, пятиступенчатая коробка передач, раздаточная коробка с
двухступенчатым демультипликатором, пять карданных валов с десятью
шарнирами. Передняя подвеска — на двух продольных полуэллиптических
рессорах с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия и
шарнирами равных угловых скоростей типа «Бендикс-Вейсс», задняя —
на двух продольных рессорах (балансирная). Рабочий тормоз — колодочный,
на все колёса, с пневматическим приводом и выводом для соединения с
тормозной системой прицепа. Размер шин — 8,25-20". На автомобиле
было установлено два бензобака емкостью по 150 л.
| |
ЗиС-151 1948 года |
До 1950 года автомобиль имел кабину деревометаллической конструкции,
с деревянными подножками, штампованной фанерной облицовкой и металлической
передней стенкой, позже — уменьшенных размеров цельнометаллическую.
Кузов — деревянный, универсального типа: с высокими решетчатыми передней
стенкой и боковыми бортами, откидными скамейками и тентом. В задней части
машины имелся специальный буфер, расположенный на одном уровне с передним.
Это позволяло преодолевать особо трудные участки пути совместно с другими
однотипными автомобилями, работающими как толкачи. Автомобиль не имел
предпускового подогревателя двигателя и отопителя кабины водителя.
ЗиС-151 стал первым серийным отечественным автомобилем с тремя ведущими
осями. Он широко применялся в послевоенные годы в Красной Армии. Последний
ЗиС-151 покинул сборочный конвейер в 1958 году, когда на смену
ему пришел более совершенный вездеход — ЗиЛ-157.
|