ZiS-150 (4x2) truck (185 Kb) ЗиС-150
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ
 
ZiS-150 truck
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Намеченная на третью пятилетку (1938-1942) коренная модернизация всех советских грузовых автомобилей должна была затронуть и ЗиС-5. Ему на смену намечался грузовик ЗиС-15, опытные образцы которого ЗиС построил в 1938 году. На базе ЗиС-15 намечалось выпускать целое семейство моделей: самосвал, грузовик повышенной проходимости, автобус.

 ZiS-15 truck, 1938 (75 Kb)
ЗиС-15
Среди новшеств главными являлись трехместная цельнометаллическая кабина с современным оперением (крылья, облицовка радиатора, капот двигателя), новая рама с увеличенной колесной базой, 100-литровый (вместо прежнего 60-литрового) бензобак и существенно модернизированный двигатель. При неизменном рабочем объеме его мощность выросла до 82 л.с., благодаря повышенной до 5,3 степени сжатия, измененным фазам газораспределения, иной форме газовых каналов, усовершенствованной головке цилиндров. Для снижения уровня шума чугунные шестерни привода вспомогательных узлов заменены текстолитовыми. Автомобиль получил новый трансмиссионный дисковый тормоз. Однако коробка передач оставалась четырехступенчатой, а привод тормозов механическим (правда, дополненным вакуумным усилителем).

Довоенные испытания опытных образцов ЗиС-15 показали, что для грузового автомобиля нового поколения требуется ещё более мощный двигатель. Поэтому, как только на ЗиСе в июле 1943 года было восстановлено моторное производство, началось проектирование новых двигателя и пятиступенчатой коробки передач, предназначавшихся для перспективных грузовых моделей. Летом 1944 года прототипы грузовика ЗиС-150, в основу которого лег ЗиС-15К, и его полноприводной модификации ЗиС-150П (эта машина получилась на 1000 кг тяжелее и стала очевидной необходимость разработки трехосного варианта автомобиля) уже проходили испытания (пока ещё со старыми двигателями).

International KR-11 truck (48 Kb) 
International KR-11
30 октября 1947 года из ворот Завода имени Сталина выехала установочная партия грузовых автомобилей ЗиС-150. Мощность нового двигателя возрастала до 95 л.с. при 2800 об/мин, грузоподъемность — на треть. В конструкции ЗиС-150 впервые в истории отечественного автомобилестроения были применены пятиступенчатая КПП с шестернями постоянного зацепления и пневматический привод тормозов. Автомобиль получил новую кабину (из-за большого дефицита в стране тонкого стального листа она была смешанной конструкции: стальной лист, фанера, кожзаменитель) с эффективной системой отопления и опускающимися стеклами дверей. Обогреваемое ветровое стекло состояло из двух половинок. Левая половинка была сделана подъемной: она закреплялась в любом положении при помощи кулисного механизма. В задней стенке кабины имелось окно, на внешней стороне которого установливалась предохранительная решетка. ЗиС-150 получил шины увеличенной (по сравнению с ЗиС-5) грузоподъемности — размером 9,00-20".

Новый двигатель модели ЗиС-120, предназначавшийся для ЗиС-150, был освоен раньше, чем весь автомобиль, — в конце 1947 года, поэтому его вместе с новой коробкой передач в том же 1947-м начали ставить на некоторые шасси ЗиС-5В (только без компрессора и с ограниченной мощностью). Такие машины стали называться ЗиС-50, причем один опытный образец этого автомобиля был построен еще в 1944 году. В 1947 году их было выпущено 194, а в следующем — 13701 шт.

 ZiS-150 truck, fully metal cabin (26 Kb)
ЗиС-150 образца 1950 г.
С января 1948 года начался беспримерный в мировой практике безостановочный переход завода на новую модель — с 27 января по 26 апреля монтировался новый конвейер, а с 27 апреля 1948 года завод перешел на выпуск ЗиС-150. 30 апреля 1948 года в Москве были полностью сняты с производства ЗиС-5В и ЗиС-50.

Первые серии машин при всех плюсах имели существенный недостаток. У довольно длинного карданного вала ЗиС-150 был сравнительно небольшой запас прочности по критическому числу оборотов. Это приводило к тому, что при движении автомобиля под гору скорость вращения карданного вала оказывалась порой выше безопасного уровня и происходил обрыв карданного вала. При этом он перебивал тормозной привод, и автомобиль невозможно было остановить. Это заставило разработчиков в срочном порядке ограничить число оборотов двигателя. На последующих машинах уже стоял специальный ограничитель оборотов, который предотвращал выход двигателя на опасный (свыше 2400 об/мин) скоростной режим.

В 1950 году ЗиС-150 подвергся модернизации. Место карбюратора МКЗ-14 восходящего потока заняли новый весьма оригинальной конструкции К-80 (МКЗ-16А) с падающим потоком смеси и новый впускной коллектор. В результате возросла на 5 л.с. (до 95 л.с.) мощность и улучшилась на 4-6% экономичность. Одновременно завод отказался от дерево-металлической кабины и перешел на цельнометаллическую. Левая половинка ветрового остекления кабины стала подъёмной, она закреплялась в любом положении при помощи кулисного механизма. Окно на задней стенке кабины получило более изящную предохранительную решетку.

ZiS-150 truck (15 Kb) 
Модернизированный ЗиС-150
В 1952 году руководство ЗиСа, накопив и обобщив опыт эксплуатации своего основного автомобиля ЗиС-150, пришло к выводу о необходимости модернизации многих элементов его конструкции. Однако, прежде чем запустить обновленный автомобиль в серийное производство, было решено устроить для него испытательный пробег протяженностью 25 тыс. км по дорогам с различным покрытием и без него, а также по горным трассам Кавказа и Крыма. В пробеге участвовали один серийный и два модернизированных грузовика, в конструкцию которых были внесены следующие основные изменения: у каждого из них введен плавающий маслоприемник масляного насоса, применен механический привод стартера, перед радиатором установлены жалюзи, управляемые из кабины, вместо длинного единого карданного вала применены два вала с промежуточной опорой на средней поперечине рамы, сама рама усилена косынками и дополнительной поперечиной, стандартные рессоры заменены на удлиненные (от ГАЗ-63), увеличено передаточное отношение червячной пары рулевого управления, вместо медных тормозных трубопроводов применены стальные. У одного из опытных образцов для повышения износостойкости блок цилиндров двигателя был отлит из титано-медистого чугуна. Конструкторы улучшили комфортабельность кабины: была уменьшена высота сидений и увеличен наклон их спинок. Раму ветрового стекла для улучшения вентиляции сделали с двумя открывающимися стеклами. Кроме этого, для повышения безопасности движения были введены дополнительные указатели поворота в верхней части стоек ветрового стекла и в месте, где они соприкасались с капотом.

По результатам пробега, почти все усовершенствования были рекомендованы к внедрению, за исключением отлитого из титано-медистого чугуна блока цилиндров двигателя, дополнительной поперечины и дополнительных указателей поворота в месте соприкосновения стоек ветрового стекла и капота. Также было принято решение о дальнейшем усовершенствовании конструкции подвески. С 1954 года на ЗиС-150 стала применяться промежуточная опора карданного вала.

В 1956 году у двигателя грузовика ЗиС-150В была применена алюминиевая головка цилиндров вместо чугунной, что позволило повысить до 6,2 степень сжатия и поднять до 96 л.с. мощность. Среди других изменений — новые карбюратор, впускной коллектор, воздушный фильтр, усиленная рама, резиновые опоры передних рессор, гидравлические амортизаторы.

 ZiS-150V truck (28 Kb)
ЗиС-150В
За все время выпуска с 1947 года по октябрь 1957 года, когда ЗиС-150 был заменен на ЗиЛ-164 (26 июня 1956 года завод им. Сталина был переименован в завод им. Лихачева, в связи с чем, часть автомобилей под конец выпуска получила капоты с новой подштамповкой «ЗиЛ» вместо прежней «ЗиС»), было произведено 774615 автомобилей. На базе 150-го выпускалось немало модификаций машин — цистерны, подъемные краны, самосвалы, лесовозы, дорожно-очистительные машины. Все они хорошо зарекомендовали себя в народном хозяйстве.

По советской технической документации с использованием производственного оборудования, поступившего из нашей страны, в Румынии и Китае тоже начался выпуск собственных ЗиС-150. В Румынии их под маркой SR-101 (S.R.101) стал делать паровозный завод «Steagul Rosu» («Стягул Рошу» — «Красное знамя», г. Брашов — с 1950 по 1960 город назывался Орашул-Сталин). Выпуск грузовиков на первенце румынской автомобильной промышленности начался в 1954 году и до 1965 года их было произведено 54224 шт. В 1958 году машинам стали ставить двигатели собственной разработки мощностью 140 л.с. C 1960 года завод начал выпуск собственных машин SR-131 Carpati.

Что касается Китая, то там в городе Чанчунь с лета 1956 года грузовик Jiefang CA10 («Цзефан» — «Освобождение») начал производить «Автомобильный завод №1» («Первый автомобильный», FAW — First Automobile Works). Это было одно из 156 предприятий, которые сооружались с советской помощью, чтобы заложить основу индустриализации КНР. Среди первых инженеров завода, стажировавшихся на ЗиСе, был и Цзян Цзэминь — будущий председатель КНР. На одном из самых крупных в мире автозаводов (ныне — China First Automobile Group Сorporation), этот грузовик с небольшими изменениями выпускался до 1986 года.



ЗиС-156. С 1949 года на Московском автозаводе был налажен выпуск газобаллонного автомобиля ЗиС-156. Он отличался от ЗиС-150 наличием установки для питания двигателя сжатым (до 200 кг/см2) природным, нефтяным, коксовым или иным газом с теплотворной способностью не ниже 4000 ккал/м3. Газобаллонная установка состояла из 8 баллонов общей емкостью 400 л (80 м3), подогревателя, газового редуктора и карбюратора-смесителя. ЗиС-156 мог работать также и на бензине. Грузовик выпускался до 1957 года.

ЗиС-156А. С 1953 года был освоен выпуск газобаллонного автомобиля ЗиС-156А. Он отличался от ЗиС-150 наличием установки для работы двигателя на сжиженном газе. Установка состояла из баллона емкостью 250 л (рабочая емкость — 225 л), подогревателя, редуктора и карбюратора-смесителя. ЗиС-156А мог работать также и на бензине. Грузовик выпускался до 1961 года.

Ul'ZiS-NAMI-253 prototype (25 Kb) 
«УльЗиС-НАМИ-253»
ЗиС-253. В 1944 году появилась возможность вернуться к заключенному еще до войны соглашению с американской фирмой «Дженерал моторс». В соответствии с ним наша страна приобретала оборудование, технологию и техническую документацию на производство трех-, четырех- и шестицилиндровых дизелей. В Ульяновске под руководством главного конструктора «УльЗИСа» Б.Л. Шапошника к 1 мая 1944 года под 83-сильный трехцилиндровый дизель был спроектирован и построен опытный образец грузового автомобиля ЗиС-253. Этот грузовик задумывался как унифицированный с перспективной московской грузовой моделью ЗиС-150, поскольку УАЗ вырос из эвакуированных на Волгу цехов ЗиСа. После того как специалисты НАМИ создали для новой машины более совершенный вариант кабины, капота и крыльев, автомобиль получил марку УльЗиС-НАМИ-253 и в таком оформлении экспонировался в 1945 году на автомобильной выставке в московском парке «Сокольники».

ЗиС-253 грузоподъемностью 3,5 т предполагалось выпускать на Ульяновском, а позднее на Новосибирском автозаводе (НАЗ). В 1947 году были собраны первые опытные автомобили НАЗ-253 и дизель-моторы. Эти двигатели как четырехцилиндровый (ЯАЗ-204), так и шестицилиндровый (ЯАЗ-206) принадлежал к унифицированному семейству двухтактных дизелей GMC типа «71». Для их производства на ЯАЗ были введены в строй новые цеха, а с ноября 1944 года стало поступать на завод закупленное в США оборудование. Однако проводимая с 1946 года американским правительством политика «холодной войны» затормозила этот процесс. На полученном оборудовании ЯАЗ смог развернуть выпуск лишь четырехцилиндровых (для ЯАЗ-200, ЗиС-154) и шестицилиндровых (для ЯАЗ-210, ЗиС-127) двигателей. Таким образом, из-за трудностей с освоением выпуска трехцилиндрового двухтактного дизеля НАЗ-253 так и не был поставлен на производство, а на бывшей площадке автозавода был построен Новосибирский завод химконцентратов.

DAZ-150 «Ukrainets» (25 Kb) 
Автопоезд ДАЗ-150
ДАЗ-150 «Украинец». В 1944 году главным конструктором строящегося Днепропетровского автозавода (ДАЗ) был назначен Виталий Андреевич Грачев. На новом автомобильном гиганте (планировалось производство 300 тыс. грузовых автомобилей в год) первоначально предполагалось выпускать ГАЗ-51, но затем выбор пал на ЗиС-150. Завод еще строился, но уже начал выпускать автокраны К-32, автопогрузчики, самосвалы ДАЗ-585, прицепы.

Прежде чем поставить ЗиС-150 на производство, конструкторский отдел ДАЗа провел его глубокую модернизацию. Ее итогом стали автомобиль ДАЗ-150 и серия автопоездов на его основе (в том числе и для размещения мобильного радиолокационного комплекса «Гром»). После государственных испытаний грузовик ДАЗ-150 «Украинец» был рекомендован к серийному производству, но постановлением Совета Министров СССР от 9 мая 1951 года автозавод был перепрофилирован на выпуск ракетной техники. На предприятии, переименованном в «Южный машиностроительный завод» («Южмаш»), должны были в кратчайшие сроки приступить к серийному выпуску первых отечественных баллисти ческих ракет Р-1 и Р-2 конструкции Сергея Королева. Грачев же был переведен на ЗиС, где продолжил работу над амфибией ДАЗ-485 и где впоследствии проявил себя как один из основателей отечественной школы проектирования внедорожной техники на колесном ходу.

ZiS-585E dump-truck (152 Kb!) 
Самосвал ЗиС-ММЗ-585Е
ЗиС-585. Грузовой автомобиль-самосвал выпускался ЗиСом в 1949-1955 годах и предназначался для использования на строительных и дорожных работах. Кузов и гидравлический подъемный механизм изготавливал Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ). Подъемник имел два гидроцилиндра, объединенные с насосом. Они непосредственно воздействовали на кузов, поднимая его за 15 с. При этом давление в гидросистеме достигало 15 кгс/см2. Задний борт корытообразной платформы объемом 2,4 м3 плотно закрывался. Это позволяло перевозить наряду с другими грузами зерно и строительные растворы. Управление подъемным механизмом платформы — из кабины шофера. В отличии от шасси ЗиС-150, вместо буксирного устройства установлены крюки и изменена конструкция держателя запасного колеса, рама укорочена на 714 мм.

В 1945 году началось строительство автозавода в грузинском городе Кутаиси и 18 августа 1951 года на Кутаисском автомобильном заводе (КАЗ) имени Г.К. Орджоникидзе был собрал первый грузовик ЗиС-150. С 1952 года на его шасси началось производство 3,5-тонных самосвалов КАЗ-585Б, предназначенных для перевозки сельскохозяйственных грузов, которые отличались от ЗиС-585 двумя боковыми открывающимися бортами, помимо заднего. С 1955 года ЗиС-585Б выпускался и в Москве.

С 1956 по 1958 год КАЗ изготавливал самосвалы КАЗ-585В. Основные размеры и механизмы были те же, что и у ЗиС-585, но имелись некоторые отличия от московской модели: упрощенная прямобортная платформа с откидным задним бортом; карданная передача с дополнительной промежуточной опорой; удлиненные передние рессоры; буксирное устройство для эксплуатации с прицепом; соединительная аппаратура топливопроводов унифицирована с аппаратурой ГАЗ-51, а аппаратура пневматического привода тормозов — с аппаратурой МАЗ-200. С 1958 года Кутаисский автозавод перешел на производство более совершенных самосвалов КАЗ-600 с кузовом с двухсторонним опрокидыванием вместимостью 2,4 м3.

На базе самосвала КАЗ-585Б с 1956 года выпускался уникальный для своего времени автомобиль-цементовоз КАЗ-601 с металлической сварной цистерной эллиптического сечения объемом 3 м3, опрокидывающейся с помощью двух гидравлических подъемников.

KAZ-120T trailer (21 Kb) 
Седельный тягач КАЗ-120Т
ЗиС-120Н. Седельный тягач КАЗ-120Т выпускался Кутаисским автозаводом в 1952-1959 годах на базе самосвала КАЗ-585Б. Автомобиль отличался от него наличием седельно-сцепного устройства, дополнительным бензобаком, увеличенной производительностью вентилятора и водяного насоса, системой охлаждения с повышенным давлением (кипение воды при 108-110°) и наличием конденсационного бачка. Для снижения пожарной опасности глушитель установлен в передней части тягача. Седельный тягач ЗиС-120Н выпускался Московским автозаводом в 1956-1957 годах и предназначался для буксировки полуприцепа ММЗ-584. От КАЗ-120Т московский тягач отличался отсутствием тропических новаций, но при этом был оборудован пневматическим выводом для управления тормозами прицепа и оснащен вторым топливным баком.

На шасси ЗиС-150 были созданы цистерны АЦ-4-150 и АЦМ-4-150 (Грабовский завод спецавтомобилей), автокраны АК-25 (1950 г.), АК-3ГС (1951 г.), АК-5Г (1953 г.), пожарная машина ПМЗ-9, мусоровоз МС2 (1950 г.), поливомоечная машина ПМ-8 (1955 г.) и многие другие специальные автомобили.

Автотранспортное управление Ленгорисполкома (АТУЛ) на базе ЗиС-150 строило автобусы Л-3М (1947–48) и Л-4 (1949–50). В качестве основы автобуса капотной компоновки Л-4 послужило удлиненное шасси грузовика с увеличенной до 5230 мм базой. Дубовый каркас кузова был обшит стальным листом. В конструкции введены усовершенствования: дополнительная опора карданного вала, вакуумный усилитель тормозов, усилены рессоры, установлен 150-литровый бензобак. Благодаря этому модель могла перевозить 40 пассажиров, из них 29 сидящих. Длина - 8660 мм, ширина - 2470 мм, высота - 2940 мм. Масса - 5970 кг.

В 1949-57 годах с использованием узлов и агрегатов грузовика ЗиС-150 на ЗиСе выпускался автобус ЗиС-155. В конце 1957 года его на конвейере заменил более совершенный ЗиЛ-158. По стилистике напоминавшие ЗиС-155, на шасси ЗиС-150 строили автобусы «ЦАРМ-Москва» Московские Центральные Авторемонтные мастерские.

 Характеристики ЗиС-15 ЗиС-150 ЗиС-156 ЗиС-156А ЗиС-120Н ЗиС-585
Колесная формула 4x2
Число мест 3
Длина, мм 6560 6720 5675 5940
Ширина, мм 2235 2470 2290 2290
Высота, мм 2265 2180
База, мм 4400 4000
Колея передних/задних колес, мм 1630/1780 1700/1740
Радиус поворота, м н/д 8,5
Дорожный просвет, мм н/д 265
Грузоподъемность, кг 3500 4000 3500 4000 - 3500
Снаряженная масса, кг 3300 3900 4600 3815 4190
Масса буксируемого прицепа, кг н/д 4500 9000* -
Двигатель (тип) н/д (К, I6) ЗиС-120 (К, I6)
Рабочий обьем, см3 5555
Мощность двигателя, л.с. при (об/мин) 82 (2600) 90 (2400) 74 (2400) 85 (2400) 90 (2400)
Максимальная скорость, км/ч 65 60 65 55 65
Расход топлива, л/100 км н/д 38,0 ** 42,0*** 39,0 39,0
Запас топлива, л 100 150 400 250*** 300 150
 н/д — нет данных
 * для ЗиС-120Н — наибольший допустимый вес полуприцепа с грузом
 ** 75,0 м3 коксового газа или 37,5 м3 метана
 *** сжиженного газа
[an error occurred while processing this directive]


ZiS-15 truck, 1938 (75 Kb) 75 Кб Грузовой автомобиль ЗиС-15 образца 1938 года — перспективная модель для замены ЗиС-5.
Фото из архива Вадима Матвиенко, Когда мы были «большими»…
ZiS-150P (4x4) prototype (30 Kb) 30 Кб Опытный грузовой автомобиль ЗиС-150П (4х4), 1944 г.
Фото: RC forum.ru
Prototype of ZiS-150 truck (9 Kb) 9 Кб Опытный образец ЗиС-150.
Рисунок: 6
ZiS-150 truck, wooden cabin-early variant (185 Kb) 185 Кб ЗиС-150 образца 1947 года с деревометаллической кабиной.
Фото: autowp.ru
ZiS-150 trucks (36 Kb) 36 Кб Колонна грузовых автомобилей ЗиС-150 с десантниками на Красной площади. Парад 7 ноября 1950 года.
Фото: «Военные парады на Красной площади», 2
ZiS-150 truck, fully metal cabin (26 Kb) 26 Кб ЗиС-150 образца 1950 года с цельнометаллической кабиной.
Фото: АМО ЗиЛ, официальный сайт
ZiS-150 truck, fully metal cabin (15 Kb) 15 Кб ЗиС-150 образца 1950 года с цельнометаллической кабиной.
Фото: 4
ZiS-150 truck (15 Kb) 15 Кб Грузовик ЗиС-150 модернизированный для испытательного пробега.
Рисунок: 6
ZiS-150 truck (476 Kb) 476 Кб Грузовик ЗиС-150 поздних серий.
Фото: autowp.ru
ZiS-150 truck (38 Kb) 38 Кб В некоторых армейских заказах содержались требования изготавливать автомобили ЗиС-150 с одним задним откидным бортом.
Фото: ВОЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ СССР
ZiS-150 loading in An-8 military freighter aircraft (48 Kb) 48 Кб Погрузка автомашины ЗиС-150 с использованием трапов в ВТС Ан-8.
Фото: Анисенко В.Г. «Восьмерка». Первый «летающий кит» Антонова. «Авиация и Время» №№3,4 1996 г.
ZiS-150V truck, 1956 (28 Kb) 28 Кб Грузовой автомобиль ЗиС-150В, 1956 г.
Фото: 8
ZiS-150 truck scheme (62 Kb) 62 Кб Габаритная схема грузового автомобиля ЗиС-150.
Схема: 1

ZiS-585 dump-truck (75 Kb) 75 Кб Самосвал ЗиС-ММЗ-585 с дерево-металлической кабиной.
Фото: 1
ZiS-585 dump-truck (13 Kb) 13 Кб Самосвал ЗиС-ММЗ-585.
Фото: ZIS-150, ZIS-120N, ZIS-156 - Gleb's SCI Page
ZiS-585E dump-truck (152 Kb!) 152 Кб! Самосвал ЗиС-ММЗ-585Е.
Фото: ZIS-150, ZIS-120N, ZIS-156 - Gleb's SCI Page
ZiS-585 dump-truck scheme (72 Kb) 72 Кб Габаритная схема самосвала ЗиС-ММЗ-585.
Схема: 1
KAZ-585V dump-truck (255 Kb!) 255 Кб! Самосвал КАЗ-585В.
Фото: http://modelcarsclub.narod.ru/
KAZ-600 dump-truck (95 Kb) 95 Кб Самосвал КАЗ-600.
Фото: 1
KAZ-600 dump-truck scheme (35 Kb) 35 Кб Габаритная схема самосвала КАЗ-600.
Схема: 1
PMZ-9 firetruck (65 Kb) 65 Кб Пожарная машина ПМЗ-9 на шасси ЗиС-150.
Фото: МЧС Республики Беларусь: Фотогалерея
ATs-4-150 fuel cistern (24 Kb) 24 Кб Автомобиль-цистерна АЦ-4-150 на шасси ЗиС-150.
Фото: Oldtimer gallery. Trucks. ZIS-150
ATsM-4-150 tank truck (17 Kb) 17 Кб Цистерна для нефтепродуктов АЦМ-4-150 на шасси ЗиС-150. 1952 г.
Фото: 7
Tank truck (35 Kb) 35 Кб Топливозаправщик на шасси ЗиС-150 у санитарного самолета Як-12С.
Фото: Oldtimer gallery. Trucks. ZIS-150
RS-1 snow cleaner on ZiS-150 base (509 Kb) 509 Кб Навесное оборудование шнекороторного снегоочистителя РС-1 производилось на Онежском машиностроительном (бывшем Петровском оружейном) заводе в г. Петрозаводск Карело-Финской ССР.
Фото: autowp.ru
PM-8 washing truck (14 Kb) 14 Кб Поливомоечная машина ПМ-8 на шасси ЗиС-150, оснащенная снежным плугом. 1955 г.
Фото: 7
Lifting tap K-32 (40 Kb) 40 Кб Автокран К-32 грузоподъемностью 3 т на шасси ЗиС-150 выпускался в Одессе с конца 1948 по 1950 год.
Фото: Кафедра машин инженерного вооружения ВИИВ ОВА
Lifting tap AK-3GS (47 Kb) 47 Кб Сельскохозяйственный автокран с грейферным оборудованием АК-3ГС грузоподъемностью 3 т на шасси ЗиС-150 выпускался в подмосковной Балашихе с 1951 года.
Фото: БАКМ | ИСТОРИЯ
KAZ-120T trailer (21 Kb) 21 Кб Седельный тягач КАЗ-120Т с 7-тонным полуприцепом-самосвалом КАЗ-716 для перевозки хлопка. Цельнометаллический кузов КАЗ-716 опрокидывался на правую сторону двумя гидравлическими цилиндрами.
Фото: sovavto.vif2.ru
ZiS-120N saddle tractor scheme (55 Kb) 55 Кб Габаритная схема седельного тягача ЗиС-120Н.
Схема: 1
KAZ-601 cistern (78 Kb) 78 Кб Автомобиль-цементовоз КАЗ-601.
Фото: 1
KAZ-601 cistern (68 Kb) 68 Кб Автомобиль-цементовоз КАЗ-601.
Фото: KAZ-600V - Gleb's SCI Page
KAZ-601 cistern (17 Kb) 17 Кб Автомобиль-цементовоз КАЗ-601.
Фото: 7
KAZ-601 cistern scheme (39 Kb) 39 Кб Габаритная схема цементовоза КАЗ-601.
Схема: 1
ATUL L-4 bus on ZiS-150 base (478 Kb) 478 Кб Городской автобус АТУЛ Л-4.
Фото: autowp.ru

ZiS-150 was also manufactured in Brasov, Romania in 1954-1965 under «Steagul Rosu 101» (Red Flag) label (46 Kb) 46 Кб Румынский SR-101 - лицензионная копия ЗиС-150.
Фото: miniauto.ro
ZiS-150 was also manufactured in Brasov, Romania in 1954-1965 under «Steagul Rosu 101» (Red Flag) label (35 Kb) 35 Кб Грузовики SR-101 собирались в Брашове с 1954 по 1965 год.
Фото: classiccar.3xforum.ro
SR-109 dump-truck (77 Kb) 77 Кб Самосвал SR-109.
Фото: aro4x4.net
China's cash with ZiS-150 truck, 1953 (96 Kb) 96 Кб На купюре «один фынь» (фынь — одна сотая юаня, типа нашей копейки) образца 1953 года изображен советский ЗиС-150 — 15 июля 1953 года был заложен первый камень в основание завода по производству его китайской копии.
Фото: avtoar.com
The first Jiefang CA10 trucks, 1956 (184 Kb) 184 Кб Первые грузовики Jiefang CA10 были собраны на 1-ом автомобильном заводе (г. Чанчунь, КНР) 13 июля 1956 года.
Фото: faw.com
China's Jiefang CA10 trucks production (112 Kb) 112 Кб Сборка грузовиков Jiefang CA10 на 1-ом автомобильном заводе.
Фото: rcforum.su
China's Jiefang CA10 trucks production (157 Kb) 157 Кб Сборка грузовиков Jiefang CA10 на китайской почтовой марке.
Фото: avtoar.com
China's Jiefang CA10 truck (77 Kb) 77 Кб Китайский грузовой автомобиль Jiefang CA10.
Фото: forums.aths.org, flixya.com
China's Jiefang CA10 truck (76 Kb) 76 Кб Китайский грузовой автомобиль Jiefang CA10.
Фото: oldihc.org
China's Jiefang CA10 truck (239 Kb) 239 Кб Jiefang CA10 с грузопассажирским кузовом.
Фото: Thierry Valdin, flickr.com
China's Q51 (soviet - LAZ-690) crane (105 Kb) 105 Кб Подъёмный кран Q51 - копия советского ЛАЗ-690.
Фото: hc360.com
China's copy of ZiS-150 - Jiefang truck (40 Kb) 40 Кб Китайский информационный плакат о грузовом автомобиле Jiefang CA10, лицензионной копии ЗиС-150.
Фото: Stefan Landsberger's Chinese Propaganda Poster Pages--Jiefang Truck
China's Jiefang CA10 truck engine (71 Kb) 71 Кб Двигатель автомобиля Jiefang CA10.
Фото: oldihc.org
China's Jiefang CA11B prototype truck (14 Kb) 14 Кб Попытка модернизации в 1960-х - Jiefang CA11B.
Фото: rcforum.ru
China's Jiefang CA10 truck (63 Kb) 63 Кб Jiefang CA10 позднего образца.
Фото: autowp.ru
China's Jiefang CA10 truck (101 Kb) 101 Кб Jiefang CA10 позднего образца.
Фото: autowp.ru
China's Jiefang CA10 dump truck (96 Kb) 96 Кб Самосвал на базе Jiefang CA10.
Фото: myautotun.ru
China's Jiefang CA10 crane (34 Kb) 34 Кб Гидравлический автокран с телескопической стрелой на базе Jiefang CA10.
Фото: СТТ №2 2009 г., rcforum.ru

ZiS-253 truck prototype, 1945 (79 Kb) 79 Кб Опытный грузовой автомобиль ЗиС-253. 1945 год.
Фото: д/ф «Автомобили в погонах»
ZiS-253 truck prototype, 1945 (79 Kb) 79 Кб Шильдик на капоте опытного ЗиС-253. 1945 год.
Фото: д/ф «Автомобили в погонах»
ZiS-253 truck prototype, 1945 (41 Kb) 41 Кб Грузовик ЗиС-253 намечали делать в Новосибирске, но эти планы так и не реализовались.
Фото: «За рулем» №11 1996 г.
Ul'ZiS-NAMI-253 truck prototype, 1946 (25 Kb) 25 Кб Опытный грузовик УльЗИС-НАМИ-253. 1946 год. Машина имела трехцилиндровый дизель, унифицированный с ЯАЗ-204.
Фото: 4
DAZ-150 «Ukrainets» truck prototype (87 Kb) 87 Кб Опытный грузовой автомобиль ДАЗ-150 «Украинец».
Фото: д/ф «Автомобили в погонах»
DAZ-150 «Ukrainets» (25 Kb) 25 Кб Автопоезд ДАЗ-150 «Украинец».
Фото: www.1tv.ru
DAZ-150 «Ukrainets» (37 Kb) 37 Кб Виталий Грачев представляет автомобили семейства «Украинец» Первому секретарю Днепропетровского обкома КПСС Л.И. Брежневу.
Фото из архива В.А. Грачева, Журнал "АВТОТРАК", №7-8 2003 г.

Источники:
1. Краткий автомобильный справочник. Автотрансиздат. Москва, 1958 г.
2. autonews
3. А. Поварницин «Впервые в мировой практике», Автомобильный Омск
4. AMEVO-сайт Рыжикова Леонида
5. Л. СУСЛАВИЧЮС, БОЕВАЯ “ТРЕХТОНКА”, "Моделист-Конструктор" 1990, №5
6. "Автомобильный транспорт" 6'96
7. http://mr.ksaa.edu.ru:8101/konkurs/ta/auto/information/1-222.htm
8. Автомодельное бюро: ЗИС-150
9. "Вечерний Новосибирск", 24 августа 2002 г.






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»