![]() | ![]() |
Поистине грандиозной по своему замыслу получилась работа СКБ ЗиЛ совместно с инженерными войсками по созданию большого полноприводного плавающего автомобиля ЗиЛ-135П на агрегатах шасси ЗиЛ-135К, построенного в феврале 1965 года. Первоначально изделие предполагалось использовать в качестве самоходного понтона для наведения плавучих переправ. Однако в дальнейшем его переделали в транспортную машину десанта. Несущий корпус, впервые в мировом автостроении для таких целей выполненный из стеклопластика, был разработан в ЦНИИ им. А.Н. Крылова и получил настолько удачные обводы и совершенную гидродинамику, что позволило амфибии развивать скорость на воде при двухбалльном волнении до 16,4 км/ч. Этому способствовала и установка двух гребных винтов в эффективные кольцевые поворотные насадки (откидывались при движении на суше). В результате пропульсивный КПД водоходного движителя ЗиЛ-135П (отношение мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления воды при буксировке машины, к мощности, подведенной к винтам) достигал необычайно большой величины — 0,48, тогда как на известных зарубежных амфибиях тех лет он составлял 0,18..0,22, а в настоящее время не превышает 0,24. Высокую прочность конструкции придавали наружная и внутренняя обшивки, изготовленные из стеклопластика, пространство между ними заполнялось пенопластом. Кабина располагалась в передней части корпуса, грузопассажирский отсек — в средней, моторное отделение — в кормовой. В качестве силовой установки использовали два 180-сильных двигателя ЗиЛ-375, которые с помощью автоматической гидромеханической КПП, бортовых и колесных редукторов приводили во вращение движители своего борта, что позволяло обходиться без дифференциалов. Средние пары колес были сближены, а передняя и задняя разнесены и выполнены управляемыми. Всего было построено два автомобиля. ЗиЛ-135П прошел все виды испытаний, в том числе на Балтике и Северном море. Амфибия полной массой 20 т могла сходить с транспорта в море при волнении до 5 баллов, передвигаться среди плавающих льдов, буксировать суда различного типа и доставлять на берег груз весом до 5 тонн. Скорость движения по твёрдым грунтам достигала 65 км/ч. [an error occurred while processing this directive] |
![]() | фотографии и схемы | ![]() |
Источники: |
![]() | ![]() |