YaAZ-210 (6x4) truck (302 Kb) ЯАЗ-210
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ
 
YaAZ-210 truck
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В августе 1947 года началось серийное производство автомобиля ЯАЗ-200. Одновременно шли работы по проектированию нового семейства трёхосных грузовиков ЯАЗ-210 (6×4). Их прототипами стали американские тягачи Diamond T-980/981, поставлявшиеся в нашу страну во время ВОВ по ленд-лизу. Первые образцы автомобилей ЯАЗ-210 с шестицилиндровыми двигателями GMC 6-71 подготовили к апрелю 1948 года. Семейство включало пять моделей: ЯАЗ-210 — 12-тонный грузовик с деревянной бортовой платформой, ЯАЗ-210А — грузовая машина с металлической бортовой платформой и с лебёдкой, ЯАЗ-210Г — балластный тягач, ЯАЗ-210Д — седельный тягач и ЯАЗ-210Е — самосвал.

лебедка находилась между кабиной и платформой ЯАЗ-210 оснащались металлической платформой с откидывающимися на три стороны деревянными бортами (на фото справа), при этом средние упорные стойки стягивались цепью, исключавшей прогиб бортов под давлением груза; на ЯАЗ-210А устанавливалась цельнометаллическая платформа (на фото слева) с высокими решетчатыми бортами, откидывающимся задним бортом и лебедкой, установленной между кабиной и платформой. Размеры автомобиля ЯАЗ-210 (в скобках - данные ЯАЗ-210А): длина - 9660 мм (9490 мм), ширина - 2650 мм (2640 мм), высота - 2575 мм, база - по первой и третьей осям - 6450 мм. Из специальных автомобилей, строившихся на шасси ЯАЗ-210, следует отметить полноприводные дизель-электрические автомобильные кроны К-104, грузоподъемностью 10 т, выпускавшиеся Камышинским автокрановым заводом и находившие широкое применение на разпичных промышленных и строительных объектах, а также но базах и складах с большим количеством операций по переработке грузов. Очень много специальных машин на шасси ЯАЗ-210 для разведки и добычи нефти работало на нефтепромыслах; здесь и смесительные установки, и агрегаты для усвоения и ремонта нефтяных скважин, и нефтепромысловые автоцистерны, включая установки для кислотной обработки скважин, и брустерно-компрессорные установки, плюс специальные мощные пожарные автомобили для тушения горящей нефти и газа.

С конца 40-х годов Ярославский автозавод сконцентрировал свои усилия на внедрении гаммы самых крупных и тяжелых в то время в СССР 3-осных дорожных автомобилей ЯАЗ-210 (6x4), опытные образцы которых были созданы в апреле 1948 года. Их прообразами стали мощные американские тягачи фирмы "Дай-монд Т" (Diamond) серии "980/981" военного периода. С1950 г. для серии ЯАЗ-210 удалось наладить выпуск нового 6-цилиндрового 2-тактного дизеля ЯАЗ-206 (6970 см3, 165 л.с.), аналогичного американскому мотору "Джи-Эм-Си 6-71". Серийное производство новой гаммы машин началось в 1951 г.

Базовый 12-тонный грузовик ЯАЗ-210 с цельнометаллической кабиной по общей конструкции не отличался от предшественника ЯАЗ-200, но дополнительно оснащался 2-ступенчатой раздаточной коробкой, карданными приводами обоих задних мостов с двойными главными передачами и межосевым дифференциалом с механической блокировкой. Автомобиль развивал максимальную скорость 55 км/ч и расходовал 60~80 л топлива на 100 км. С 1951 г. на базе ЯАЗ-210 выпускались вариант ЯАЗ-210А с механической лебедкой и высоким решетчатым кузовом и 10-тонный самосвал ЯАЗ-210Е с опрокидывающимся назад кузовом емкостью 8 м3. Седельный тягач ЯАЗ-210Д был рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой до 50 т. Балластный тягач ЯАЗ-210Г снабжался цельнометаллической платформой, в которую загружали до 8 т балласта для повышения его тяго-во-сцепных качеств. Это позволяло буксировать прицепы полной массой до 40 т со скоростью 45 км/ч. При этом расход топлива составлял 140 л на 100 км. Последним вариантом 210-й серии в 1957 г. стал 10-тонный самосвал ЯАЗ-218 с 2-сторонней разгрузкой.
 Характеристики ЯГ-7 ЯАЗ-200 ЯАЗ-205
Колесная формула 4x2
Число мест 3
Длина, мм 6693 7620 6065
Ширина, мм 2500 2650 2615
Высота по кабине, мм 2315 2430
Колесная база, мм 4200 4520 3800
Колея передних/задних колес, мм 1900/1870 1950/1920
Дорожный просвет, мм 280 290
Радиус поворота, м 8,5 9,2 8,5
Грузоподъемность, кг 5000 5000/7000* 5000
Снаряженная масса, кг 5300 6290 6700
Полная масса, кг н/д 11380/13500* 12825
Полная масса буксируемого прицепа, кг 9500
Двигатель (тип) ЗиС-15 (К, 6) ЯАЗ-204 (Д, 4)
Рабочий обьем, см³ 5555 4650
Мощность двигателя, л.с. (об/мин) 80…85 (2600) 112 (2000)
Крутящий момент, кгм (об/мин) н/д 48 (1000…1300)
Максимальная скорость, км/ч 52 60 55
Запас топлива, л н/д 225 105
Расход топлива, л/100 км 35
Запас хода, км 700 300
 н/д — нет данных
 * На дорогах с твёрдым покрытием.
[an error occurred while processing this directive]


Prototype of YaAZ-210 (6x4) truck, 1949 (205 Kb) 205 Кб Опытный грузовой автомобиль ЯАЗ-210 (6х4), 1949 г.
Фото: 2
Early YaAZ-210 truck (302 Kb) 302 Кб Грузовой автомобиль ЯАЗ-210 раннего образца.
Фото: 2, 4
Prototype of YaAZ-210A truck (363 Kb) 363 Кб Опытный грузовой автомобиль ЯАЗ-210А с лебёдкой.
Фото: 2, 3
YaAZ-210A truck (731 Kb) 731 Кб Грузовой автомобиль ЯАЗ-210А с лебёдкой.
Фото из архива Романа Астахова, 1
YaAZ-210G truck (60 Kb) 60 Кб ЯАЗ-210Г.
Фото: источник выясняется
YaAZ-210D saddle tractor prototype, 1949 (280 Kb) 280 Кб Опытный седельный тягач ЯАЗ-210Д с лебёдкой, 1949 г.
Фото: 2
YaAZ-210D saddle tractor (471 Kb) 471 Кб Седельный тягач ЯАЗ-210Д.
Фото: 4
YaAZ-210D saddle tractor (89 Kb) 89 Кб Седельный тягач ЯАЗ-210Д.
Фото из архива Романа Астахова, 1
YaAZ-210D saddle tractor (204 Kb) 204 Кб Седельный тягач ЯАЗ-210Д.
Фото: 2

Источники:
1. Экспозиция музея ОАО «Автодизель», памятный альбом «Автомобили Ярославского автозавода», фото ЯМЗ
2. Альбом «ЯГАЗ ЯАЗ YaGAZ YAZ (high resolution)»
3. А. Новиков, «ЯАЗ-210»: последний ярославский медведь. Журнал «Автотрак» №6, 2001
4. autowp.ru






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»