VAZ-2122 Reka amphibious vehicle (23 Kb) ВАЗ-2122 «Река»
АВТОМОБИЛЬ-АМФИБИЯ
 
VAZ-2122 Reka amphibious vehicle
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В ходе испытаний второй серии опытных образцов ВАЗ-2121 «Нива» в 1974 году под руководством первого Главного конструктора ВАЗа В.С. Соловьева началась проработка автомобиля-амфибии. Тогда был составлен эскизный технический проект на «автомобиль для рыбаков и охотников, способный преодолевать водные преграды» заинтересовавший МО.

Наличие базовой машины заранее исключило все дискуссии по поводу вариантов кинематической схемы — полностью использовались двигатель и шасси «Нивы». Кузов — 4-местный, водоизмещающий, двухдверный, открытый, с мягким съемным верхом. Ветровое стекло — плоское, откидывающееся вперед. Движение на плаву — за счет вращающихся колес, находящихся целиком в воде. Для повышения проходимости и более уверенного выхода из воды было решено увеличить размерность шин с 6.95-16" до 8-16" (то есть ширина шин возрастала со 175 до 205 мм с соответствующим увеличением и внешнего диаметра). Это потребовало, в свою очередь, увеличения передаточного числа главной пары мостовых редукторов (1 = 4,78). Глушитель расположен спереди под бампером. Выхлоп на плаву производится в воду.

 VAZ-2122 wood model (13 Kb)
Макет ВАЗ-2122
В Центре Стиля ВАЗа были изготовлены два полномасштабных деревянных макета. Автором обоих был ведущий дизайнер А.Д. Еремеев. После обсуждения макетов на техсовете был выбран один из них. Работы по машине, как и по «Ниве», возглавил П.М. Прусов, выросший к тому времени до начальника бюро общей компоновки (ставшего впоследствии отделом). Машина получила заводской индекс 2122.

Были сделаны все необходимые чертежи первой серии (Э2122), по которым и были изготовлены летом 1976 года первые два образца — желтый и зеленый. Оригинально выполненный воздухозаборник моторного отсека размещался не на привычном месте перед радиатором, а наверху, в передней части плоского капота. Тем самым достигалась повышенная герметичность корпуса на плаву, особенно — при входе в воду. Окно заборника имело ограждение в форме перекидного щитка. Откинутый вперед, он на плаву выполнял роль волноотражателя, а при движении на суше его надо было откинуть назад. Не смотря на это была предусмотрена и откачка воды из моторного отсека.

VAZ-E2122 prototype (20 Kb) 
Второй ВАЗ-Э2122
На самом первом образце (как и на макете) отсутствовали боковые окна в задней части тента. Первые же выезды выявили совершенно не приемлемую обзорность боковых задних секторов, и уже на втором образце такие окна появились.

Первый экземпляр быстро выявил недостаток охлаждения двигателя — в панели перед радиатором пришлось вырезать горизонтальное отверстие по краям подштамповки под номерной знак. Пришлось отказаться от идеи глухой передней стенки моторного отсека — на всех последующих образцах забор воздуха при езде на суше осуществлялся спереди. На плаву же этот передний воздухозаборник закрывался специальной откидной крышкой, и воздух поступал сверху. Но на обоих ВАЗ-Э2122 пришлось эту дыру перед входом в воду закрывать номерным знаком, переставляя его с бампера.

Выявилась низкая надежность всех агрегатов трансмиссии и их перегрев. У всех агрегатов, находившихся внутри кузова (редуктор переднего моста, 4-ступенчатая коробка передач и раздаточная коробка), температура очень быстро достигала запредельных значений.

Тем не менее оказался очень высоким уровень проходимости. Сравнительно легкая машина (в полтора раза легче УАЗа) на больших и широких шинах ВлИ-6 Волжского шинного завода, с достаточно мощным двигателем 1,6 л творила буквально чудеса. Ни в чем и нигде не уступая УА3-469Б, она в некоторых случаях (к примеру, на сыпучем песке) была даже лучше. По словам испытателей «таких машин (это относится и к образцам второй серии) у нас больше никогда не было!»

Хорошие результаты показывали и водные испытания. Вращающиеся в воде колеса создавали тягу 60 кГс. При оборотах двигателя около 4000 об/мин машина могла плыть со скоростью 4,3 км/ч. Радиус циркуляции, т.е. радиус разворота на воде удивил тем, что был таким же, как и на суше.

 VAZ-2E2122 prototype (14 Kb)
ВАЗ-2Э2122
Военным понравилась машина и они настояли на изготовлении еще двух таких же образцов, но уже для совместных испытаний. Два автомобиля ВАЗ-2Э2122 были собраны осенью 1978 года и были окрашены в серо-голубой цвет.

От первых образцов их можно было легко отличить по огромному переднему воздухозаборнику. На смену маленьким «жигулевским» зеркалам, установленным на крыльях, пришли большие зеркала заднего вида от КамАЗа (из-за них новые машины сразу же окрестили «ушастиками»). Вскоре они были заменены на зеркала от ГАЗ-53, которые впоследствии прижились. Для лучшего охлаждения агрегатов трансмиссии днище за раздаточной коробкой и оба борта были выполнены двойными. Вентилятор двигателя, прососав воздух через радиатор, гнал его дальше, обдувая коробку передач и раздаточную коробку. Затем через двойные пол и борта воздух выбрасывался наружу через решетки, установленные в задней верхней части каждого борта. В остальном эти образцы от первых ничем не отличались. Испытания второй серии велись практически весь 1979 год, но должного охлаждения и надежности узлов трансмиссии достичь не удавалось.

К тому времени ведущим конструктором этой машины был назначен В.И. Доманский, пришедший с УАЗа и имевший немалый опыт по разработке внедорожных полноприводников. Было решено вернуться к старым проверенным шинам ВлИ-5, передаточное число главной пары обоих ведущих мостов уменьшить до 1 = 4,44. К тому же заказчик настоял и на уменьшении мощности двигателя. Для испытания новой комплектации на надежность узлов трансмиссии в 1979-80 годах совместно с заказчиком на четырех «Нивах» были установлены соответствующие двигатели и агрегаты.

Одновременно, на одном из образов второй серии с установленными на него двигателем, мостами и шинами согласно новой концепции, так называемым «ходовом макете» проходили иследования охлаждения агрегатов. Снижение сопротивления воздуховодов привело к тому, что кузов данного макета был основательно переделан. В добавок убрали редуктор переднего моста из непродуваемого «мешка» под двигателем и закрепили его снаружи днища на специальном подрамнике.

Летом 1980 года этот образец, окрашенный ярко-голубой краской, проходил испытания в Туркмении, в том числе и на сыпучем песке при 40-градусной жаре. На машине было установлено около пятидесяти датчиков. Конструкция переделанного кузова себя оправдала. Горячий воздух из моторного отсека, как и в динамической камере, успешно охлаждал агрегаты, да и передний мост, обдуваемый воздухом, сразу перестал греться.

VAZ-3E2122 prototype (16 Kb) 
ВАЗ-3Э2122
Учтенный на тот момент опыт был заложен в чертежи новых, полностью измененных — от кузова до колес — образцов третьей серии (3Э2122). Они сразу же были запущены в изготовление и в начале 1982 года был готов первый образец (сборка второго несколько задержалась, и он вышел из цеха только в середине лета). Эти машины, как и все последующие, красились в темно-зеленый цвет.

Машина стала более компактной. На плаву передний воздухозаборник закрывался перекидным щитком, находящимся в передней части капота (что одновременно открывало верхний воздухозаборник). Прижатие щитка к резиновому уплотнителю, окаймляющему проем, обеспечивало надлежащую герметичность. Образцы имели и двойной пол, и двойной правый борт с решеткой выброса воздуха в задней части (к тому времени уже выяснилось, что выброс через один борт эффективнее, чем через два).

На образцах третьей серии конструкция уплотнений оказалась настолько удачной, что потом почти не переделывалась — по днищу ниже ватерлинии уплотнялись только выходы карданных валов, вал рулевой сошки и ось маятника — исчезли громоздкие брезентовые чехлы приводов колес и рулевых тяг, удалось отказаться от сальников. Днище снизу получило несколько герметичных лючков для доступа к агрегатам и обязательный для всех плавающих машин клапан-кингстон.

Испытания третьей серии проводились в 1982 году, в том числе в Туркмении и на высокогорье Памира. До весны 1983 года проводилась доводка автомобиля по программе заводских испытаний. С апреля 1983 года по октябрь 1983 года межведомственная комиссия, возглавляемая генерал-лейтенантом Б.Д. Тютюнником — начальником 21-го НИИИАТ МО проводила государственные (приемочные) испытания. В испытаниях участвовала одна машина 3Э2122 и два образца четвертой серии. По-старому они именовались бы 4Э2122, но уже появилась новая индексация опытных серий, теперь это называлось серия «400».

В ходе испытаний комиссия сделала 120 замечаний. В течении 1984 года перерабатывалась документация, дорабатывалась конструкция автомобиля. В феврале-марте 1985 года была изготовлена серия «500», состоящая 10 автомобилей и 3 кузовов. Двумя машинами занялись заводские испытатели (ведущий инженер-испытатель В. Котляров, инженер-испытатель О. Тарасов), 2 попали в Бронницы, а шесть других передали на опытную эксплуатацию к заказчику: 2 — в Минск, 2 — в Кизыл-Арват (Туркмения) и 2 — в Читу. В воинских частях проходила проверка возможностей этих автомобилей делать то, что положено: плавать, перевозить людей, использовать в разных армейских и обычных транспортных операциях.

 VAZ-2122-600 prototype vehicle (12 Kb)
ВАЗ-2122 серии «600»
По окончании испытаний в конце 1985 года все автомобили вернули в Тольятти для анализа результатов. На этом этапе осталось менее 10 мелких замечаний, но у военных появились новые предложения по совершенствованию этих автомобилей. В 1987 году была изготовлена, уже с учетом дополнительных замечаний, серия «600», последняя, из трех образцов. Тогда же было подписано решение, согласно которому машину рекомендовали к производству, но заказчик оказался не способен профинансировать подготовку производства, которая нужна была на ВАЗе по организации изготовления деталей оригинальных кузовов, комплектующих и общей сборке автомобиля.

ВАЗ-2122 постигла та же участь, что и ульяновский «Ягуар» — проект отправили на полку, а экспериментальные образцы были распроданы. Из числа последних трех автомобилей на 1987 год один находится в Каунасе в музее транспортной техники, второй передали в Бронницы, где автомобиль долго использовался для парадов, а затем его передали Рязанскому автомобильному высшему училищу в Военный автомобильный музей. Третий автомобиль приказом Генерального директора АО «АвтоВАЗ» Каданникова было разрешено приобрести В.И. Доманскому.

 Характеристики ВАЗ-Э2122 /
ВАЗ-2Э2122
ВАЗ-2122
серия «600»
Колесная формула 4x4
Длина, мм 3735 3714
Ширина, мм 1690 1678
Высота, мм 1775 1680
Колесная база, мм 2200
Снаряженная масса, кг 1200 N/A
Двигатель (тип) ВАЗ-2106 (К, I4) ВАЗ-21211 (К, I4)
Рабочий обьем, см3 1600 1294
Максимальная скорость, км/ч
- на шоссе
-на воде

115
4,3

110
4,0
 N/A — нет данных
[an error occurred while processing this directive]


VAZ-2122 wood model (13 Kb) 13 Кб Полномасштабный деревянный макет ВАЗ-2122. Шины также вырезаны из дерева!
Фото: 4
1st VAZ-E2122 prototype (13 Kb) 13 Кб Первый экземпляр ВАЗ-Э2122 входит в воду. Васильевские озера, г. Тольятти
Фото: 4
2nd VAZ-E2122 prototype (20 Kb) 20 Кб Второй экземпляр ВАЗ-Э2122.
Фото: 4
VAZ-E2122 prototypes (15 Kb) 15 Кб Обе машины ВАЗ-Э2122 на водных испытаниях.
Фото: 4
VAZ-2E2122 prototype (14 Kb) 14 Кб Образец второй серии - ВАЗ-2Э2122.
Фото: 4
VAZ-2E2122 prototype (16 Kb) 16 Кб Определение угла поперечной устойчивости ВАЗ-2Э2122 на поворотной платформе.
Фото: 4
VAZ-3E2122 prototype (16 Kb) 16 Кб Образец третьей серии — ВАЗ-3Э2122.
Фото: 4
VAZ-3E2122 prototype (11 Kb) 11 Кб ВАЗ-3Э2122. Преодоление водной преграды.
Фото: 4
VAZ-3E2122 prototype (12 Kb) 12 Кб ВАЗ-3Э2122. Выход на берег.
Фото: 4
VAZ-2122-500 prototype vehicle (14 Kb) 14 Кб ВАЗ-2122 серии «500». Испытания «фронтальный удар» со скорости 50 км/ч в бетонный куб.
Фото: 4
VAZ-2122-500 prototype vehicle (12 Kb) 12 Кб ВАЗ-2122 серии «500». После испытаний «удар сзади» машина уехала на базу своим ходом.
Фото: 4
VAZ-2122-600 prototype vehicle (12 Kb) 12 Кб ВАЗ-2122 серии «600».
Фото: 4
VAZ-2122-600 prototype vehicle (11 Kb) 11 Кб ВАЗ-2122 серии «600».
Фото: 4
VAZ-2122 Reka amphibious vehicle (73 Kb) 73 Кб ВАЗ-2122 серии «600».
Фото: 2
VAZ-2122 Reka amphibious vehicle (7 Kb) 7 Кб ВАЗ-2122 серии «600».
Фото: ВНЕДОРОЖНИКИ РОССИИ
VAZ-2122 Reka amphibious vehicle (18 Kb) 18 Кб ВАЗ-2122 серии «600» на плаву.
Фото: 4
VAZ-2122 Reka amphibious vehicle (23 Kb) 23 Кб ВАЗ-2122 серии «600» в экспозиции Военного автомобильного музея в Рязани.
Фото: 4

Источники:
1. Агентство новостей Тольятти
2. ВАЗ-2122
3. АВТОМОБИЛИ
4. Военная Нива 2122






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»