|
Урал-375 АРМЕЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ
Ural-375 army truck
|
|
17 апреля 1958 года ЦК КПСС и Совет Министров
СССР приняли постановление о реконструкции
Уральского автозавода с целью выпуска семейства 5-тонных
автомобилей высокой проходимости в объеме выпуска 35000 таких автомобилей в год
с прекращением на нем производства 2-осных машин.
При этом срок выпуска первой партии новых машин был установлен 1960 год, а
серийного производства – 1961 год.
1 мая 1958 года на праздничной демонстрации по главному проспекту
города прошли два первых опытных образца УралЗИС-НАМИ-375 (см. НАМИ-020),
собранные в КЭО УралАЗа.
Первый – с кабиной от нового московского грузовика ЗиЛ-130
с панорамным ветровым стеклом, усиленным центральной перемычкой, второй имел
цельнометаллическую кабину собственного изготовления. Заводские, а затем и
полигонно-заводские испытания опытных образцов первой серии, выявивили массу
недостатков: значительные износы и поломки деталей двигателя и его систем, сцепления; недостаточная жесткость мостов;
автоколебания управляемых колес; неоднократный отказ тормозов; неудовлетворительная
работа передней подвески на резиновых опорах рессор; поломки рессор; низкая
износостойкость шин; недостаточная надежность основания и других деталей
кабины, лебедки. В то же время, была отмечена удовлетворительная работа коробки
передач, раздаточной коробки и системы накачки шин, изменяющей давление в
зависимости от дорожных условий от 3,2 до 0,5 кгс/см2.
|  |
Опытный Урал-375 |
В марте 1959 года начались испытания опытных образцов второй серии -
Урал-375 и Урал-375Т (с деревянной платформой с 3 открывающимися
бортами), на которых была ликвидирована часть недостатков. Оба автомобиля имели
кабину собственного изготовления. По требованиям военных новая кабина имела
съемный брезентовый верх, плоские ветровые стекла, которые складывались до
уровня капота, чем выполнялись «необходимые условия по маскировке автомобиля и
его защите от оружия массового поражения». После успешных заводских испытаний,
в июне 1959 года автомобили были переданы на государственные испытания.
20 июля 1959 года вышел приказ директора завода А.К. Рухадзе №331
о подготовке серийного производства Урал-375. Поскольку на основном конвейере
завода всего лишь год, как был начат выпуск УралЗиС-355М,
для сборки установочной партии и серийного производства Урал-375 было решено
использовать временные площади. Для ускорения выпуска трехосных автомобилей
организовали три цеха опытного производства (ЦОП). В ЦОП-1 организовывалась
сборка всех трех редукторов, в ЦОП-2 - производство раздаточных коробок. В
других цехах по временной технологии была организована сборка мостов и рулевых
управлений. И, наконец, в ЦОП-3 был организован временный конвейер для сборки
самих автомобилей Урал-375.
7 ноября 1960 года — в день 43-й годовщины Великой Октябрьской
Социалистической Революции — по центральным улицам Миасса в составе праздничной
заводской колонны проехал первый серийный Урал-375. А 31 декабря 1960 года,
в цехе шасси состоялся митинг, посвященный постройке серийной десятки этих
автомобилей — именно тот день и стал началом серийного производства нового
вездехода. Первое время Урал-375 выпускались только для удовлетворения заказов
Министерства обороны. Практически все машины имели 3-местную кабину с
брезентовым верхом. Бортовые автомобили-тягачи Урал-375 оснащались
цельнометаллической грузовой платформой со съемными дугами и тентом,
оборудованной продольными откидными скамьями для транспортировки личного
состава. Для привода вспомогательных агрегатов на коробку передач могла
устанавливаться коробка отбора мощности, а также коробка дополнительного
отбора мощности с приводом через скользящую муфту от первичного вала
раздаточной коробки. Часть автомобилей оснащалась установленной спереди
лебёдкой барабанного типа (тяговое усилие 7 тс, рабочая длина троса — 65 м)
с тросоукладчиком, предназначенной для самовытаскивания автомобиля. Привод
лебедки — открытая карданная передача от коробки дополнительного отбора
мощности.
В 1961-1963 годах в НАМИ прошли
сравнительные испытания серийного Урал-375 и НАМИ-020, по результатам
которых было подтверждено соответствие параметрам и выработаны рекомендации
для дальнейшего совершенствования. В частности, отказались от муфты отключения
переднего моста, лебёдку перенесли в заднюю часть рамы. Машина, наконец,
получила первоначально разработанную для
Урал-377 цельнометаллическую кабину с
закрепленным неподвижно 4-секционным ветровым стеклом и более эффективным
отопителем. В 1964 году после проведенной модернизации многоцелевой
бортовой автомобиль получил индекс Урал-375Д.
 | |
Сборка «Уралов» |
По своим техническим показателям, и в первую очередь по проходимости,
Урал-375Д стал лучшим среди вездеходов этого класса. В сентябре 1969 года Урал-375Д,
демонстрировавшийся на международной Лейпцигской ярмарке (ГДР),
был награжден золотой медалью и дипломом I степени. В 1972 году этому
автомобилю была присвоена высшая категория качества, а в 1973 году -
государственный Знак качества - символ технического совершенства того
времени. Первая экспортная партия Урал-375Д в середине 60-х годов была передана
в Монголию, вслед за ней две партии машин ушли в ГДР.
На базе автомобилей Урал-375 было создано бесчисленное множество специальных
машин для нужд Советской армии и армий стран Варшавского договора, в том числе:
пусковая установка БМ-21 РСЗО
9К51 «Град», автоцистерны АЦ-5-375, АЦ-5,4-375 и АЦГ-5-375, автомаслотопливозаправщики
АТМЗ-5-375, передвижные мобильные штабы со спальными прицепами,
специальные автомобильные краны 8Т200 и т.д. Уральские вездеходы нашли
большое применение и «на гражданке», являясь незаменимыми помощниками газо- и
нефтедобытчиков, сейсмологов, геологов.
|  |
Сборка «Уралов» |
На протяжении серийного выпуска
Урал-375Д и его модификации постоянно модернизировались. Так, например,
с середины 1968 года в системе охлаждения двигателя вводится отводная
магистраль, обеспечивающая циркуляцию воды в водяной рубашке двигателя при
отключенном радиаторе (байпас) и устанавливается единый полнопоточный
центробежный масляный фильтр (центрифуга).
Всем был хорош 375-й, кроме одного — стремительно устаревавшего
карбюраторного двигателя с очень высоким расходом топлива: на 100 километров
расходовалось 68 литров бензина. В ноябре 1977 года на Уральском
автозаводе были выпущены первые грузовики Урал-4320 с дизелями
КамАЗ-740 мощностью 210 л.с., которые к 1992 году полностью вытеснили
бензиновые вездеходы с главного конвейера.
продолжение следует…
Параметры |
Урал-375 |
Урал-375Д |
Урал-375A |
Урал-375С |
Грузоподъемность, т |
5,0/4,5* |
5,8 |
5,5** |
Вес буксируемого прицепа или полуприцепа с грузом, т |
10,0/5,0*** |
12,0 |
Масса снаряженного автомобиля, кг |
8000/8400* |
7100 |
7700 |
Полный вес автомобиля, кг**** |
13200/13300* |
19700***** |
Габаритные размеры, мм: - длина - ширина - высота по кабине - высота по тенту кузова |
7350 2690 2680 2980 |
8000 2500 2680 - |
6990 2500 2680 - |
База, мм |
4200 |
Колея всех колес, мм |
2000 |
Клиренс, мм - под передним мостом - под задними мостами |
400 400 |
Наименьший радиус поворота по колее переднего колеса, м |
10,5 |
Углы въезда, съезда, град: - передний - задний |
44 40 |
44 65 |
Максимальная скорость, км/ч |
75 |
65 |
Путь торможения со скорости 40 км/ч, м |
15 |
13 |
Контрольный расход топлива, л/100 км |
48 |
63 |
Запас хода по контрольному расходу топлива, км |
750 |
625 |
650 |
Запас топлива, л - основной бак - дополнительный |
300 60 |
300 - |
300 110 |
Двигатель |
V-образный, 8-цилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный |
ЗиЛ-375 |
Рабочий объем, л |
6,959 |
Степень сжатия |
6,5 |
Максимальная мощность л.с. (об/мин) |
180 (3200) |
Макс. крутящий момент, кгм (об/мин) |
47,5 (1800) |
Электрооборудование |
батарейное 12 В |
Сцепление |
сухое, двухдисковое с периферийными пружинами, привод рычажный от педали |
Коробка передач |
ЯМЗ-204У, механическая, трехходовая, с пятью передачами для движения вперед и одной назад, с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах |
Передаточные числа КПП |
6,17; 3,40; 1,79; 1,0; 0,78; задний ход - 6,69 |
Главная передача |
Двойная, пара конических шестерен со спиральным зубом и пара косозубых цилиндрических шестерен |
Передаточное отношение |
8,9:1 |
Раздаточная коробка |
Механическая, двухступенчатая с цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом, распределяющим крутящий момент между передним мостом и тележкой задних мостов в отношении 1:2 |
Передаточное отношение - высшая передача - низшая передача |
1,30:1 2,15 |
Карданная передача |
Открытая, четырьмя валами с шарнирами на игольчатых подшипниках |
Колеса |
Специальные, с разъемными ободами, коническими полками и распорным кольцом |
Шины, размер |
ОИ-25, 14.00—20 |
Тормоза |
Открытого типа, колодочные на всех колесах |
Рабочий привод |
Пнеммогидравлический: для переднего и среднего мостов - совместный, для заднего моста - отдельный |
Ручной тормоз |
Установлен на выходном валу раздаточной коробки, барабанного типа с внутренними колодками; привод сблокирован с тормозным краном ножных тормозов для затормаживания прицепа на стоянке |
Рулевой механизм, тип |
Левого расположения, с гидравлическим усилителем, двухзаходный червяк и зубчатый сектор |
Передаточное отношение |
21,5:1 |
Кабина |
Трехместная, металлическая с мягким верхом, с откидными рамками ветрового и дверных окон |
Трехместная, цельнометаллическая с глухим ветровым окном, опускными стеклами и поворотными форточками дверей |
Платформа |
Металлическая с задним откидным бортом, оборудована откидными скамейками и съемным тентом с дугами; боковые и передний борта надставные решетчатые |
- |
Внутренние размеры платформы, мм - длина - ширина - высота борта |
3900 2430 872 |
- |
* Без лебедки/с установленной лебедкой. ** Максимальная нагрузка на седельное устройство. *** При движении по дорогам с твердым покрытием/по грунтовым дорогам и бездорожью. **** В т.ч. вес трех человек в кабине (300 кг). ***** Общий вес автопоезда. |
[an error occurred while processing this directive]
|