В середине 90-х годов в НАМИ была начата разработка перспективных конструкций АМН, прежде всего, класса Урал, КамАЗ. Работы велись под общим названием «Гараж». Последняя НИР «Гараж-2.1», проведенная в период 2003 — 2006 годы, называлась «Определение состава, технического облика и основных конструктивных решений унифицированных семейств армейских многоцелевых автомобилей нового поколения» и была связана с созданием АМН классов грузоподъёмности 4,0; 6,0; 10,0 и 15,0 т. Работа была комплексная и проводилась в тесном сотрудничестве с ФГУ 21 НИИИ МО, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГТУ «МАМИ», ЗАО «Автомеханика», ОАО «АЗ „Урал“», ОАО «КАМАЗ», НИИ МВС ЮФУ (г. Таганрог) и др. В конструкцию были заложены оригинальные компоновки, дизельные двигатели ЯМЗ и КАМАЗ повышенной мощности (300-500 л.с.), увеличены максимальные скорости движения по сравнению с серийными образцами (100-120 км/ч), увеличен клиренс (430 — 500 мм), использованы прогрессивные конструкции подвесок, включая независимые (гидропневматические), разработаны новые конструкции КП, раздаточных коробок, мостов, систем подкачки шин, новая кабина каркасно-панельной конструкции и т.д. В основу проекта был заложен высокий уровень поагрегатной унификации внутри семейства. В 2009 году Военно-научным комитетом Генерального штаба была разработана «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года», предусматривающая развитие основных классов военной автомобильной техники (ВАТ) в составе перспективных высокоунифицированных семейств. После утверждения этого документа министром обороны Росии в январе 2010 года началась активная работа по созданию образцов ВАТ нового поколения и в том числе единой унифицированной автомобильной платформы «Тайфун» — грузовых автомобилей нового поколения с обеспечением усиленной защиты экипажа, перевозимого груза, основных узлов и агрегатов от пуль стрелкового оружия и с противоминной защитой. «— В свое время эта тема имела название «Гараж», — объяснил в итервью «Известиям» бывший начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны Сергей Маев. — Её целью была полная унификация производимых разными производителями автомобилей. Добиться этого удалось только в случае с большегрузными машинами. Например, у КамАЗа это семейство «Мустанг». Оно создано на единой платформе, но в зависимости от задач имеет 2-, 3-, 4-осные схемы компоновки. «Тайфун» глубже развивает это направление. В машинах едиными становятся двигатели, кабины, другие узлы конструкции.» Для автомобилей всего семейства «Тайфун» требовалось применить новейшую отечественную унифицированную агрегатную базу (дизельный двигатель, автоматическую гидромеханическую коробку передач, БУИС, независимую управляемую подвеску, боестойкие шины регулируемого давления) и обеспечить высокий уровень баллистической и противоминной защиты, в том числе каркасно-панельной кабины (комбинированную защиту из керамической брони, под которой находится броневая сталь). По признанию разработчиков, ими был использован опыт применения аналогичных образцов техники как отечественного, так и зарубежного производства (результаты их эксплуатации в реальных условиях, включая боевые действия). В качестве аналогов можно было бы назвать такие автомобили как L-MTV (Oshkosh), MPV, Wisent (Rheinmetall) и др.
Внешний облик «Тайфуна» был определён исходя из формулы «модули — платформа — семейство» и анализа развития зарубежных бронированных автомобилей типа MRAP (англ. Mine Resistant Ambush Protected — Защищенные от подрыва и атак из засад), когда защита участвующей в военных конфликтах бронированной техники возросла примерно в четыре раза по сравнению с той, которая принимала участие, к примеру, в войне с Ираком. В большинстве своём машины данного типа имеют значительно усиленную противопульную и противоминную защиту, обладают большим дорожным просветом, V—образным днищем, хорошо противостоящим осколкам и позволяющим эффективно рассеивать энергию взрыва. Ещё одно требование — проходимость и скорость перемещения по пересеченной местности. Все машины способны форсировать броды глубиной до 1,75 метра — водитель в этот момент сидит по пояс в воде, — подниматься по склонам с углом не менее 30 градусов, преодолевать бетонные заграждения. Скорость, которая сегодня для такого класса техники составляет не более 45 км/час, для нового поколения автомобилей задавалась до 100 км/час.
В «Тайфунах» применена независимая управляемая гидропневматическая подвеска разработки МГТУ им. Н.Э. Баумана, которая легко, прямо по команде с места водителя, меняет дорожный просвет автомобиля в пределах 400 мм. По требованию МО автомобили снабжены электронной системой управления — специализированной БУИС. Созданная с открытой архитектурой, она позволяет не только выводить на экран водителя информацию о состоянии узлов и агрегатов, но и осуществлять их диагностику. Для этого БУИС принимает параметры с множества датчиков и, учитывая скорость движения, крен, наклон дороги и т.п., выдает соответствующие команды системам грузовика, даёт поправку на систему вооружения. В баллистической защите машин применена многослойная преграда, включающая броневую сталь, керамические элементы и материал из арамидных волокон. Что характерно, в баллистической защите к настоящему времени используются только отечественные материалы. Так называемая керамическая броня нового поколения была создана в ОАО «НИИ Стали», а сами керамические элементы производит новосибирская ХК ОАО «НЭВЗ-Союз». По словам экспертов, новая керамика будет способна выдерживать и гасить самые сильные ударные нагрузки, а это очень важно для обеспечения противоминной защиты.
В соответствии с техзаданием по теме «Тайфун» компания «Магистраль ЛТД» из Гусь-Хрустального разработала и успешно испытала в «НИИ Стали» уникальное бронестекло обеспечивающее защиту от 2-х выстрелов с расстоянием между точками попадания 280—300 мм при обстреле из КПВТ бронебойным боеприпасом Б-32 калибр 14,5×114 мм при скорости полёта пули в момент соприкосновения 911±10 м/с. Данное бронестекло по своим пулестойким качествам значительно превосходит требования российских ГОСТ Р 51136 и ГОСТ Р 50963 (высший класс защиты 6а — винтовка СВД с бронебойным боеприпасом Б-32, 7,62×54 мм). Для макетных «Тайфунов» были предложены комплекты пулестойкого остекления (толщина — 128,5—129,0 мм, вес — около 300 кг/м²) с двойным электрообогревом и повышенной прозрачностью (светопропускание — 70%). Из импортных комплектующих в «Тайфунах», которые не изготавливаются в России, но необходимы для выполнения, установленных ТТЗ, требований используются: АКП — Allison Transmission, Inc. (США); колёса — Michelin модели XRZ с боестойкой вставкой Hatchinson (Франция); лебёдка — Сепсон (Швеция). Применение этих компонентов на первоначальном этапе ОКР согласовано установленным порядком. В состав защищенных автомобилей семейства «Тайфун» входят:
Почти сразу было решено отказаться от постройки макетов автомобилей с колёсной формулой 4×4 — КамАЗ-5388 (шасси и бортовой автомобиль) и КамАЗ-53888 (защищённый вариант) в связи с неприемлемой нагрузкой на переднюю ось. В соответствии с ГОЗ в подразделения специального назначения, дислоцированных в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, до конца 2013 года была запланирована поставка опытно-промышленных партий автомобилей семейств «Тайфун-К» и «Тайфун-У» в количестве по 30 единиц для проведения сравнительных испытаний. продолжение следует…
|
фотографии и схемы |
Источники: |