Научный автомоторный институт (НАМИ)История этого института началась 14 марта 1920 года, когда на базе Научной автомобильной лаборатории — НАЛ (которая была создана 16 октября 1918 года), как первый научно-исследовательский институт в области автомобильной теории и технологии, при Научно-техническом отделе Высшего Совета Народного Хозяйства (НТО ВСНХ), был образован Научный автомоторный институт — НАМИ. Вообще, история создания и развития НАМИ неразрывно связана со становлением и развитием отечественного автомобилестроения. Так, с 1924 года институт санкционировал закупки импортной автотехники, а уже к 1927 году был разработан первый самостоятельный автомобиль НАМИ-1 (первый легковой автомобиль в СССР). В 30-е годы прошлого века, институт стал ведущим конструкторским подразделением советской автомобильной промышленности. На производство были поставлены разработанные в институте легковой автомобиль НАМИ-2, первые отечественные троллейбусы, созданы несколько моделей тракторов и грузовых автомобилей, для нужд Рабоче-Крестьянской Красной Армии активно разрабатывались полугусеничные модели, бронеавтомобили. В предвоенные годы, в НАТИ (с 1931 по 1946 год, институт носил название Научный автотракторный институт — НАТИ), были разработаны завоевавшие широкую известность гусеничные тракторы СХТЗ-НАТИ, легковой автомобиль особо малого класса КИМ-10, газогенераторные установки для автомобилей и тракторов. Также, в 40-е годы в институте были продолжены работы по созданию унифицированного семейства двух- и трехосных грузовых автомобилей с двухтактными 4- и 6- цилиндровыми дизелями. В начале 1946 года, по причине передачи тракторной промышленности в ведение Министерства сельскохозяйственного машиностроения, НАТИ был разделён на две части. Автомобильная часть осталась в ведении Министерства автомобильной промышленности и была преобразована в Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт — НАМИ. Тракторная же часть была передана Минсельхозмашу и на её базе организован союзный Научно-исследовательский тракторный институт — НАТИ. В 50-е годы, в НАМИ были разработаны первые четырехтактные унифицированные 6-ти и 8-ми цилиндровые дизельные двигатели НАМИ-019, которые послужили прототипами для дизелей ЯМЗ-236/ЯМЗ-238, выпускающихся Ярославским моторным заводом. В начале 60-х годов, на производство были поставлены новые разработки НАМИ — бензиновый двигатель воздушного охлаждения для автомобилей ЗАЗ-965 "Запорожец" и первая отечественная автоматическая гидромеханическая передача для автобусов ЛиАЗ и "Икарус". Тогда же, в 60-е годы, при институте был организован знаменитый испытательный полигон — Научный испытательный центр автомобильной и мотоциклетной техники — НИЦИАМТ. Будучи расположенным неподалёку от города Дмитрова, он получил неофициальное название — Дмитровский автополигон. Сейчас это подразделение носит название Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники ФГУП "НАМИ" (НИЦИАМТ ФГУП "НАМИ"). В 1966-1967 годах институт вел разработки переднего привода для легковых автомобилей. В тот же период, в конце 60-х, в НАМИ начались разработки автоматической коробки переключения передач для легковых автомобилей. Правда первый переднеприводный автомобиль начал серийно выпускаться в СССР только в 1984 году, а отечественной автоматической трансмиссии для легковых автомобилей, до сих пор, к сожалению, серийно не выпускается. В 80-х годах прошлого века, в институте было создано множество образцов экспериментальных автомобилей (например прототипы НАМИ-0284 "Дебют" и НАМИ-0288 "Компакт"), двигателей, узлов и агрегатов-прототипов техники 2000-х годов. В 1994 году институт получил статус Государственного научного центра Российской Федерации, а в 2003 году аккредитацию от Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии России в качестве Испытательного центра продукции автомобилестроения (ИЦАИ), который стал являться технической службой с правом проведения испытаний по Правилам ЕЭК ООН. 4 августа 2004 года, вышел указ Президента РФ № 1009, согласно которому НАМИ включен в Перечень стратегических предприятий, имеющих значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Также ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" является представителем Российской Федерации в Техническом комитете 22 "Дорожный транспорт" Международной организации по стандартизации. За почти вековую историю ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" прошел огромный путь в области исследования автомобильной науки и техники России. Коллектив института за годы своей деятельности внес значительный вклад в развитие отечественного автостроения, тракторостроения, автомобильного и авиационного двигателестроения и оказал большое влияние на развитие науки в этих областях. Результатом деятельности института в кооперации с предприятиями страны является тот неоспоримый факт, что жизнедеятельность и оборона страны были обеспечены техникой преимущественно отечественного производства. При непосредственном участии ученых и конструкторов института были спроектированы, созданы, испытаны и поставлены на производство почти все отечественные автомобили, многие двигатели и тракторы — от первых легковых автомобилей и до мощных высокопроизводительных грузовиков. ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" сегодня — это мощная и современная научно-исследовательская, опытно-производственная база, которая позволяет решить любую задачу в области исследований, проектирования, построения, разработки и испытаний автотранспортных средств и обладает большим потенциалом для роста, являясь современным научно-исследовательским экспериментальным центром развития производства для проектирования, конструирования и испытаний автомобильных платформ. Источники: |
|
[an error occurred while processing this directive]