![]() | ![]() |
Разработка унифицированных армейских полноприводных автомобилей многоцелевого назначения семейства «Мустанг» — КамАЗ-4350 (4×4), КамАЗ-5350 (6×6) и КамАЗ-6350 (8×8) — началась на Камском автозаводе, после выхода постановления Правительства СССР №721-161 от 24 июня 1987 года. ТТЗ на проектирование семейства от 16 декабря 1988 года, разработанные камазовцами совместно с МО, было официально утверждено решением Государственной комиссии №ВП-68 от 24 февраля 1989 года и приказом министра обороны. Основным назначением автомобилей грузоподьемностью 4, 6 и 10 т соответственно, являлась перевозка личного состава и воинских грузов, а также буксировка прицепов и прицепных систем массой от 6 до 12 т по всем видам дорог и ландшафтов при температурах окружающего воздуха от -45 до +40°C, в том числе, в районах, расположенных на высоте до 4000 метров над уровнем моря, с преодолением перевалов высотой более 4600 метров. Кроме грузовой платформы, на шасси предполагалось устанавливать вооружения оперативного и тактического звена, другие спецнадстройки для армии. Для реализации проекта на заводе была сформирована конструкторская группа из двигателистов, компоновщиков, агрегатчиков и ряда специалистов по другим направлениями, перед которой поставили задачу разработать три широко унифицированных между собой автомобиля повышенной проходимости. В целях снижения стоимости разработки и эксплуатации новых машин, автомобили должны были базироваться на единых узлах и агрегатах с унификацией внутри семейства на 85%, а с автомобилями народного хозяйства — на 100%. Помимо кабин для всех трёх различавшихся колёсной формулой автомобилей едиными были двигатели — V-образные 8-цилиндровые силовые агрегаты сертифицированные по требованиям норм «Евро-1» серий 7405 и 7406 (КамАЗ-4350 — двигатель модели 740.11-240, КамАЗ-5350 — 740.13-260 и КамАЗ-6350 — 748.10–320), а также управляемые и неуправляемые мосты, колёса, рулевое управление, частично — подвеска. Значительно отличалась только применяемая для четырёхосной модели коробка передач — опытная 8-ступенчатая механическая коробка передач КамАЗ-161, объединяющая в себе четырехступенчатую КПП и расположенный сзади планетарный двухступенчатый (пониженная и прямая передачи) демультипликатор. При создании семейства «Мустанг» были сохранены хорошо зарекомендовавшие себя технические решения серийных автомобилей: зависимая рессорная передняя подвеска; балансирная, на полуэллиптических рессорах, задняя подвеска; дифференциальная, с постоянно включёнными мостами и встроенным демультипликатором, с блокировкой межосевого дифференциала раздаточная коробка; ведущие мосты с двухступенчатыми редукторами, передние — с шарнирами равных угловых скоростей; рулевое управление с гидроусилителем типа винт — шариковая гайка; система герметизации и сапунирования агрегатов; усовершенствованная система тормозов. «Мустанги» первыми из всех разработанных заводом внедорожных грузовиков получили механизмы блокировки межколёсных дифференциалов задних ведущих мостов (блокировку передних мостов не стали вводить из-за того, что при всех заблокированных дифференциалах автомобиль становился практически неуправляемым), которые совместно с блокируемыми межосевыми дифференциалами раздаточной коробки и задней тележки также существенно увеличивали проходимость. Включение блокировки межколёсных дифференциалов осуществляется принудительно, с помощью пневмопривода, после остановки автомобиля (автоматическая блокировка была в дальнейшем реализована на КамАЗах семейства «Тайфун»). Выполнение требования военных, чтобы «Мустанги» могли нормально эксплуатироваться во всех климатических зонах от Арктики до тропиков, заставило решить сложнейшую проблему с разработкой новых материалов, красителей, масел. Для обеспечения подвижности автомобилей в сложных дорожных условиях, а также для эвакуации застрявших, на автомобилях предусматривалась механическая лебедка с тяговым усилием 7,7–8,0 тс. Были предусмотрены различные варианты отбора мощности от двигателя, КПП, раздаточной коробки. Конструкция механизма отбора мощности позволила передавать 100% мощности на стоянке и 40% — в движении. Предварительные испытания, в которых приняли участие два комплекта (комплект состоит из трёх автомобилей — 4×4, 6×6 и 8×8) опытных «Мустангов», начались в 1991 году. «У заводских специалистов и представителей Министерства обороны замечаний было не много… — позднее вспоминал главный конструктор ОАО «КамАЗ» Данис Валеев. Далее на процессе создания и внедрения в производство «Мустангов» сильно сказался развал СССР и случившийся в 1993 году пожар, практически уничтоживший Камский завод двигателей. На его восстановление «КамАЗ» был вынужден бросить все свои ресурсы. Из-за этих событий работы по семейству перспективных внедорожников были заморожены на целых три года…
Семейство автомобилей многоцелевого назначения «Мустанг» Новая опытная партия «Мустангов» из трёх комплектов была выпущена в 1995 году. Тогда же всё семейство «Мустангов» было впервые публично показано на Нижегородской выставке-ярмарке «Вооружение. Военная техника. Конверсия». После этого базовые модели вездеходов прошли полный цикл предварительных испытаний при участии 3021-го военного представительства Минобороны. Интересно, что в испытаниях принимали участие машины ещё 1991-го года выпуска, но, естественно, с некоторыми доработками. В середине 1990-х специально для автомобилей семейства «Мустанг» на Нижнекамском шинном заводе (ПО «Нижнекамскшина») были созданы радиальные шины переменного внутреннего давления «Кама-1260» (425/85 R21). Изменение давления в шине от 0,45 МПа до 0,1 МПа увеличивало опорную поверхность шины в 2,5 раза. Новые шины с развитыми грунтозацепами не проворачивались на колёсном диске даже при максимальном снижении давления в них. Кроме того, вкупе с усиленной рамой и ступичными узлами колёс, новые шины позволили увеличить грузоподъёмность автомобилей семейства. В январе 1999 года автомобили, получив одобрение ГАБТУ МО РФ, были объявлены приоритетным видом автомобильной техники для подразделений Минобороны и МЧС России и рекомендованы Межведомственной комиссией силовых министерств для освоения в серийном производстве. Однако, по причине системного кризиса, «Мустанги» почти не собирались, лишь небольшая партия шасси КамАЗ-6350 была поставлена одной из нефтедобывающих компаний под установку цистерн для перевозки топлива. Экономическая ситуация не остановила работы по дальнейшему совершенствованию «Мустангов». Автомобили получили однодисковое усовершенствованное сцепление, 10-ступенчатую КПП КамАЗ-154 (кроме КамАЗ-6350), объединяющую в себе пятиступенчатую КПП и передний двухступенчатый делитель, усиленные раздаточную коробку и карданные валы с торцевыми шлицами, двухкиловаттный генератор, реактивные штанги с резинометаллическими шарнирами. На автомобилях КамАЗ-5350 и КамАЗ-6350 было доработано шасси под установку фитинговых креплений для использования сменяемых кузовов контейнерного типа. Тогда же «Мустанги» получили модернизированную кабину с улучшенным интерьером и увеличенной высотой крыши. В трёхместной кабине со спальным местом были предусмотрены места для размещения снаряжения военнослужащих, фильтровентиляционного и другого специального оборудования. Для экстренной эвакуации экипажа и ведения огня в положении стоя на крыше кабины предусмотрели установку круглого люка диаметром 680 мм. Была значительно снижена трудоёмкость технического обслуживания автомобилей (с общей периодичностью 15000 км), а гарантийный пробег увеличен до 45000 км.
Семейство автомобилей многоцелевого назначения «Мустанг» Опытно-промышленная партия обновленных «Мустангов», состоящую из пяти комплектов, камазовцы передали заказчику ещё до завершения приёмочных испытаний, в 2001 году. Таким образом испытания автомобилей до начала их серийного выпуска удалось провести не только в полигонных условиях, но и в реальных условиях эксплуатации — в автомобильных училищах и войсках. Для защиты экипажа от стрелкового оружия и осколков снарядов на часть «Мустангов» были устанавлены цельносварные бронированные кабины с уровнем бронезащиты класса 3 и 5а — с наружным или скрытым бронированием — от специализированной фирмы «Астейс» (г. Набережные Челны). В 2002 году обновленные модели семейства «Мустанг» — КамАЗ-4350, КамАЗ-5350 и КамАЗ-6350 с улучшенными технико-эксплуатационными характеристиками прошли сертификационные испытания и приказом Министра обороны РФ №340 от 28 августа 2002 года были приняты на снабжение Вооруженных Сил РФ. Автомобили получили новые высокомоментные многотопливные двигатели уровня «Евро-2» с улучшенной двухступенчатой системой очистки воздуха с использованием системы «Мультициклон»: КамАЗ-4350 — двигатель модели 740.31–240, КамАЗ-5350 — 740.30-260 и КамАЗ-6350 — 740.50-360. Все двигатели семейства автомобилей «Мустанг» были оснащены турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух» с высотным корректором подачи топлива, что позволяет эксплуатировать машины в условиях высокогорья (до 4500 м) практически без потери мощности в номинальном режиме, существенно повысить топливную экономичность — на 15–20%. Двигатели оборудовали специальными системами, обеспечивающими гарантированный пуск двигателя при отрицательных температурах воздуха до минус 50°С. В результате нововведений повысились удельная мощность двигателей, топливная экономичность, увеличился межрегламентный ресурс. Трёхосная и четырёхосная модели были оснащены модернизированными мостами, допустимая нагрузка на которые возросла с 6 до 8 т. Соответственно возросла и грузоподъёмность. Новые автомобили получили обозначение КамАЗ-53501 и КамАЗ-63501. Кроме того, четырёхосник снабдили современной и надежной 16-ступенчатой коробкой передач ZF (Zahnrad Fabric) — её выпуск с высокой степенью локализации был развёрнут на расположенном в Набережных Челнах совместном предприятии «ЦФ-КАМА». Конструкция кабин стала предусматривать их скрытое бронирование по 5-му классу — это защита от огня автоматов и снайперских винтовок, в кузове может быть установлен бронированный модуль, защищающий разместившихся внутри него бойцов. Было предусмотрено применение и элементов противоминной защиты. Первая опытно-промышленная партия из семи комплектов автомобилей «Мустанг» с силовыми агрегатами нового поколения по заказу Министерства обороны РФ была изготовлена на «КамАЗе» в 2003 году. В связи с тем, что были изменены и доработаны две трети узлов и агрегатов прежних «Мустангов», для проверки и утверждения конструкторской документации на «Мустанги», подвергнутые глубокой модернизации, в конце 2003 года работала Межведомственная комиссия (МВК) силовых министерств РФ по автомобилям семейства «Мустанг». По выводам МВК автомобили семейства «Мустанг» соответствуют всем требованиям технических условий силовых министерств и государственных стандартов; они приспособлены для работы в условиях войсковой эксплуатации; проведенная модернизация в полной мере обеспечивает повышение их надежности и уровня унификации. Подводя итоги работы, председатель МВК, начальник ГАБТУ МО РФ генерал-полковник Сергей Маев подтвердил, что КАМАЗы были и остаются основой автопарка Вооруженных Сил России и других силовых ведомств. «„КАМАЗ“ настойчиво добивается того, — сказал он, — чтобы его марка превалировала над остальными как по способностям выполнять боевые задачи, так и по качеству изготовления. За время работы над совершенствованием „Мустангов“ изменилось и наше отношение к КАМАЗам. Раньше мы видели в них только транспортные автомобили, а теперь рассматриваем их, прежде всего, как полноправных носителей спецнадстроек». К концу 2004 года, в основном за счёт собственных инвестиций ОАО «КАМАЗ», семейство пополнилось пятью новыми моделями. Автомобиль КамАЗ-43501 имеет укороченную по сравнению с КамАЗ-4350 базу и, соответственно, платформу с опущенным полом и надколёсными нишами. Седельный тягач КамАЗ-53504 (первоначальное обозначение — КамАЗ-5450) и шасси КамАЗ-5350 «с повышенными монтажными возможностями» созданы на основе трёхосного базового «Мустанга». На базе шасси КамАЗ-6350 были созданы грузовик КамАЗ-63501 с увеличенной до 15 т грузоподъёмностью и седельный тягач КамАЗ-6450 с допустимой нагрузкой на ССУ 10 т и возможностью буксировки полуприцепа полной массой до 32 т. Автомобили, изготавливаемые в исполнении «У» по ГОСТ 15150, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 50°С, относительной влажности воздуха до 100% при температуре плюс 25°С. Автомобили сохраняют работоспособность в любое время суток и года при запыленности воздуха до 1,5 г/м³, скорости ветра до 20 м/с, при интенсивности дождя до 180 мм/ч в течение 5 минут и может эксплуатироваться в горных районах, расположенных на высоте до 4000 м над уровнем моря, с преодолением перевалов до 4655 м, при соответствующем изменении тягово-динамических характеристик, свойств и топливной экономичности. [an error occurred while processing this directive]
Источники: |
![]() | ![]() |