MAZ-502 (4x4) army truck (19 Kb) МАЗ-502
АРМЕЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ
 
MAZ-502 army truck
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В 1953 году конструкторы Минского автомобильного завода получили задание от Министерства лесной промышленности СССР на разработку лесовоза, предназначенного для вывозки бревен в сортаментах и леса в хлыстах длиной до 30 м с применением прицепа-роспуска и с полной грузоподъемностью автопоезда 15 т.

В короткие сроки на базе седельного тягача МАЗ-200В автозаводцы разработали конструкцию автомобиля-лесовоза с приводом на передние и задние колеса. Уже в 1954 году в экспериментальном цехе было изготовлено несколько опытных образцов. Автомобиль-лесовоз, ставший первым полноприводным автомобилем Минского автозавода и получивший индекс МАЗ-501, представлял собой тягач, оборудованный поворотным коником и приспособлением для буксировки 2-осного прицепа-роспуска 2-Р-15 (2Р-15А).

 MAZ-501B (4x4) log truck (154 Kb)
Лесовоз МАЗ-501Б
Конструкторы завода во главе с заместителем главного конструктора, ведущим конструктором полноприводных автомобилей А.Х. Лефаровым, оснастили МАЗ-501 в дополнение к 5-ступенчатой КПП двухступенчатой раздаточной коробкой с обеими понижающими передачами. Машина получила постоянный (неотключаемый) привод на оба моста, редукторы в ступицах колёс переднего моста для увеличения дорожного просвета, цилиндрический блокируемый межосевой несимметричный дифференциал планетарного типа, передающий на задний мост 2/3 крутящего момента. Имелся режим полной механической блокировки дифференциала. Специально для переднего моста был разработан малогабаритный центральный редуктор, который было решено сместить влево относительно продольной оси автомобиля, в результате чего он компактно размещался между левым лонжероном рамы и картером двигателя.

МАЗ-501 проходил испытания в Червенском леспромхозе на дорогах с толщиной снежного покрова до 50 см. Автомобиль мог передвигаться по дорогам всех типов с удовлетворительной несущей способностью и развивал скорость 45 км/ч. Крестовая сцепка с прицепом-роспуском и поворотный коник обеспечивали надёжное и безопасное движение автопоезда, а откидные боковые стойки коника облегчали погрузку и разгрузку.

Первый серийный лесовоз МАЗ-501 сошёл с главного конвейера завода 18 декабря 1955 года. С 1962 года выпускалась модификация МАЗ-501Б, отличающаяся более мощным двигателем. Этот автомобиль комплектовался 180-сильным четырехтактным шестицилиндровым дизелем ЯМЗ-236 и выпускался вплоть до 1966 года, пока его не заменили на конвейере более совершенные лесовозы семейства МАЗ-500.

* * *

Через некоторое время после создания МАЗ-501 на завод обратились представители Министерства обороны с просьбой создать для Советской армии автомобили повышенной проходимости: бортовой грузовик и седельный тягач, предназначенные для перевозки различных армейских грузов и личного состава, а также буксировки артиллерийских орудий по дорогам всех типов и бездорожью.

За основу разработчики взяли опыт, накопленный при создании армейского грузовика МАЗ-200Г и полноприводного лесовоза МАЗ-501. Обе машины решили оснастить пневмоусилителем руля, улучшенными отопителями кабины. Напряжение всего электрооборудования было переведено на 24 в (генератор — Г106, реле-регулятор — РР106, стартер — СТ26; 11 л.с.).

MAZ-501V (4x4) saddle tractor with MAZ-5245B semi-trailer (45 Kb) 
Седельный тягач МАЗ-501В
Седельный тягач МАЗ-501В внешне повторял лесовоз МАЗ-501, только узел коника был заменён на двухшарнирное седельное устройство с автоматическим замком со смещенным центром на 150 мм от задней оси (как на МАЗ-200В).

МАЗ-502 получил сварную металлическую бортовую платформу с откидным задним бортом, оборудованную дополнительными съёмными решётчатыми бортами (передним и двумя боковыми) для увеличения объёма при транспортировке легковесных грузов, откидными сидениями для перевозки людей, съёмными дугами и брезентовым тентом. На задней ведущей оси для улучшения проходимости двускатная ошиновка была заменена на односкатную, а все колёса получили шины Я-190 с большей несущей способностью и размерностью 15,00-20" против 12,0-20" (как на МАЗ-501 и МАЗ-501В). Давление воздуха в шинах кгс/см²: передних — 3,0; задних колес — 4,0. Грузовик мог преодолевать подъем до 25° и брод глубиной 1 м.

Осенью 1956 года, к 39-й годовщине Октябрьской революции, завершились заводские испытания обоих автомобилей. Серийное производство грузовика МАЗ-502 началось во второй половине 1957 года. Эти машины уже комплектовались форсированным двигателем ЯМЗ-М204В с увеличенной до 135 л.с. мощностью.

В конце 1950-х годов на одном из военных полигонов проходили испытания всей автомобильной техники, поставляемой в Советскую Армию, с целью определения её проходимости на заснеженных участках. Самую высокую проходимость тогда показал МАЗ-502, проехавший дальше всех.

Седельный тягач МАЗ-501В выпускался небольшими сериями с 1958 по 1961 год. В 1960-61 годах для него производились специальные модификации одноосного полуприцепа МАЗ-5245 с уменьшенной до 12,5 т (против 14 т) грузоподъёмностью — МАЗ-5245Б для перевозки военного снаряжения и МАЗ-5245В с откидными сиденьями вдоль бортов и окнами в тенте для перевозки личного состава. В те же годы был построен опытный образец автопоезда в составе МАЗ-501В и активного полуприцепа созданного на базе МАЗ-5245Б.

В течении серийного выпуска, МАЗ-502 подвергался изменениям. Так, машина получила бездисковые колёса, полностью унифицированные с колёсами ЯАЗ-214. В некоторых моделях вместо дифференциалов малого трения в мостах были установлены механизмы свободного хода (т.н. дифференциалы свободного хода), которые в режиме движения на слабых грунтах связывали между собой полуоси. В результате все колеса машины на слабом грунте получали жесткую кинематическую связь и вращались с равными угловыми скоростями, существенно повышая проходимость машины.

Наряду с очевидными достоинствами, первые полноприводные автомобили МАЗа имели ряд недостатков. Эти машины отличались невысокой скоростью (крейсерская скорость — около 40 км/час) и двигателем, имевшим недостаточную мощность и низкую топливную экономичность. При полной массе МАЗ-502 имел нагрузку на заднюю ось 7,5 т, что значительно превышало допустимую нагрузку для многоцелевых автомобилей. В начале 60-х годов ему на замену готовился грузовой автомобиль повышенной проходимости МАЗ-505, так и оставшийся в опытных экземплярах. Производство модели МАЗ-502 продолжалось до 1966 года. (Только в середине 2000-х годов у МАЗа в производственной линейке снова появился двухосный полноприводный автомобиль — им стал грузовик МАЗ-5316.)

На рубеже 50-60-х годов минский завод «Ударник» освоил производство гаммы роторных снегоуборочных машин, в числе которых был и мощный шнекороторный снегоочиститель Д-450, устанавливавшийся на шасси автомобиля МАЗ-502 и предназначенный для очистки от снега взлётно-посадочных полос, рулёжек, стоянок, а также подъездных путей и автомагистралей. Д-450 отличался от аналогичных машин наличием трёх шнеков и двухмоторной схемой привода — для привода базового шасси сохранялся штатный дизельный двигатель, а для обеспечения работы снегоочистительного оборудования на месте кузова устанавливался второй дизельный двигатель 2Д12Б (вариант дизеля типа Д-12) мощностью 300 л.с. Д-450 характеризовался производительностью 1500 т/ч, дальность отбрасывания снега составляла 35 м, ширина очистки – 2,8 м, толщина убираемого снега – 1,7 м.



MAZ-502V (4x4) saddle tractor (45 Kb) 
Седельный тягач МАЗ-502В
МАЗ-502А. Со временем МАЗ-502 стали оснащать лебёдкой (тяговое усилие — 6000 кг), расположенной спереди. Этот вариант автомобиля получил обозначение МАЗ-502А. Лебёдки изготавливали на ЗиЛе для собственных автотранспортных средств, но по просьбе минчан поставляли и на МАЗ. Позднее производство лебёдок наладили на Брянском автозаводе.

МАЗ-502В. Забраковав МАЗ-501В военные всё же приняли на службу седельный тягач МАЗ-502В, уже на базе грузовика МАЗ-502. Он эксплуатировался совместно со специальными полуприцепами войск ПВО.

 Характеристики МАЗ-501 МАЗ-501В МАЗ-502 МАЗ-502А
Колесная формула 4×4
Число мест 3
Длина, мм 6780 6490 7150 7500
Ширина, мм 2638 2700
Высота, мм 2650 2725
Колесная база, мм 4520
Колея передних/задних колес, мм 1950 / 1920 2030 / 2030
Дорожный просвет, мм 290 н/д 350
Радиус поворота, м 11,0 12,0
Снаряженная масса, кг 7600 7500 7700
Грузоподъемность, кг 5000 6500 4000
Масса буксируемого прицепа/ полуприцепа, кг 15000 5000 / 9500*
Полная масса, кг 12825 н/д 11925 12275
Двигатель (тип) ЯАЗ-204 (Д, 4) ЯАЗ-204В (Д, 4)
Рабочий обьем, см³ 4650
Мощность двигателя, л.с. (об/мин) 110 (2000) 135 (2000)
Крутящий момент, кГм (об/мин) 47 (1200…1400) 51 (1200…1400)
Максимальная скорость, км/ч 45,0 50,0
Запас топлива, л 225 450 2х225
Расход топлива на 100 км, л 60,0 45,0
 н/д — нет данных
 * По дорогам с твердым покрытием
[an error occurred while processing this directive]


The first serial MAZ-501 log truck (40 Kb) 40 Кб
Movie about MAZ-501 log truck (4,4 Mb)
4,4 Мб
Первый серийный лесовоз МАЗ-501 сошёл с главного конвейера завода 18 декабря 1955 года.
Фото: д/ф «60 лет УГК МАЗа»
Early MAZ-501 (4x4) log truck (15 Kb) 15 Кб МАЗ-501 ранних серий.
Фото: Автомобильный сайт Владимира Тюбина
MAZ-501 (4x4) log truck (300 Kb) 300 Кб Выставочный образец лесовоза МАЗ-501.
Фото: Автомобили МАЗ
MAZ-501 (4x4) log truck (56 Kb) 56 Кб Вывозка деловой древесины по лежневой дороге на МАЗ-501. Ухтинский леспромхоз, 1960-е гг.
Фото: Автомобильные дороги и перевозки грузов в Коми в 1960-е
MAZ-501 (4x4) log truck (208 Kb) 208 Кб Лесовоз МАЗ-501 с одноосным прицепом-роспуском.
Фото: 8
MAZ-501 (4x4) log truck (74 Kb) 74 Кб Коллектив шофёров Крохалевского леспромхоза переоборудовал автомобиль МАЗ-501 для поездной перевозки древесины, 1954.
Фото: История развития лесной отрасли
MAZ-501 (4x4) log truck (78 Kb) 78 Кб Поездная перевозка древесины.
Фото: МАЗ - Грузовые
MAZ-501 (4x4) log truck scheme (48 Kb) 48 Кб Габаритная схема лесовоза МАЗ-501.
Схема: 8
MAZ-501 (4x4) log truck scheme (202 Kb) 202 Кб Габаритная схема лесовоза МАЗ-501.
Фото: Все из бумаги
MAZ-501B (4x4) log truck (154 Kb) 154 Кб Лесовоз МАЗ-501Б.
Фото: календарь МАЗа «65 лет движения к успеху! 1944-2009», 3
MAZ-501 (4x4) log truck scheme (48 Kb) 48 Кб Передний ведущий мост автомобиля МАЗ-501.
Схема: rcforum.ru

MAZ-501V (4x4) saddle tractor with MAZ-5245B semi-trailer (45 Kb) 45 Кб Седельный тягач МАЗ-501В с полуприцепом МАЗ-5245Б.
Фото из архива Дмитрия Гладкого, 11, 2
MAZ-501V (4x4) saddle tractor with MAZ-5245V semi-trailer (51 Kb) 51 Кб Седельный тягач МАЗ-501В с полуприцепом МАЗ-5245В.
Фото: МАЗ - Грузовые
MAZ-501V saddle tractor with active semi-trailer (6x6) (30 Kb) 30 Кб
Movie about MAZ-501V saddle tractor with active semi-trailer (6x6) (1,4 Mb)
1,4 Мб
Испытания опытного автопоезда с колёсной формулой 6x6 в составе тягача МАЗ-501В и активного полуприцепа с механическим приводом.
Фото: 10
MAZ-501V (4x4) saddle tractor (79 Kb) 79 Кб Седельный тягач МАЗ-501В у Братского алюминиевого завода, 1970 г.
Фото: Юрий Кривоносов, FotoSoyuz

MAZ-502 (4x4) army truck (19 Kb) 19 Кб Армейский грузовик МАЗ-502 (4x4).
Фото: 1
MAZ-502 (4x4) army truck (53 Kb) 53 Кб Армейский грузовик МАЗ-502 (4x4).
Фото: 3
MAZ-502 (4x4) army truck (145 Kb) 145 Кб Выставочный образец грузовика МАЗ-502.
Фото: Автомобили МАЗ
MAZ-502 (4x4) army truck (133 Kb) 133 Кб Армейский грузовик МАЗ-502 (4x4).
Фото: «Автомобилестроение СССР» 1967 г., photofile.ru
MAZ-502 (4x4) army truck (80 Kb) 80 Кб Армейский грузовик МАЗ-502 (4x4).
Фото: Unicweb
MAZ-502 army truck with MAZ-5207V trailer (43 Kb) 43 Кб
Movie about MAZ-502 army truck with MAZ-5207V trailer (1,4 Mb)
1,4 Мб
Грузовой автомобиль МАЗ-502 с низкорамным прицепом МАЗ-5207В (2-ПН-6) на госиспытаниях.
Фото: 10
8T318 service truck for R-12 rocket complex (28 Kb) 28 Кб Стыковочная машина 8Т318 ГЧ БРСД Р-12 (8К63) на базе МАЗ-502.
Фото: Ракетный комплекс Р-12 (8К63, SS-4, Sandal)
In booth of MAZ-502 army truck (471 Kb) 471 Кб Кабина грузового автомобиля МАЗ-502.
Фото: File:MAZ - 502 cabin.jpg - Wikimedia Commons
MAZ-502 army truck (193 Kb) 193 Кб МАЗ-502 1960 года выпуска. Запорожский автомобильный музей «Фаэтон», 19.02.2012 г.
Фото: iluhis.com
MAZ-502 army truck (180 Kb) 180 Кб Передний мост МАЗ-502. Эта машина 1961 года выпуска — экспонат музея «Мосгортранса». Начало декабря 2006 года.
Фото: МАЗ - Грузовые
MAZ-502 (4x4) army truck (88 Kb) 88 Кб Задний мост МАЗ-502.
Фото: Unicweb
MAZ-502 (4x4) army truck scheme (54 Kb) 54 Кб Габаритная схема грузового автомобиля МАЗ-502.
Схема: 8
D-450 truck (55 Kb) 55 Кб
Movie about D-450 truck (2,9 Mb)
2,9 Мб
Шнекороторный снегоочиститель Д-450 на базе шасси МАЗ-502.
Фото: 10
PTL-502 truck (23 Kb) 23 Кб Трубоплетевоз ПТЛ-502.
Фото: х/ф «Девочка и эхо», rcforum.ru
MAZ-502 (4x4) army truck (59 Kb) 59 Кб МАЗ-502 с арочными шинами на заднем мосту.
Фото из архива Дмитрия Гладкого, 11

MAZ-502A (4x4) army truck (30 Kb) 30 Кб Армейский грузовик МАЗ-502А (4x4).
Фото: 8
MAZ-502A (4x4) army truck (41 Kb) 41 Кб Армейский грузовик МАЗ-502А (4x4).
Фото: 10
MAZ-502A (4x4) army truck (72 Kb) 72 Кб Армейский грузовик МАЗ-502А (4x4).
Фото: Камионите

MAZ-502V (4x4) saddle tractor (45 Kb) 45 Кб Седельный тягач МАЗ-502В транспортирует ракету «400» ЗРК «Даль». Садовое кольцо, Москва.
Фото: ЗРК «Даль»
MAZ-502V (4x4) saddle tractor's (64 Kb) 64 Кб
Movie about MAZ-502V (4x4) saddle tractor's (1,1 Mb)
1,1 Мб
Седельные тягачи МАЗ-502В транспортируют ракеты «400» ЗРК «Даль». Парад на Красной площади, Москва.
Фото: 10
MAZ-502V (4x4) saddle tractor (167 Kb) 167 Кб ЗУР 5В21 на транспортно-перегрузочной машине (ТПМ) 5Т83 ЗРС С-200.
Фото: МКБ "Факел", 6
MAZ-502V (4x4) saddle tractor (25 Kb) 25 Кб Автопоезд с заряжающей машиной 5Ю24 ЗРС С-200.
Фото: 6
MAZ-502V saddle tractor with active semi-trailer (6x6) (23 Kb) 23 Кб Опытный автопоезд с седельным тягачом МАЗ-502В и полуприцепом с механическим приводом, выполненным на базе 12,5-тонного полуприцепа МАЗ-5245Б, и вместимостью 52 человек личного состава. 1962 г.
Фото: Кочнев Е.Д. Секретные автомобили Советской Армии. М.: Яуза, Эксмо, 2011
MAZ-502V (4x4) saddle tractor (59 Kb) 59 Кб Седельный тягач МАЗ-502В транспортирует крылатую ракету П-5.
Фото: В.В. Кавелькина, М.А. Голов и др. «60 лет в строю. Полигон Капустин Яр. 1946-2006». Муниципальный Центральный Межвидовый полигон "Капустин Яр", 2006 г.

Источники:
1. http://www.chat.ru/~leon_esman/
2. Автогазета №4 (350) от 06.02.02 / Грузовая техника / Из истории Минского автозавода
3. Oldtimer gallery. Trucks. MAZ
4. Автогазета №20 (366) от 05.06.02 / Странички истории
5. Краткий автомобильный справочник. Автотрансиздат. Москва, 1958 г.
6. Зенитная ракетная система С-200
7. Владимир Новоселов, «Тяжелая артиллерия» снегоочистки
8. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. Транспорт. Москва, 1968 г.
9. Малоизвестные советские автомобили. "Автомобильный транспорт" 8'96
10. Д/ф «Автомобили в погонах»
11. Дмитрий Гладкий, "МАЗ на военной службе". Газета "АВТОБИЗНЕС" - №8 (765) 24 февраля 2011 г.






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»