 | |
Автомобиль МАЗ-200Г |
МАЗ-200Г. В 1951 году появился первый собственный
вариант МАЗа с высокобортным кузовом с
решетчатыми съемными надставками к основным бортам и откидными
скамейками для перевозки людей. В пустотелых металлических стойках
надставок бортов могли устанавливаться четыре стойки-дуги для
съемного тента. Силовой агрегат автомобиля МАЗ-200Г имел индекс
ЯАЗ-204Е и отличался от стандартного ЯАЗ-204А только усиленной нажимной пружиной
сцепления заимствованной от ЯАЗ-210. Передаточное отношение редуктора главной
передачи МАЗ-200Г было увеличено с 8,21 до 9,81 (как и у МАЗ-205), наибольшая скорость
грузовика составляла 52 км/ч. Расход топлива — около 38 л/100 км. Снаряженная масса
МАЗ-200Г — 6750 км. Грузовик предназначался для нужд армии и выпускался
до 1957 года.
 | |
Седельный тягач МАЗ-200В |
В 1952 году началось серийное производство предназначенного для автопоезда
полной массой 23,2 т (максимальная масса буксируемого полуприцепа 16,5 т) седельного
тягача МАЗ-200В с модернизированным 2-тактным дизелем ЯАЗ-204Б повышенной
мощности (130 л.с.) с насос-форсунками серии "80" и уменьшенными тепловыми зазорами
между поршнем и гильзой. От ЯАЗ-200В
минский тягач унаследовал систему электрооборудования отличающуюся танковым генератором
ГТ-500 (37 а, 500 вт) с реле-регулятороной коробкой РРК-ГТ-500М. Внешние отличия
соответствовали таковым на МАЗ-200. Со второй половины 1957 года автомобили
МАЗ-200В комплектовались форсированным двигателем ЯМЗ-204В с увеличенной до 135 л.с.
мощностью.
Одновременно с выпуском седельного тягача МАЗ-200В на МАЗе
развернулось производство полуприцепов: МАЗ-5215
(МАЗ-5215Б) с деревянной бортовой платформой на лонжеронной раме грузоподъемностью
12000 (12500) кг и МАЗ-5217 с несущим цельнометаллическим кузовом-фургоном
грузоподъемностью 11000 кг (в правой боковой и задней стенках этого кузова имелись
по две двухстворчатые двери). Последний полуприцеп выпускался недолгое время — до
начала производства подобных полуприцепов-фургонов на Одесском автосборочном заводе,
прозванных за вместительные объемы и серебристую окраску «дирижаблями».
На шасси полуприцепа МАЗ-5215 автотранспортные предприятия строили специализированный
подвижной состав своими силами. Так, на автокомбинате №2 Главмосавтотранса в течение 60-х
выпускались самосвальные полуприцепы АСП-14 грузоподъемностью 14 т и АСП-20
грузоподъемностью 20 т для седельных тягачей МАЗ-200В переоборудованных
под двигатель ЯАЗ-206. Для работы с полуприцепом-цементовозом С-570 сзади кабины
МАЗ-200В устанавливался поршневой одноступенчатый двухцилиндровый компрессор производительностью
до 3 м³/мин.
Для работы с полуприцепами требующими гидравлический привод МАЗ-200В комплектовался
масляным насосом. К таким, прежде всего, относились широко распространённые самосвальные
полуприцепы МАЗ-5232В и полуприцепы-панелевозы НАМИ-790 (НАМИ-790Б).
Последним гидропривод требовался для работы опорного устройства полуприцепа.
К слову сказать, для перевозки стеновых панелей и бетонных блоков, из которых затем строились
знаменитые «хрущевки», панелей перекрытий и балок длиной до 12 м, ферм и мостовых пролетов, цистерн
топливозаправщиков и других народохозяйственных грузов, для тягачей МАЗ-200В различными заводами
и автопредприятиями выпускались специализированные полуприцепы КМ-24, УПП-9М, УПП-12, ПП-1407,
У-148А, 1ПП12-7,5, УПП(111)1207, ПП-1307, ПС-12, ПП-12, ППВО и т.п.
«Переходный» седельный тягач с двигателем ЯМЗ-236,
выпускавшийся в Минске с 1962 по 1965 год получил обозначение МАЗ-200М. Его
вариант МАЗ-200Р отличался наличием коробки отбора мощности и масляным шестерённым
насосом НШ-46 для привода в действие гидравлической аппаратуры полуприцепов.
 | |
Самосвал МАЗ-506 |
В 1954 году на Минском автозаводе по просьбе руководства Куйбышевской ГЭС
на основе МАЗ-205 был разработан строительный самосвал грузоподъемностью 6000 кг
с боковой разгрузкой кузова. В том же году был построен опытный образец, получивший
название МАЗ-506.
Главным отличием МАЗ-506 стала металлическая, сваренной из листовой стали,
самосвальная платформа с гидравлическим механизмом для опрокидывания ее на правую
и левую стороны с неподвижными передним и задним бортами. Откидные борта оснащались
верхними петлями, а для предотвращения засыпки колёс щебнем служило выступающее
за габарит боковых бортов днище платформы. (Впоследствии, на аналогичных самосвалах,
таких как ЯАЗ-218, КАЗ-600 и МАЗ-511, для этой цели откидные
борта оснащались не верхними, а нижними петлями.) Подъемный гидравлический механизм
состоит из двух телескопических гидроподъемников. Угол наклона на обе стороны
составлял 50°.
Опытные экземпляры нового автомобиля в 1955 году прошли серьёзные испытания и были
рекомендованы в производство, некоторые детали уже стали изготавливать. Однако в
последний момент гидростроители отказались от использования МАЗ-506, и самосвалы
в производство не пошли. Несмотря на это, платформой модели заинтересовались на
 | |
МАЗ-200Д |
предприятии «Мосавтотранс», где чуть позже переоснастили принадлежавшие им МАЗ-205,
а потом и МАЗ-503 такими кузовами. Самосвалы «Мосавтотранса» могли работать с
самодельным самосвальным прицепом или даже с двумя такими прицепами.
МАЗ-200Д. Автомобиль-цистерна для перевозки живой рыбы выпускался с 1956 года
(по другим данным, было изготовлено всего три опытных образца). Цистерна емкостью 5 м³
из листовой стали имела три сообщающихся между собой отсека, а также бункер для льда емкостью 0,65 м³ и
снабжалась компрессорной установкой для насыщения воды кислородом воздуха. Собственный вес автомобиля —
9000 кг. Габаритные размеры, мм: длина — 7440; ширина — 2720; высота — 2480. Расход топлива
(с включённой установкой для обогащения воды кислородом) — 40 л/100 км. Максимальная скорость
(с включённой установкой для обогащения воды кислородом) — 50 км/час.
 | |
Топливозаправщик ТЗ-200 |
Часть «двухсотых» послужили шасси для специализированных автомобилей,
изготовляемых на других предприятиях: автоцистерн различного назначения, в т.ч.
для перевозки топлива АЦ-8-200, топливозаправщиков ТЗ-200,
молоковозов (автомолокоцистерн) АЦ-525 и АЦПТ-5,6,
поливомоечных машин ПМ-9, автогудронаторов Д-164 (Д-164А),
роторных снегоочистителей Д-166 (Д-166А), автомобилей для
аэропортов с подъёмным кузовом (аэродромный автолифт) АПК-6 для перевозки грузов,
загрузки и выгрузки их из самолёта. На рамы грузовиков нередко монтировались
фургоны-рефрижераторы ЧАР-1-200 или военные фургоны — КУНГи.
На базе МАЗ-200 были разработаны полноприводные лесовоз МАЗ-501 и
грузовой автомобиль МАЗ-502.
Несколько десятков автомобилей на Новоторжокском машиностроительном заводе было переоборудовано
в пожарные машины двух основных типов — автоцистерны АЦ-45(205) и АЦ-30(205) с
лафетным стволом ПЛСЛ-75 либо без него и автолестницы 32- и 45-метровой длины АЛМ-32 и
АЛМ-45 (в источниках часто встречаются ошибочные названия АМ-32 и АМ-45 или АМЛ-32 и АМЛ-45).
Несколько машин АЦ-30(205) до нашего времени ещё сохранились и их можно увидеть на городских
празниках или выставках раритетной техники.
 | |
Автокран К-61 |
МАЗ-200 использовался для монтажа передвижных автомобильных кранов
грузоподъемностью от 5 до 12 т, такие автокраны относились к тяжелым
и использовались на погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных
работах с большим объёмом производственных операций. Автокраны поступали
в войска, где применялись для механизации грузоподъемных работ.
Головной образец 5-тонного автокрана К-51 с механическим приводом
(ещё на шасси ЯАЗ-200, оснащённом КОМ)
прошёл испытания на Заводе им. Январского восстания
в 1948 году. Далее промышленность
страны освоила краны ДЭК-51, К-51П, К-52, К-52М (8Т211),
К-53 (КЛ-53), К-53М, К-61, К-61А, К-61М,
К-64, К-67 (КС-2563), К-68, К-68А, К-69,
К-69А, МКА-10, МКА-10Г, МКА-10М, МКА-20А,
СМК-7, К-164 (КС-2562) и К-612.
Характеристики |
МАЗ-200 |
МАЗ-205 |
МАЗ-200В |
Колесная формула |
4x2 |
Число мест |
3 |
Длина, мм |
7620 |
6065 |
6495 |
Ширина, мм |
2650 |
2640 |
Высота, мм |
2430 |
Колесная база, мм |
4520 |
3800 |
4520 |
Колея передних/задних колес, мм |
1950/1920 |
Дорожный просвет, мм |
290 |
Радиус поворота, м |
9,5 |
8,5 |
9,5 |
Грузоподъемность/нагрузка на ССУ, кг - по шоссе - по грунтовым дорогам |
7000* 5000 |
6000 5000 |
7200 5000 |
Снаряженная масса, кг |
6400 |
6600 |
6560 |
Полная масса, кг |
13625 |
12825 |
13855 |
Полная масса буксируемого прицепа/полуприцепа, кг |
9500 |
— |
16500** |
Двигатель (тип) |
ЯАЗ-М204/М204А (Д, 4) |
ЯАЗ-М204В (Д, 4) |
Рабочий обьем, см³ |
4650 |
Мощность двигателя, л.с. (об/мин) |
110/120 (2000) |
135 (2000) |
Крутящий момент, кг·м (об/мин) |
47 (1200…1400) |
51 (1400…1700) |
Максимальная скорость, км/ч |
65 |
50 |
52 |
Запас топлива, л |
225 |
105 |
2 × 225 |
Контрольный расход топлива, л/100 км |
35,0 |
30…35 |
44…52 |
Запас хода, км |
645 |
300 |
860…1000 |
* При движении с прицепом грузоподъёмность автомобиля 5000 кг ** По шоссе |
Пожарные автолестницы |
АЛМ-32 мод. «ЛА» |
АЛМ-45 мод. «ЛБ» |
АЛМ-45 мод. «ЛД» |
Годы выпуска |
1954(1955*)-57 |
1957-60 |
Кол-во колен, шт |
4+1 |
6+1 |
Высота подъёма, м |
30,2 (32,2**) |
45 (47**) |
Максимальный вылет, м |
14 |
Углы наклона |
0°…+78° |
Нагрузка при угле 75°, кг |
325 |
250 |
Время подъёма лестницы, выдвигания на полную длину и поворот на 90°, сек |
70 |
65 |
Грузоподъёмность лифта, кг |
— |
150 (180*) |
Время подъёма лифта, сек |
— |
38 |
Колёсная база шасси, мм |
5770 |
5220 |
Габаритные размеры, мм |
9640х2680х3250 |
10280х2680х3280 |
10150х2660х3400 |
Угол переднего/заднего свеса |
40°/16° |
43°/16° |
Полная масса, кг |
13460 |
14285 |
13350 |
Максимальная скорость, км/ч |
60 |
65 |
* По другим данным ** С дополнительным коленом |
Пожарные автоцистерны |
АЦ-45(205) мод. «ЦА» |
АЦ-30(205) мод. «ЦГ» |
АЦ-30(205) мод. «ЦГ-А» |
Годы выпуска |
1957-61 |
1961-63 |
1963-69* |
Боевой расчёт, чел |
3 |
Ёмкость для воды, л³ |
5000 |
Ёмкость для пенообразователя, л³ |
— |
220 |
Насос |
ПН-45** |
ПН-30К |
ПН-30КФ |
- подача |
45 л/с (2700 л/мин) при 9 атм |
30 л/с (1800 л/мин) при 10 атм |
- привод |
от КОМ установленной на КПП |
- передаточное число |
1:1,27 |
1:1,5 |
Колёсная база шасси, мм |
3800 |
Габаритные размеры, мм |
6065х2635х2480 |
6950х2700х3190 |
7320х2700х2750 |
Угол переднего/заднего свеса |
43°/20° |
Полная масса, кг |
13650 |
13680 |
Максимальная скорость, км/ч |
50 |
52 |
* Так в источнике ** Расход топлива на привод насоса — 15 л/час |
[an error occurred while processing this directive]
|