К 70-м годам тягач МАЗ-537, выпускавшийся на Курганском заводе колёсных тягачей имени Д.М. Карбышева (КЗКТ, позднее — ОАО «Русич»), стал морально устаревать. Тогда конструкторы завода во главе с В.А. Пискарёвым начали работу по совершенствованию тягача. Основным направление работы было увеличение мощности двигателя. Были сделаны попытки установки на автомобиль танковых дизелей В-38 (на КЗКТ-545) и Д-12А-650 (КЗКТ-7426). Опытные автомобили успешно прошли испытания, но в серию не попали из-за малого ресурса двигателей. 6 апреля 1978 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №262 (подкреплено соответствующим приказом Минавтопрома №141 от 6 июня), поручавшее КЗКТ разработку семейства перспективных тягачей для работы с большегрузным прицепным составом. Работу по созданию тягача возглавил главный конструктор В.П. Косов. В результате появился автомобиль КЗКТ-7427 с дизелем Д-12АН-650 производства ПО «Барнаултрансмаш». В 1985 году начались приёмочные испытания, в которых приняли участие два опытных балластных тягача КЗКТ-7427. Но ресурс и этого двигателя оказался недостаточным — при нормальной эксплуатации тягача его хватило бы только на год. Тогда было решено применить двигатель ЯМЗ-8401 той же мощности производства Ярославского моторного завода. Дальнейшие работы по усовершенствованию тягачей возглавил новый главный конструктор завода Ю.Т. Бутров. Используя опыт создания КЗКТ-7426 и КЗКТ-7427, была разработана новая базовая модель — КЗКТ-7428. В качестве силовой установки было решено использовать двигатель ЯМЗ-8401.10-04, который к тому времени уже был успешно применён на карьерных самосвалах БелАЗ-7540 и БелАЗ-7548. В конце 80-х годов КЗКТ-7428 успешно прошёл все виды испытаний и был рекомендован в производство. Функции основного несущего элемента взяла на себя лонжеронная рама, к которой крепится большинство механизмов и систем. В качестве силовой установки применён четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения ЯМЗ-8401.10-14, который располагается в моторном отсеке за кабиной. Двигатель оснащён двумя турбокомпрессорами и системой промежуточного охлаждения воздуха. Воздушная система имеет два фильтра со сменными фильтрующими элементами. Для надёжного пуска двигателя имеется свечное электрофакельное устройство ЭФУ. Для пуска при температурах ниже -15°C применяется предпусковой подогреватель ПЖД-600И. Запас топлива размещён в двух основных баках по 420 л. В системе питания имеется подогреваемый расходный бак ёмкостью 60 л. Для прокачки топливной системы установлен ручной насос РНМ-1КУ2.
Двухрядная 6-местная цельнометаллическая кабина обеспечивает перевозку экипажа транспортируемой техники. Кабина оснащена тепло- и шумоизоляцией, ФВУ, измерителем уровня дозы ИМД-21Б, двойным остеклением, светозащитными шторами на окнах, двумя независимыми друг от друга системами отопления (один отопитель связан с системой охлаждения двигателя, другой — автономный) позволяющими эксплуатировать автомобиль практически в любых климатических зонах (-50°С..+50°С), кронштейнами для крепления оружия. Передние сиденья подрессоренные с индивидуальной регулировкой. Задний ряд сидений может трансформироваться в два спальных места. Серийное производство КЗКТ-7428 началось в 1990 году. Тогда же было налажено и производство новой прицепной техники к ним. Основное назначение автомобилей осталось прежним — транспортировка на полуприцепах (в том числе активных) танков, другой тяжелой бронетанковой техники, крупногабаритных неделимых тяжеловесных грузов, специальных цистерн с различными видами жидкостей и т.п. В дальнейшем на базе узлов КЗКТ-7428 были созданы специальные колесные шасси КЗКТ-8003, КЗКТ-8005 и КЗКТ-8014. |
модификации |
КЗКТ-7428-012 оснащается двигателем Д12А-525А (525 л.с.), который также используется на автомобилях МАЗ-537, МАЗ-543 и их модификациях. КЗКТ-7428-013 имеет аналогичные характеристики с базовой моделью КЗКТ-7428-011, но при этом оснащается двигателем Cummins KTTA19-C650 (650 л.с.). КЗКТ-7428-014 с двигателем ЯМЗ-8401.10-07 (650 л.с.), оборудованный коником, с двухосным прицепом-роспуском КЗКТ-9003 используется в составе автопоезда грузоподъемностью 50 т и предназначен для транспортировки длинномерных (до 24 м) грузов типа «труба» (максимальный диаметр 1420 мм) с максимальной скоростью до 65 км/ч. КЗКТ-74281. Тягачи с индексом «74281» отличаются от тягачей с индексом «7428» наличием лебедки с тяговым усилием 15 т и длиной троса 100 м. Выпускается с 1990 года. На базе седельного тягача КЗКТ-74281-012 (с двигателем Д12А-525А) на Опытном заводе №38 МО РФ в 1995 году была разработана машина технической помощи МТП-А4 ("изделие 6965") для использования в вооруженных силах при устранении повреждений, перевозке запасных частей, эвакуации методами полупогрузки и прямого буксирования, а также при вытаскивании застрявших и опрокинутых автомобилей тяжелого класса. Кроме лебёдки машина отличается устройством для транспортировки повреждённых автомобилей (массой до 52 т), кузовом-фургоном с ремонтными и такелажными комплектами, ёмкостями для топлива, масла и спецодежды. КЗКТ-74282. Специальный балластный тягач КЗКТ-74282 используется для транспортировки прицепов полной массой до 75 т (основной прицеп ЧМЗАП-8390) по дорогам с твердым покрытием, самолетов массой до 200 т на аэродромах, расчистки завалов способом прямой буксировки или с помощью лебедки, установленной за моторным отсеком. Грузовая платформа металлическая с неоткрывающимися бортами, оснащена настилом с ячейками для 8 балластных грузов. В аэродромнов варианте на автомобиль устанавливается рация для связи с экипажем буксируемого самолёта, дополнительное сцепное устройство в передней части (монтируется на дышле с упругими элементами), дополнительные фары для освещения буксирных устройств, фонари БАНО-45 на крыше кабины и грузовой платформе. КЗКТ-74283 — седельный тягач для буксировки специальных полуприцепов. Отличается сдвинутым назад на 345 мм ССУ. Разработан в 1991 году. КЗКТ-74284 — седельный тягач для буксировки активных полуприцепов массой до 70 т (опытный). Отличается генераторной установкой за кабиной, сдвинутым назад ССУ. КЗКТ-74286 — седельный тягач для гражданских нужд. Отличается дизелем ЯМЗ-240НМ2 (ЯМЗ-240НМ-1Б) мощностью 500 л.с., коробкой передач с изменёнными передаточными числами, водомасляным радиатором и маслозакачивающим насосом в системе смазки двигателя, доработанным электрооборудованием, отсутствием гидрозамедлителя и и специального военного оборудования. Максимальная скорость снижена до 55 км/ч. Выпускается с 1993 года. КЗКТ-74286-014 — трубовоз, аналогичный модели КЗКТ-7428-014. КЗКТ-74287 — седельный тягач для буксировки полуприцепов массой до 90 т. Отличается изменёнными колёсными редукторами, двумя дополнительными топливными баками по 420 л, стояночным тормозом с пневмопружинной камерой с дистанционным управлением, отсутствием гидрозамедлителя и специального военного оборудования. Максимальная скорость снижена до 45 км/ч. Выпускается с 1995 года.
|
фотографии и схемы |
Источники: |