После битвы на Курской дуге темпы наступления Красной Армии резко возросли, к тому же войска вышли в районы с лучшими дорожными условиями. Поэтому у конструкторов ГАЗа родилась идея создать в дополнение к САУ СУ-76М (её серийный выпуск предполагалось освоить в Горьком взамен лёгкого танка Т-70), используя отдельные агрегаты ГАЗ-63 образца 1939 года, быстроходную колёсную самоходку. Она могла быть использована в качестве подвижного средства огневой поддержки пехоты, для активной разведки боем и в качестве маневренного истребителя танков. С такой инициативой в августе 1943 года выступил ведущий конструктор завода В.А. Грачёв, поддержанный главным конструктором А.А. Липгартом, его заместителем по танкостроению Н.А. Астровым и дирекцией завода. Предложение нашло поддержку в НКСМ и ГБТУ РККА. 19 октября 1943 года Грачёв начал компоновку «изделия 63СУ», позже получившего обозначение ГАЗ-68 (первое использование этого индекса). Вместе с ним трудились конструкторы И.В. Гавалов, А.Л. Иванов, Б.Д. Кирсанов, И.Г. Шимановский и другие. К середине декабря 1943 года был выполнен деревянный макет, что убедило некоторых скептиков в реальности проекта, а 17 декабря в ГБТУ за подписью Астрова был направлен «проект СУ-76 мм, выполненный на базе колесной машины ГАЗ-63, именуемый ГАЗ-68». Военные предложили внести в проект ряд изменений, и 7 февраля 1944 года проект ГАЗ-68 был окончательно утверждён ГБТУ. Уже в это время в документах фигурирует другое обозначение самоходки — КСП-76 (колёсная самоходная пушка). В первых числах марта, не ожидая завершения всего цикла проектирования, готовые чертежи начали передавать в цехи. В начале апреля была завершена сварка бронекорпуса, а 4 мая 1944 года первый экземпляр колёсной самоходки вывели из заводских ворот. Низкий, открытый сверху несущий бронекорпус массой 1140 кг с рациональным наклоном бронелистов (разработан Ю.Н. Сорочкиным и А.Н. Кирилловым) надежно защищал экипаж от стрелкового огня, лобовая броня (с толщиной листа сначала 10 мм, а затем — 16 мм) выдерживала попадания осколков и крупнокалиберных бронебойных пуль. В подшипнике, вваренном в горизонтальную площадку переднего листа бронекорпуса, крепился верхний станок дивизионной 76,2-мм пушки ЗиС-3 с горизонтальным углом наведения 37° и вертикальным от -3 до +15°. Скорострельность пушки достигала 8 выстр./мин. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 662 м/с, осколочно-фугасного — 680 м/с. Кроме того, в боевом отделении установки укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 852 патрона. Справа от пушки было кресло водителя, наблюдавшего за обстановкой через передний и боковой смотровые пуленепробиваемые приборы. По другую сторону пушки находился командир-наводчик, управляющий огнём с помощью прицела и панорамы Герца, перед ним в особой нише устанавливалась радиостанция 12-РТ. Для заряжающего сзади имелось откидное сиденье. Боекомплект размещался справа от орудия в вертикальной укладке (17 выстрелов) и сзади, слева от орудия в горизонтальной укладке (41 выстрел). В корме корпуса размещалось МТО — смещенный на 275 мм вправо от оси машины двигатель ГАЗ-202 (вариант автомобильного двигателя ГАЗ-11 с алюминиевой головкой блока цилиндров и усиленными системой охлаждения и маслорадиатором) мощностью 85 л.с. и КПП. Слева от двигателя, в изолированном отсеке, располагался бензобак ёмкостью 140 л. В состав механической трансмиссии входили: главный фрикцион сухого трения, КПП с четырьмя передачами переднего и одной передачей заднего хода, раздаточная коробка с демультипликатором, три карданных вала и два дифференциала. КПП была оснащена механическим дистанционным управлением. Раздаточная коробка и карданные валы размещались в специальном тоннеле, расположенном по оси корпуса. Привод на передние управляемые колеса был постоянным, а на задние — отключаемым. Оба моста с картерами типа «сплит» подвешивались к лонжеронам, приваренным к корпусу, на четырёх рессорах с гидравлическими амортизаторами поршневого типа. Привод тормозов был механическим, который считался наиболее надежным для фронтовых условий. Пулестойкие (гусматик) односкатные импортные шины размерностью 9,75-18" имели развитые грунтозацепы. По свидетельству Грачёва многие агрегаты для ГАЗ-68 были взяты от автомобиля Додж-Т203. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи 3СТ-112. На заводских испытаниях летом 1944 года самоходка преодолевала подъёмы до 30°, броды глубиной 0,9 м и полуметровые стенки, уверенно проходила по ямам, оврагам и рыхлым грунтам. Будучи вдвое легче СУ-76М, ниже ее на 0,56 м и у́же на 0,66 м, она, обладая такой же огневой мощью, была гораздо подвижнее, особенно на дорогах. Низкий силуэт и бесшумность хода (отсутствовал лязг гусениц) обеспечивали самоходке скрытность. При боевой массе 5340 кг ГАЗ-68 развивал на шоссе скорость 77 км/ч (против 40 км/ч у СУ-76М). В начале испытаний случались поломки недоведенного тогда переднего моста, выходили из строя карданные валы и КПП, боевое отделение оказалось тесноватым. Тем не менее, к ноябрю 1944 года большую часть недостатков удалось устранить, когда КСП-76 своим ходом перегнали на Научно-испытательный бронетанковый (НИБТ) полигон в подмосковную Кубинку. При перегоне из Горького ГАЗ-68 прошёл весь путь по обледенелому шоссе со средней скоростью 60 км/ч. 16 декабря 1944 года КСП-76 поступила на Гороховецкий научно-испытательный артиллерийский полигон, где с 17 по 24 декабря прошла кратковременные испытания. В отчёте об испытаниях отмечалось следующее: «Бронекорпус одновременно служит и шасси, то есть подвеска колес осуществляется непосредственно к броне. Благодаря этому достигнут небольшой вес самохода — 5365 кг, небольшая высота линии огня — 1260 мм (на 0,7 м ниже, чем на СУ-76М. — РС) и высота всей установки 1560 мм, что делает самоходную пушку устойчивой, уменьшает габариты поражаемого пространства… Кучность боя на 500 и 1000 м не уступает табличной 76-мм пушки ЗИС-3. Стрельба с хода возможна, но неэффективна, с коротких остановок 15-20 с, эффективна (58,4% попаданий в цель размером 8×12 м (так в источнике. — РС)). 76,2-мм колесная самоходная пушка испытания выдержала. По устранении мелких недостатков может быть допущена на войсковые испытания, если артиллерийский комитет ГАУ КА сочтет их необходимыми». Тем не менее, военные не рекомендовали принимать КСП-76 на вооружение по многим причинам. «Весной-осенью 1944 г. обе САУ (КСП-76 и ОСА-76. — РС) испытывались как раздельно, так и совместно. Несмотря на то, что изначально артиллеристы отдавали большее предпочтение машине КСП, как более привычной в эксплуатации и ремонте (колесный движитель), в ходе испытаний их мнение изменилось, так как КСП-76 явно проигрывала машине завода 38 ввиду большой массы (более 5 т.), больших габаритов, чем ОСА-76, при чрезвычайно слабой проходимости по пересеченной местности. Более того, ее применение вне дорог было признано невозможным. А проведение стрельб из орудия показало еще и лучшую устойчивость гусеничной версии», — пишет известный историк бронетанковой техники Михаил Свирин. Из других причин, военные указывали на то, что Горьковский автозавод не освоил серийного производства грузовиков ГАЗ-63, на агрегатах которого базировалась самоходка. В конечном итоге, комиссия ГАУ сделала формальный вывод об «узком тактическом применении в сложившейся структуре», что означало отказ от КСП-76.
|
фотографии и схемы |
Источники: |