|
КамАЗ-5510 АВТОМОБИЛЬ-САМОСВАЛ
KamAZ-5510 dump truck prototype
|
|
В 1969 году, ещё до создания опытных бортовых автомобилей,
в экспериментальном цехе ОГК ЗиЛ были
построены два образца шасси самосвалов ЗиЛ-Э5510 (заводские №№ шасси — 2 и 3; шасси № 1 — это
опытный седельный тягач ЗиЛ-2Э170В), предназначавшихся для
освоения производства на будущем Камском автомобильном заводе.
План требовал до конца года вывести на заводские испытания уже готовые самосвалы. Оба образца шасси
были немедленно переданы на Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ), которому Правительством
СССР была поручена разработка конструкции самосвального кузова
и подъёмного механизма для перспективного автосамосвала с задней разгрузкой грузоподъёмностью 7 т,
предназначенного для перевозки сыпучих и навалочных строительных материалов.
| |
ЗиЛ-ММЗ-Э5510 |
К концу 1969 года в Мытищах были изготовлены два опытных образца самосвала ЗиЛ-ММЗ-Э5510
с ковшеобразным кузовом. Их испытания на ЗиЛе начались в конце января 1970 года и закончились
осенью того же года. Известно, что в этот период, бригада под руководством Е.Н. Фокина
проводила в районе Углича (Ярославской обл.) прочностные испытания одного из первых
ЗиЛ-Э53202 и одного из самосвалов.
Испытания выявили серьёзные недостатки самосвальной установки,
поэтому ММЗ было дано задание переработать её конструкцию. Одну машину (гаражный № 156) зиловцы
вернули ММЗ, где в конце 1970 года она получила новый кузов коробчатого сечения с передним
гидроцилиндром и обозначение ЗиЛ-ММЗ-2Э5510 (масса снаряженного автомобиля — 7270 кг; объём
платформы — 5 м³).
Одновременно задание на разработку нового самосвального кузова получил МАЗ
(главный конструктор М.С. Высоцкий). Сюда была передана вторая машина (гаражный № 163).
В октябре 1970 года минчане заменили мытищинский кузов на кузов своей конструкции (управление
механизмом подъёма платформы было электропневмогидравлическим и осуществлялось специальными
клавишами).
В 1971 году оба самосвала, согласно техническому отчёту по результатам заводских пробеговых
испытаний на долговечность, «прошли эксплуатационные
испытания в карьере автополигона НАМИ, в районе г.Углич и на стройках г.Москвы в объеме 20 тыс.км.
пробега по булыжному, грунтовому, щебеночному и асфальто-бетонным шоссе». Не смотря на то, что
кузов ЗиЛ-ММЗ-2Э5510 испытаний не выдержал по прочности и дальнейшие работы на ММЗ были прекращены
в связи с передачей темы на МАЗ, в 1972 году обе машины получили новые кабины, а их 180-сильные
двигатели ЯМЗ-7Э641 были заменены на ЯМЗ-7401 той же мощности (дефорсированный
вариант ЯМЗ-740; крутящий момент — 55 кгс*м).
После принятия решения о продолжении доработки самосвальной установки и платформы, спроектированных
МАЗом, в 1971 году на базе шасси КамАЗ-2Э5510 (автомобили 2-й опытной серии; известно,
что один из них, получив на ЗиЛе гаражный номер № 342, вышел на пробеговые испытания в ноябре 1970 года) в
Минске построили ещё два самосвала, отличавшиеся от первого минского образца улучшенным подъёмным механизмом
и более совершенной конструкцией. Кроме того, за минчанами закреплялось «рабочее
проектирование технологической части проекта Нефтекамского завода автосамосвалов — спутника КамАЗа».
Первоначально планировалось, что в 1973-1974 годах будет пущена первая очередь НЗАС (до 1978 года —
Завод по производству автосамосвалов и лебёдок, с 1993 — ОАО
«Нефтекамский автозавод», НефАЗ), рассчитанная на выпуск пятнадцати тысяч самосвалов КамАЗ-5510 в год.
В декабре 1971 года ЗиЛом были сданы машины 3-й опытной серии КамАЗ-3Э5510. Шасси
№ 15 с кабиной предсерийного типа получило гаражный № 331, а шасси № 17 — гаражный № 315. В начале
1972 года они получили на МАЗе кузова, аналогичные установленным на КамАЗ-2Э5510, но в июне
минчане заменили их на более совершенные. Осенью они прошли испытания, в которых для сравнения
с целью определения ряда эксплуатационно-технических показателей принимали участие автомобили-самосвалы
ЗиЛ-ММЗ-2Э5510 и МАЗ-503А (гаражный № 222).
Следующая пара шасси для самосвалов, уже по утвержденной технической документации, была построена
на ЗиЛе в сентябре 1972 года. Обе машины КамАЗ-5510 предназначались для проведения
межведомственных испытаний, которые после установки на МАЗе кузовов, аналогичных обновлённым кузовам
КамАЗ-3Э5510, начались в октябре 1972 года. Шасси № 20 получило гаражный № 541, а шасси № 21 —
гаражный № 542.
Испытания были завершены с положительным результатом в ноябре 1973 года, КамАЗ-5510 был рекомендован
к производству, но в серию пошёл совсем другой автомобиль-самосвал — КамАЗ-5511.
продолжение следует…
Характеристики |
КамАЗ-5510 |
Колесная формула |
6×4 |
Число мест |
3 |
Габаритные размеры, мм - длина - ширина - высота |
6560 2500 2680 |
База, мм |
3500 |
Минимальный дорожний просвет, мм |
285 |
Грузоподъёмность, кг |
7000 |
Масса в снаряженном состоянии, кг |
8270 |
Полный вес, кг |
15495 |
Двигатель |
ЯМЗ-7401, дизельный, V-образный, четырехтактный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный |
Объём двигателя, л |
10,85 |
Степень сжатия |
17 |
Максимальная мощность, л.с. |
180 |
Максимальная скорость, км/ч |
80 |
Расход топлива, л/100 км |
20,5 |
Сцепление |
двухдисковое, сухое с гидравлическим приводом |
Коробка передач |
пятиступенчатая |
Главная передача |
двойная: пара конических и пара цилиндрических шестерен |
Рулевой механизм |
двухступенчатый: винт-гайка на циркулирующих шариках и рейка-зубчатый сектор; с гидроусилителем |
Размер шин |
260-508Р |
[an error occurred while processing this directive]
|