KamAZ-4310 (6x6) army truck (39 Kb) КамАЗ-4310
АРМЕЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ
 
KamAZ-4310 army truck
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Проектирование велось в Управлении конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) ЗиЛа под руководством главного конструктора Всеволода Авенировича Вязьмина. Общее руководство осуществлял Главный конструктор ЗиЛа А.М. Кригер.

Целью работы являлось создание на базе основного семейства трехосных (типа 6×4) дизельных автомобилей КамАЗ-5320 полноприводных автомобилей грузоподъемностью 5 тонн (типа 6×6), предназначенных для монтажа вооружения и военной техники, буксировки прицепных артиллерийских систем, специальных и транспортных прицепов, а также для перевозки войск и воинских грузов по дорогам всех категорий с покрытием, а также на грунтовых дорогах и местности. Для избежания при этом разрушения дорог низших категорий, осевая нагрузка машин не должна была превышать 6 т.

Главные задачи при проектировании автомобилей состояли в получении наибольшей эффективности при их эксплуатации в заданных условиях, высокой надежности и долговечности.

Опытно-конструкторские работы выполнялись в период 1969-1978 годов в соответствии с техническим заданием, утверждённым министром автомобильной промышленности протоколом №ТЗ 025 035-68 и в сроки, установленные планом ОКР Минавтопрома.

Первоначально предполагалось, что «для наиболее полного удовлетворения требований основных потребителей» в состав семейства полноприводных КамАЗов войдёт 6 модификаций — это бортовые тягачи для работы с прицепом полным весом до 10 т (по асфальтированным шоссе и грунтовым дорогам удовлетворительного состояния): КамАЗ-4310 — базовая модель, имеющая грузовую платформу с задним откидным бортом; КамАЗ-43101 с платформой с тремя откидными бортами; варианты этих машин с кабиной, имеющей спальное место — соответственно КамАЗ-43103 и КамАЗ-43102; КамАЗ-43104 — шасси для монтажа различных кузовов и установок без платформы и кабиной без спального места, а также седельный тягач КамАЗ-4410 с кабиной со спальным местом для работы с полуприцепом полным весом до 15 т (в тех же условиях).

За период выполнения работы было построено и подвергнуто испытаниям: в 1970 году первый макетный образец; с 1972 по 1975 год 4 серии образцов с общим их количеством 12.

Опытные образцы автомобилей всех указанных модификаций подвергались всесторонним испытаниям в различных дорожных и климатических условиях. Общий пробег всех опытных образцов приведенный к 1-ой категории условий эксплуатации составил 1484215 км, наибольший пробег отдельных опытных образцов — от 229089 до 219665 км.

В соответствии с постановлением комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 28 марта 1975 года №121 четыре опытных образца автомобилей семейства КамАЗ-4310 (КамАЗ-4310, КамАЗ-43102, КамАЗ-43103 и КамАЗ-4410) в период с апреля 1976 года по март 1977 года подвергались межведомственным приёмочным испытаниям. Испытания общим пробегом 33-37 тыс. км проведены по маршруту Москва — Ашхабад — Москва, по грунтовым дорогам Таджикистана с преодолением перевалов высотой до 3370 м над уровнем моря, по шоссейным и грунтовым дорогам средней полосы, по дорогам автополигона НАМИ и в условиях низких температур в районе г. Читы. Температура воздуха в период испытаний находилась в пределах от минус 42°С до плюс 44°С.

На основании положительных результатов приёмочных испытаний межведомственная комиссия рекомендовала семейство автомобилей КамАЗ-4310 для постановки на производство, поставки потребителю, в народное хозяйство и на экспорт и посчитала возможным отнести их по признаку конструкции к высшей категории качества продукции.

Акт приёмки опытных образцов автомобилей-тягачей семейства КамАЗ-4310 утвержден заместителем министра автомобильной промышленности СССР Е.А. Башинджагяном и командиром в/ч 52694 А.Т. Смирновым в сентябре 1977 года.

ЗиЛом были осуществлены в соответствии с утвержденным планом-графиком мероприятия по устранению выявленных в процессе приёмочных испытаний замечаний по автомобилям, а эффективность конструктивных мероприятий была проверена заводскими доводочными испытаниями, проходившими с мая по август 1978 года по маршруту Москва — БАМ — Чита — Иркутск — Москва (18000 км).

Первая промышленная партия грузовиков КамАЗ-4310 была выпущена в Набережных Челнах в январе 1981 года. «Один из пунктов социалистических обязательств, взятых и выполненных автозаводцами в честь XXVI съезда КПСС, — сообщал в то время журнал «За рулём», — изготовить в наладочном режиме первую партию грузовиков повышенной проходимости КамАЗ-4310. Пять машин из этой партии отправились к открытию съезда в Москву». Первый из этих автомобилей — КамАЗ-43105 с хромированным передним бампером, над решёткой радиатора гордо нёс надпись: «№001 камский вездеход — наш подарок XXVI съезду КПСС».

Месяцем позже, успевая к открытию партийного съезда, государственная комиссия «с оценкой "отлично"» приняла в эксплуатацию вторую очередь «КамАЗа», в основном, предназначенную для выпуска полноприводных автомобилей. Их серийное производство было намечено развернуть в 1981—1982 годах, но, фактически, крупносерийный выпуск начался только в 1983 году.

 The first KamAZ-43105 trucks, 1981 (57 Kb)
КамАЗы в Москве, 1981
Бортовой КамАЗ-4310 разрабатывался в КЭО ЗиЛа в начале 70-х годов одновременно с базовыми автомобилями. От них он отличался передним ведущим мостом, 2-ступенчатой раздаточной коробкой, лебёдкой с тяговым усилием 6…8 тс, централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах (в пределах 0,7…3,0 кгс/см²), двумя топливными баками общей емкостью 250 л и металлической грузовой платформой с откидными скамейками на 30 солдат (с возможностью установки тента на дугах габарита 02-ВМ).

В основу КамАЗ-4310 легла совершенно новая для отечественных автомобилей концептуальная схема привода ведущих мостов. Поскольку предполагалось, что значительную часть времени эти машины будут работать на бездорожье, то привод ко всем колёсам был постоянный — неотключаемый. Наличие большой колёсной базы означает вероятность большой разницы в угловых скоростях колёс при переезде через неровности, поэтому в трансмиссию был включен несимметричный межосевой дифференциал с электропневматической блокировкой.

Как и неполноприводные машины, вездеход комплектовали V-образным восьмицилиндровым дизельным двигателем КамАЗ-740 с тороидальными камерами сгорания и отдельными головками блока на каждый цилиндр, сухим двухдисковым сцеплением, 5-ступенчатой КПП, гидроусилителем рулевого механизма, барабанными тормозами с пневмоприводом, рессорной подвеской и откидывающейся 3-местной кабиной.



К началу серийного выпуска было решено выпускать только КамАЗ-4310 в нескольких комплектациях (так, например, полная «25-я» (КамАЗ-4310-025) комплектация имела весь набор опций от «спальника» до лебёдки) и его упрощённую модификацию «для перевозки сельскохозяйственных грузов»КамАЗ-43105. Этот автомобиль отличался конструкцией и длиной грузовой платформы (5200 мм против 4800 мм у КамАЗ-4310), увеличенной грузоподъёмностью (7 т против 5 т) и отсутствием держателя запасного колеса (ДЗК) за кабиной (на опытных образцах КамАЗ-43105 «запаска» закреплённая сзади под рамой «садилась» на препятствия и была «перекинута» в кузов к переднему борту справа). «Сельхозник» в комплектации для военных оснащался системой централизованной накачки шин. (В принципе, все «вездеходы» имели одинаковые мосты с блоками накачки — весь узел моста собирался на единственном конвейере из одних и тех же деталей — не на все машины монтировалась вся система.)

Основная масса выпускаемых КамАЗ-4310 направлялась в Афганистан: «…Автопарк отдельного автобата почти полностью порешёл на новые полноприводные КамАЗ-4310. Особых проблем с их эксплуатацией не возникало, да и прежние, обычные КамАЗы были хорошо освоены в батальоне. Военный "сайгак" (такое прозвище автомобиль получил среди солдат), сделанный специально для армии, машина крепкая и надёжная. Благодаря заложенному в конструкцию повышенному запасу прочности, усиленному контролю со стороны военной приёмки за качеством сборки машин, полноприводные грузовики выгодно отличались от своих коммерческих собратьев: уже не выходили из строя в массовом порядке редукторы задних мостов, меньше хлопот доставляли новые широкопрофильные шины, оснащённые к тому же централизованной системой регулирования давления воздуха, на высоте была проходимость, даже болты крепления головок блока цилиндров почти не лопались. Новые агрегаты: передний ведущий мост и раздаточная коробка были хорошо отработаны и особых неприятностей в войсковой эксплуатации не доставляли. Очень ценилась в Афганистане удобная комфортабельная кабина со спальным местом, где можно было более-менее сносно отдохнуть и разместить немудрёный солдатский скарб, в сравнении с которой тесная "Ураловская" кабина казалась просто скворечником. Лёгкое рулевое управление и надёжные тормоза тоже заслуживали добрых слов создателям КамАЗа-вездехода. Правда, последние отличались излишней сложностью, сравнительно большим временем необходимым для растормаживания автомобиля после пуска двигателя, когда отсутствовал запас воздуха в пневмосистеме, а выдаваемый для заливки в предохранитель от замерзания этиловый технический спирт становился причиной очередной пьянки среди солдат и головной болью офицеров. Очень удобным оказался кузов автомобиля, большой с ровным плоским, полом, съёмные щиты основания которого открывали доступ к карданным валам и редукторам задних мостов… Безусловно, КамАЗ-4310, как армейский полноприводный автомобиль состоялся и военным водителям он нравился, хотя, как и всякая машина, был не лишён некоторых недостатков. На разбытых афганских дорогах допекали многочисленные течи охлаждающей жидкости из всевозможных патрубков, трубопроводов, незащищённого снизу радиатора. После 50 тыс. км пробега начинало сочиться масло из-под головок блока цилиндров, и налипающая пыль мгновенно покрывала весь дизель толстой серой коркой…»

После принятия в серию КамАЗ-4310, его испытания не закончились — была продолжена доработка конструкции лабораторными и дорожными испытаниями. Так, по результатам испытаний выявилась возможность к грузоподъёмности автомобиля, на радость основного заказчика, добавить тонну. По опыту эксплуатации в Афганистане, была увеличена ёмкость моторного масла в двигателе. Это было сделано для того, что бы двигатель у грузовика, движущегося на многокилометровых крутых подъёмах, не испытывал «масляного голодания».

На ранние серии автомобилей КамАЗ-4310 и КамАЗ-43105 устанавливался бампер от «гражданских» моделей с буксирными «клыками» под ним. Для того, что бы неисправный грузовик зацепить за тягач, на жёстком буксире, необходимо было снимать бампер. Кроме того, при наезде на препятствие или впереди идущий автомобиль (что было не редко, особенно если за рулём сидел солдат с малым опытом вождения), у «вездеходов» деформировался капот кабины, а с ним и различная подкапотная аппаратура — трубки, шланги и электропроводка. Учитывая выше сказанное с 1984 года полноприводники стали выпускаться с новым бампером выдвинутым вперед на 310 мм и имеющий буксирные проушины. Позднее этот бампер стали применять на моделях 6×4 идущих в войска, правда, сами кронштейны крепления бампера были другие.

В 1989 году на смену КамАЗ-4310 пришёл модернизированный КамАЗ-43101. От своего предшественника новый автомобиль, в основном, отличался 220-сильным двигателем модели КамАЗ-740.10-20. Часть узлов и механизмов была доработана: технологически усилены рессоры, рулевые тяги, полуоси, шестерни коробок и т.п. Была установлена штампованная зашита картера двигателя, вместо металлических, ломающихся от вибрации кронштейнов задних фонарей, были внедрены резиновые. Грузоподьёмность КамАЗ-43101 не изменилась и составила 6 т. Аналогичные изменения были внедрены и на «народнохозяйственном» КамАЗ-43105, который получил обозначение КамАЗ-43106.

Тропический вариант КамАЗ-43101 имел обозначение КамАЗ-431017.

Начиная с 1982 года на НефАЗе (ныне — ОАО «Нефтекамский автозавод») в сравнительно небольших количествах, на базе отработанного на испытаниях шасси опытного самосвала с односторонней разгрузкой КамАЗ-4510, выпускался под тем же индексом полноприводный самосвал с разгрузкой на две стороны («бокосвал»), предназначенный для перевозки сыпучих строительных и сельскохозяйственных грузов по дорогам всех категорий.

КамАЗ-4510 имел (в скобках данные позднего варианта) вместимость кузова без/с надставными бортами — 7,9/15,8 м³, габаритные размеры — 7660(7950)×2500×3090(3070), дорожный просвет — 400(360) мм, двигатель — КамАЗ-740.10(КамАЗ-740.20), максимальную скорость — 80 км/ч. Грузоподъёмность самосвала составляла 7000 кг при снаряженной массе 9270 кг. Полная масса с надставными бортами — 16420 кг, при нагрузке на переднюю ось — 5050 кг, на тележку — 11370 кг. КамАЗ-4510 мог эксплуатироваться с самосвальным прицепом СЗАП-85513 грузоподъёмностью 7000 кг. При этом полная масса буксируемого прицепа составляла 11200 кг, а всего автопоезда — 27620 кг.

В 1996 году на смену автомобилям КамАЗ-43101 и КамАЗ-43106 пришли более совершенные КамАЗ-43114 и КамАЗ-43115, соответственно.

 Характеристики* КамАЗ-4310** КамАЗ-43105 КамАЗ-43101 КамАЗ-43106
Колесная формула 6×6.1
Габаритные размеры, мм
- длина
- ширина
- высота (по кабине)
- высота (по тенту)

7650
2500
2900
3200

7730
2500
2900
3530

7895
2500
2860
3200

8040
2500
2860
3530
База, мм 3340 + 1320
Колея для всех осей, мм 2010
Дорожный просвет, мм 365
Радиус поворота, м:
- по внешнему колесу
- габаритный

10,5
11,3
Снаряженная масса, кг
- нагрузка на передний мост, кг
- нагрузка на заднюю тележку, кг
8410
н/д
н/д
8200
н/д
н/д
8745
4315
4430
8230
4280
3950
Грузоподъёмность, кг 5000 7000 6000 7000
Полная масса с учётом дополнительного снаряжения, кг
- нагрузка на передний мост, кг
- нагрузка на заднюю тележку, кг
15000
4900
10100
15500
5100
10400
15205
5020
10185
15635
5235
10400
Полная масса буксируемого прицепа, кг
- на дорогах с твердым покрытием
- на грунтовых дорогах и местности

10000
7000

11500
7000

10000
7000

11500
7000
Максимальная скорость автомобиля (автопоезда), км/ч 85 (80)
Время разгона одиночного автомобиля с места до скорости 60 км/ч, с 35
Выбег одиночного автомобиля автомобиля с 50 км/ч, м 600
Тормозной путь автомобиля (автопоезда) с 40 км/ч, м 17,2 (18,4)
Контрольный расход топлива, л/100 км, автомобиля при 60 км/ч н/д 30,0 (37,0) 31,0 (40,0)
Запас топлива, л 2 × 125
Максимальный преодолеваемый автомобилем (автопоездом) подъём 31° (20°)
Глубина преодолеваемого брода с твердым дном при номинальном давлении в шинах (с предварительной подготовкой продолжительностью не более 15 мин), м 0,8 (1,5) 0,8 (—) 0,8 (1,5) 0,8 (—)
 Двигатель:
Модель КамАЗ-740.10 КамАЗ-740.20
Тип дизельный
Расположение и число цилиндров V-образное, 8
Рабочий объём, л 10,85
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 120/120
Номинальная мощность, брутто, кВт (л.с.)
 при частоте вращения коленчатого вала, об/мин
154 (210)
2600
164 (220)
2600
Максимальный крутящий момент, Нм (кгс•м)
 при частоте вращения коленчатого вала, об/мин
637 (65)
1500…1800
667 (68)
1600…1800
Степень сжатия 17 н/д
 Трансмиссия:
Коробка передач - 5-ступенчатая, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах, передат. числа: I-7,82; II-4,03; III-2,50; IV- 1,53; V-1,0; ЗХ-7,38. Раздаточная коробка - с двухступенчатым редуктором и цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа, распределяющим крутящий момент между постоянно включенным передним мостом и мостами задней тележки в отношении 1:2. Передат. числа: I-1,692; II-0,917. Управление раздаточной коробкой - дистанционное, с электропневматическим приводом переключения передач. Привод механизма блокировки дифференциала - пневматический, с дистанционным управлением. Отбор мощности от раздаточной коробки - до 44,12 кВт (60 л.с.). Карданная передача - четыре карданных вала. Главная передача ведущих мостов - двойная: пара конических шестерен со спиральным зубом и пара цилиндрических косозубых шестерен; передат. число 7,22. Передний мост - с шарнирами равных угловых скоростей дискового типа (Тракта). Средний мост - проходной.
 Колёса и шины:
Колёса - дисковые, обод 310-533. Шины 1220x400-533 мод. ИП-184 (широкопрофильные), на автомобиле КамАЗ-43101 - с регулируемым давлением воздуха в пределах 0.8-3,2 кгс/см в зависимости от дорожных условий. На автомобилях КамАЗ-43105 и КамАЗ-43106 давление воздуха в шинах передних и задних колес 3,5 кгс/см.
 Подвеска:
Передняя - на полуэллиитических рессорах, с амортизаторами, с задними скользящими концами рессор. Задняя - балансирная, на полуэллиптических рессорах, с реактивными штангами, концы рессор - скользящие.
 Тормоза:
Рабочая тормозная система - с барабанными механизмами (диаметр 400 мм, ширина накладок 140 мм, разжим - кулачковый), двухконтурцым пневматическим приводом (тормозные камеры: передние типа 24, тележки - 24/24 с пружинными энергоаккумуляторами). Стояночный тормоз - на тормоза тележки от пружинных энергоаккумуляторов, привод - пневматический. Запасной тормоз - совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз - моторный замедлитель с пневматическим приводом. Привод тормозов прицепа - комбинированный (двух- и однопроводный). Пневматический привод тормозов оборудован термодинамической осушкой сжатого воздуха.
 Рулевое управление:
Рулевой механизм - винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющая с зубчатым сектором вала сошки. Гидроусилитель - встроенный передат. число рулевого механизма 20.
 Электрооборудование:
Напряжение 24 В, ак. батареи 6СТ-190ТР или 6СТ-190TM (2 шт.), генератор Г288-Е (КамАЗ-43101) с регулятором напряжения 111.3702; генератор Г273-В (КамАЗ-43105 и -43106) с регулятором напряжения Я 120-М; стартер СТ142-Б1.
 Лебёдка:
Барабанного типа, с червячным редуктором и ленточным тормозом, привод - от коробки отбора мощности через кардатгую передачу. Трос выдается вперед и назад (с применением блока). Макс.тяговое усилие: палиспастом при выдаче троса вперед - 10800 кгс, назад - 15400 кгс; без палиспаста вперед - 5400 кгс, назад - 7700 кгс. Рабочая длина троса при выдаче вперед 74,5-76,5 и при выдаче назад 81,5-83,5 м.
 * Основные прицепы: для КамАЗ-4310 и КамАЗ-43101 — 2ПН-4М, для КамАЗ-43105 и КамАЗ-43106 — ГКБ-8350.
 ** По данным 1981 г.
[an error occurred while processing this directive]


KamAZ-4310 (6x6) early prototype, 1970 (248 Kb) 248 Кб Макетный образец автомобиля КамАЗ-4310, 1970 г.
Фото: vk.com, voengruzovik.ru
KamAZ-4310 (6x6) early prototype, 1970 (297 Kb) 297 Кб Макетный образец автомобиля КамАЗ-4310, 1970 г.
Фото: rcforum.ru, vk.com
KamAZ-4310 (6x6) early prototype, 1970 (276 Kb) 276 Кб Макетный образец автомобиля КамАЗ-4310, 1970 г.
Фото: vk.com
KamAZ-4310 (6x6) early prototype, 1970 (276 Kb) 276 Кб Макетный образец автомобиля КамАЗ-4310, 1970 г.
Фото: vk.com
KamAZ-4310 (6x6) early prototype, 1970 (276 Kb) 276 Кб Макетный образец автомобиля КамАЗ-4310, 1970 г.
Фото: vk.com

KamAZ-4310 (6x6) army truck scheme (69 Kb) 69 Кб Передний ведущий мост автомобилей семейства КамАЗ-4310.
Схема: 1
KamAZ-4310 (6x6) army truck scheme (92 Kb) 92 Кб Раздаточная коробка автомобилей семейства КамАЗ-4310.
Схема: 1

KamAZ-4310 (6x6) truck prototype, 1975 (215 Kb) 215 Кб Базовый автомобиль семейства — прототип КамАЗ-4310 4-й серии, 1975 г.
Фото: 3, vk.com
Early KamAZ-4310 (6x6) truck prototype with GKB-817B trailor (340 Kb) 340 Кб Прототип автомобиля КамАЗ-4310 с прицепом ГКБ-817Б на испытаниях в Средней Азии.
Фото: 3, Русский Автомобиль
Early KamAZ-4310 (6x6) truck prototype, 1978 (292 Kb) 292 Кб Прототип КамАЗ-4310 в начале западного участка БАМа, 23.06.1978.
Фото: 3
Early KamAZ-43102 (6x6) truck prototype (99 Kb) 99 Кб Один из прототипов автомобиля КамАЗ-43102.
Фото: 4
Early KamAZ-43102 (6x6) truck prototype (307 Kb) 307 Кб Один из прототипов автомобиля КамАЗ-43102.
Фото: rcforum.ru
KamAZ-43102 (6x6) truck test (142 Kb) 142 Кб Испытания КамАЗ-43102.
Фото: st-kt.ru
KamAZ-43102 (6x6) truck prototype, 1978 (269 Kb) 269 Кб Прототип автомобиля КамАЗ-43102. БАМ, посёлок "Звёздный", 23.06.1978.
Фото: 3, Русский Автомобиль
Early KamAZ-43103 (6x6) truck prototype (43 Kb) 43 Кб Ранний прототип автомобиля КамАЗ-43103 с разъёмными ободами колёс.
Фото: ЦМАМЛС. Ф. 86. Д. 230, журнал «Автомобильный транспорт» №2 1975 г., Виртуальная выставка "Анатолий Маврикиевич Кригер. 50 лет в автомобилестроении"
Early KamAZ-43103 (6x6) truck prototype (856 Kb) 856 Кб Один из прототипов автомобиля КамАЗ-43103 без каркаса и тента.
Фото: 3
KamAZ-43103 & KamAZ-43101 trucks prototype (260 Kb) 260 Кб КамАЗ-43103 и КамАЗ-43101 возглавляют испытательную колонну на трассе песков Чарджоу-Мары.
Фото: 3

KamAZ-4310 (6x6) prototype truck, 1982 (116 Kb) 116 Кб Испытания автомобиля КамАЗ-4310 на снежной целине под Набережными Челнами, зима 1982/83 г.
Фото из архива Олега Сандомирского специально для РС
KamAZ-4310 (6x6) truck test, 1983 (208 Kb) 208 Кб Инженер-испытатель «КамАЗа» Олег Сандомирский проверяет надёжность крепления на КамАЗ-4310 верхней реактивной штанги среднего моста с двумя снятыми гайками, осень 1983 г.
Фото из архива Олега Сандомирского специально для РС
Early KamAZ-4310 (6x6) army truck (366 Kb) 366 Кб Серийный КамАЗ-4310 раннего образца.
Фото: pv-zastava.clan.su
Early KamAZ-4310 (6x6) army truck (250 Kb) 250 Кб КамАЗ-4310 раннего образца.
Фото: Грузавтоинфо, rcforum.ru, «Технические средства тылового обеспечения. МО РФ, 2003 г.»
KamAZ-4310 (6x6) early serial army truck (191 Kb) 191 Кб Основным внешним отличием КамАЗ-4310 раннего образца является «короткий» бампер.
Фото: рекламный проспект в/о «Автоэкспорт», 2
Early KamAZ-4310 (6x6) army truck (702 Kb) 702 Кб КамАЗ-4310 раннего образца.
Фото: Набережные Челны История Фото и Кинохроника ВК, rcforum.ru
KamAZ-4310 (6x6) truck test (445 Kb) 445 Кб С 1984 года полноприводники КамАЗ-4310 стали выпускаться с новым бампером выдвинутым вперед на 310 мм и имеющий буксирные проушины.
Фото: «КамАЗ. 25 лет», rcforum.ru
KamAZ-4310 (6x6) truck test, 1985 (166 Kb) 166 Кб КамАЗ-4310 в Каракумах. Пробег армейских автомобилей Бронницы-Мургаб, лето 1985 г.
Фото из архива Олега Сандомирского специально для РС
KamAZ-4310 (6x6) truck (137 Kb) 137 Кб КамАЗ-4310 с зенитной установкой ЗУ-23-2 в Афганистане.
Фото из архива Олега Сандомирского специально для РС
KamAZ-4310 (6x6) serial army truck (39 Kb) 39 Кб Серийный автомобиль КамАЗ-4310 (6х6).
Фото: газета "Автобизнес-Weekly" №1 (450) от 6 января 2005 г.
KamAZ-4310 (6x6) serial army truck (90 Kb) 90 Кб Серийный автомобиль КамАЗ-4310 (6х6).
Фото: В. Степанов, 2006. foto-avto.narod.ru
KamAZ-4310 (6x6) truck (79 Kb) 79 Кб Один из выставочных КамАЗ-4310 в комплектации кабины со спальным местом, иногда называли по старинке — КамАЗ-43102.
Фото: экспортный каталог Внешторгиздат, 1990
KamAZ-4310 (6x6) truck (79 Kb) 79 Кб Один из выставочных КамАЗ-4310 в комплектации кабины со спальным местом, иногда называли по старинке — КамАЗ-43102.
Фото: плакат «КамАЗа»
KamAZ-4310 (6x6) army truck scheme (47 Kb) 47 Кб Габаритная схема автомобиля КамАЗ-4310 (6х6).
Схема: SovAvto website

KamAZ-43101 (6x6) army truck (295 Kb) 295 Кб Предсерийный КамАЗ-43101 с кабиной со «спальником».
Фото: «Технические средства тылового обеспечения. МО РФ, 2003 г.»
KamAZ-43101 (6x6) army truck (257 Kb) 257 Кб КамАЗ-43101 на параде в г. Ровно (Украина), 9 мая 2010 года.
Фото: GuS_Corleone, rcforum.ru
KamAZ-43101 (6x6) army truck scheme (50 Kb) 50 Кб Габаритная схема автомобиля КамАЗ-43101 (6х6).
Схема: autosoft.ru

KamAZ-43105 (6x6) army truck, 1981 (165 Kb) 165 Кб Первый внедорожник КамАЗ на конвейере второй очереди завода, 1981 г.
Фото: e-bath.livejournal.com, vkontakte.ru
KamAZ-43105 (6x6) army truck, 1981 (970 Kb) 970 Кб КамАЗ-43105 из первой опытной партии, 1981 г.
Фото: О. Чиркин, журнал «За рулём» №5-6 1981 г., журнал «Автомобильный транспорт» №5 1981 г., rcforum.ru
KamAZ-43105 (6x6) early truck, 1981 (156 Kb) 156 Кб КамАЗ-43105 из первой опытной партии, 1981 г.
Фото: 1
KamAZ-43105 (6x6) army truck, 1982 (172 Kb) 172 Кб КамАЗ-43105, весна 1982 г.
Фото из архива Олега Сандомирского специально для РС
KamAZ-43105 (6x6) army truck test, 1982 (170 Kb) 170 Кб Испытания КамАЗ-43105 на «конусах» комплексной испытательной трассы (КИТ) под Бронницами, весна 1982 г. (водитель А.Б. Смирнов).
Фото из архива Олега Сандомирского специально для РС
KamAZ-43105 (6x6) civil truck, early variant (432 Kb) 432 Кб Гражданская версия КамАЗ-43105 (6х6), ранний вариант.
Фото: «КамАЗ. 25 лет», rcforum.ru
KamAZ-43105 (6x6) civil truck, early variant (320 Kb) 320 Кб Гражданская версия КамАЗ-43105 (6х6), ранний вариант.
Фото: экспортный каталог «КамАЗа»
KamAZ-43105 (6x6) civil truck (487 Kb) 487 Кб Гражданская версия КамАЗ-43105 (6х6).
Фото: rcforum.ru
KamAZ-43105 (6x6) civil truck (200 Kb) 200 Кб Гражданская версия КамАЗ-43105 (6х6).
Фото: М. Медведев, журнал «За рулём» №1 1985 г.
KamAZ-43105 (6x6) civil truck (500 Kb) 500 Кб Гражданская версия КамАЗ-43105 (6х6). За рулём — водитель-испытатель «КамАЗа» Равиль Бигашев.
Фото: rcforum.ru
KamAZ-43105 (6x6) civil truck (317 Kb) 317 Кб Гражданская версия КамАЗ-43105 (6х6).
Фото: рекламный проспект в/о «Автоэкспорт», artfile.ru
KamAZ-43105 (6x6) civil truck (155 Kb) 155 Кб Гражданская версия КамАЗ-43105 (6х6).
Фото: рекламный проспект в/о «Автоэкспорт», rcforum.ru
KamAZ-43105 (6x6) truck (290 Kb) 290 Кб Один из ранних КамАЗ-43105 с кабиной со «спальником».
Фото: «Технические средства тылового обеспечения. МО РФ, 2003 г.»
KamAZ-43105 (6x6) civil truck, late variant, 1984 (114 Kb) 114 Кб Грузовой автомобиль КамАЗ-43105 на выставке «Автопром-84» (ВДНХ), посвящённой 60-летию советского автомобилестроения.
Фото: mishel, rcforum.ru
KamAZ-43105 (6x6) civil truck, late variant, 1984 (93 Kb) 93 Кб КамАЗ-43105 — экспонат выставки «Автопром-84».
Фото: SovAvto website
KamAZ-43105 (6x6) army truck (108 Kb) 108 Кб Ранний вариант армейского автомобиля КамАЗ-43105 (6x6).
Фото: toolclub.ru
KamAZ-43105 (6x6) army truck (94 Kb) 94 Кб КамАЗ-43105 (6х6), армейский вариант.
Фото: cars.avtoportal.ru
KamAZ-43105 (6x6) civil truck, late variant (190 Kb) 190 Кб Гражданская версия КамАЗ-43105 (6х6), поздний вариант.
Фото: юбилейный альбом «KAMAZ 25», 1994 г.
KamAZ-43105 (6x6) truck (44 Kb) 44 Кб КамАЗ-43105 с зенитной установкой ЗУ-23-2 в Афганистане.
Фото: livejournal.com
KamAZ-43106 (6x6) army truck (411 Kb) 411 Кб Бортовой автомобиль КамАЗ-43106 (6x6) Ижевской автошколы ДОСААФ.
Фото: Pacha777
KamAZ-43105 & KamAZ-43106 (6x6) trucks scheme (42 Kb) 42 Кб Габаритная схема автомобилей КамАЗ-43105 и КамАЗ-43106 (6х6).
Схема: autosoft.ru
AA-40(43105)189 fire truck (117 Kb) 117 Кб Автомобиль пожарный аэродромный АА-40(43105)189 предназначен для доставки к месту пожара или аварии личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, запаса огнетушащих веществ (вода, пенообразователь), а также для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара, как без установки, так и с установкой на водоисточник. Скорость при полной нагрузке – 85 км/ч; ёмкость цистерны для воды – 3950 л; ёмкость бака для пенообразователя – 250 л; марка насоса – ПН-40У; подача воды насосом – 2400 л/мин; напор насоса – 100 м; число мест боевого расчёта – 3 чел. ПЧ-27 г. Братск.
Фото: ПЧ-27 Братск
KamAZ-43105 (6x6) alarm truck, 2014 (919 Kb) 919 Кб КамАЗ-43105 МЧС в Свердловске, 2014 г.
Фото: dizel153624, rcforum.ru

Prototype of KamAZ-4410 (6x6) saddle tractor (209 Kb) 209 Кб Прототип седельного тягача КамАЗ-4410 (6х6).
Фото: 3
Prototype of KamAZ-4410 (6x6) saddle tractor with OdAZ-9350 semi-trailor (230 Kb) 230 Кб Седельный тягач КамАЗ-4410 с полуприцепом ОдАЗ-9350.
Фото: 3
Prototype of KamAZ-4410 (6x6) saddle tractor (52 Kb) 52 Кб Cедельный тягач КамАЗ-4410.
Фото: rcforum.ru
Prototype of KamAZ-4410 (6x6) saddle tractor (271 Kb) 271 Кб Cедельный тягач КамАЗ-4410 на испытаниях в Средней Азии.
Фото: 3
Prototype of KamAZ-4410 (6x6) saddle tractor, 1978 (286 Kb) 286 Кб КамАЗ-4410 перед въездом в Новосибирск, 04.06.1978.
Фото: 3
KamAZ-4410 (6x6) saddle tractor (209 Kb) 209 Кб За рулём КамАЗ-4410 — водитель-испытатель «КамАЗа» Анатолий Болдырев.
Фото из архива Олега Сандомирского специально для РС
KamAZ-4410 (6x6) saddle tractor (226 Kb) 226 Кб Cедельный тягач КамАЗ-4410 (6х6).
Фото из архива Олега Сандомирского специально для РС
KamAZ-4410 (6x6) saddle tractor (145 Kb) 145 Кб Cедельный тягач КамАЗ-4410 (6х6).
Фото из архива Олега Сандомирского специально для РС
KamAZ-4410 (6x6) saddle tractor (476 Kb) 476 Кб Cедельный тягач КамАЗ-4410 (6х6).
Фото из архива Олега Сандомирского специально для РС
KamAZ-4410 (6x6) saddle tractor (302 Kb) 302 Кб Cедельный тягач КамАЗ-4410 (6х6).
Фото из архива Олега Сандомирского специально для РС
KamAZ-4410 (6x6) saddle tractor (209 Kb) 209 Кб За рулём КамАЗ-4410 — водитель-испытатель «КамАЗа» Виктор Лоншаков.
Фото из архива Олега Сандомирского специально для РС
KamAZ-4410 (6x6) saddle tractor (452 Kb) 452 Кб Cедельный тягач КамАЗ-4410 (6х6).
Фото из архива Олега Сандомирского специально для РС
KamAZ-44101-862 (10x10) saddle tractor with active semi-trailor, 1978 (370 Kb) 370 Кб Эскизный проект активного автопоезда КамАЗ-44101-862 (10х10), 1978 г. В 1974 году, на втором этапе работ ЗиЛа над перспективным семейством грузовиков Камского автозавода (КамАЗ), вместе с «обычным» седельным тягачом 4410 с допустимой нагрузкой на седло 5,5 т был создан и прошел военные испытания его опытный вариант для работы в составе активного автопоезда. Он имел снаряженную массу 7660 кг и без привода полуприцепа развивал на шоссе скорость 75 км/ч. Уже на КамАЗе в 1985 – 1986 годах собрали и испытали модернизированный вариант 4410 для работы с опытным активным 8,5-тонным полуприцепом.
Чертёж: rcforum.ru

Prototype of KamAZ-4510 (6x6) dump truck (150 Kb) 150 Кб Опытный самосвал КамАЗ-4510 (6х6) на «ураловских» шинах размерности 14,00-20".
Фото из архива Олега Сандомирского специально для РС
Serial KamAZ-4510 (6x6) dump truck (117 Kb) 117 Кб Самосвал с двухсторонней разгрузкой КамАЗ-4510 (6х6).
Фото: юбилейный альбом «KAMAZ 25», 1994 г.
Serial KamAZ-4510 (6x6) dump truck (93 Kb) 93 Кб Самосвал с двухсторонней разгрузкой КамАЗ-4510 (6х6).
Фото: rcforum.ru
Serial KamAZ-4510 (6x6) dump truck with SZAP-85513 trailor (42 Kb) 42 Кб Самосвальный автопоезд КамАЗ-4510+СЗАП-85513.
Фото: agroru.com

ATMZ-5,5-4310 refueller (417 Kb) 417 Кб Автотопливомаслозаправщик АТМЗ-5,5-4310 был принят на вооружение в 1988 году.
Фото: rcforum.ru
ATs-7-4310 tanker (94 Kb) 94 Кб Автоцистерна АЦ-7-4310 была принята на вооружение в 1986 году.
Фото: А. Мельников, aviaros.narod.ru
ATs-7-4310 tanker (288 Kb) 288 Кб Автоцистерна АЦ-7-4310 на платформе, ст. Свердловск-Сортировочный, 12.02.2009 г.
Фото: parovoz.com
ATs-7-4310 tanker, 2009 (308 Kb) 308 Кб Автоцистерна АЦ-7-4310 на платформе, ст. Шарташ, г. Екатеринбург, 27.04.2009 г.
Фото: parovoz.com
ATs-7-4310 tanker, 2014 (595 Kb) 595 Кб Автоцистерна АЦ-7-4310, г. Екатеринбург, 2014 г.
Фото: dizel153624, rcforum.ru
MTP-A2 service truck, 1999 (29 Kb) 29 Кб Машина технической помощи МТП-А2 на шасси КамАЗ-43101. III международная выставка вооружений, военной техники и конверсионной продукции «ВТТВ-Омск-99».
Фото: vttvomsk.ru
MTP-A2 service truck, 2003 (136 Kb) 136 Кб Машина технической помощи МТП-А2 на шасси КамАЗ-43101. Выставка-показ автобронетанковой техники на полигоне 21-го НИИИАТ МО РФ (23-24 августа 2003 г., Бронницы).
Фото: voenavto.ru
SMPP-12 lift (91 Kb) 91 Кб Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 2Ф77М ЗПРК 2К22М1 «Тунгуска-М1» на шасси КамАЗ-43101.
Фото: rcforum.ru
SMPP-12 lift (126 Kb) 126 Кб Средство механизации погрузки продовольствия СМПП-12 на шасси КамАЗ-43101.
Фото: mounler.newmail.ru
AA-53-40(KamAZ-43101) fire truck (30 Kb) 30 Кб Аэродромный пожарный автомобиль АА-53-40 на шасси КамАЗ-43101.
Фото: fireman.ru
KamAZ-4426+9009 truck (395 Kb) 395 Кб Автопоезд-трубовоз КамАЗ-4426+9009 на базе КамАЗ-43101.
Фото: autowp.ru
KamAZ-431010 sport truck, 1992 (87 Kb) 87 Кб Спортивный КамАЗ-431010 (6х6) на международном марафонском ралли «Париж-Москва-Пекин», 1992 год. Экипаж В.Марченков-А.Кузьмин-Е.Виноградов стал третьим в группе грузовиков.
Фото: «За рулем» №12, 1992 г.

KamAZ-4960 (6x6) bus prototype, 1988 (94 Kb) 94 Кб КамАЗ-4960 возглавляет колонну зимних испытаний. Северодвинск, февраль 1988 г.
Фото из архива Олега Сандомирского специально для РС
KamAZ-4960 (6x6) bus prototype (320 Kb) 320 Кб Опытный автомобиль КамАЗ-4960 (6х6).
Фото: экспортный каталог «КамАЗа»
KamAZ-420801 bus (274 Kb) 274 Кб «Транспортное средство для перевозки вахтовых бригад» КамАЗ-420801.
Фото: М. Медведев, «За рулём» 1989 г.
NefAZ-4208 (6x6) speciality bus, 1991 (119 Kb) 119 Кб «Хозяйка» — так называли испытатели «КамАЗа» свои вахтовые автобусы — НефАЗ-4208. Каракумы, август 1991 г.
Фото из архива Олега Сандомирского специально для РС
NefAZ-4208 (6x6) speciality bus (114 Kb) 114 Кб Автобус специальный НефАЗ-4208 на шасси КамАЗ-43101.
Фото: kamaz.ru
Tropical NefAZ-4208 (6x6) bus (157 Kb) 157 Кб Автобус НефАЗ-4208 в тропическом исполнении.
Фото: kamaz.ru
NefAZ-420808 truck (112 Kb) 112 Кб Грузо-пассажирский автомобиль НефАЗ-420808 на шасси КамАЗ-43101-01/02 предназначен для перевозки ремонтных и аварийных бригад по дорогам общей сети, автономного их проживания вдали от населенных пунктов в течение 3-5 суток.
Фото: kamaz.ru

Источники:
1. В. Барун, «Полноприводный КамАЗ». Журнал «За рулём» №8, 1981 г.
2. Е.Д. Кочнев, «Энциклопедия военных автомобилей»
3. Пробег автомобилей КамАЗ-4310 Москва-БАМ-Чита-Иркутск-Москва. Май-август 1978 г., Русский Автомобиль
4. Андрей Колеватов, «Афганские километры КамАЗа. Полноприводный автомобиль КамАЗ-4310». «Автомобильный моделизм» №№3,4 2005 г.






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»