GAZ-68 (4x4) artillery tractor (109 Kb) ГАЗ-68
АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ТЯГАЧ
 
GAZ-68 artillery tractor
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В 1939 году вместе с базовой моделью нового грузовика ГАЗ-11-51 на Горьковском автозаводе был разработан полноприводный автомобиль ГАЗ-63 (4x4), но освоению этих машин помешала начавшаяся война.

В мае 1944 года на базе макетных агрегатов новой версии вездехода ГАЗ-63 была построена колёсная САУ КСП-76, имевшая заводское название ГАЗ-68. Хотя, в дальшейшем, тему колёсной пушки и закрыли, индекс ГАЗ-68 оказался вскоре вновь востребованным…

Началось всё с того, что Тракторное управление (ТУ) ГАУ, в ведении которого находились средства механизированной тяги для артиллерии, обратилось на ГАЗ с предложением создать лёгкий артиллерийский тягач для буксировки противотанковых орудий по типу ленд-лизовского Dodge WC51, который из-за своей грузоподьемности в 750 кг был прозван в народе «Додж — три четверти» («Додж-¾»). Эти американские машины отличались предельной простотой, надежностью и очень высокой ремонтопригодностью. А благодаря удачной развесовке и колёсам с шинами большого диаметра, они имели прекрасную проходимость. Вскоре вышло постановление правительства, были выданы ТТТ на разработку новой машины с сохранением индекса ГАЗ-68.

Силами инженеров конструкторско-экспериментального отдела (КЭО) автозавода под руководством ведущего конструктора П.И. Музюкина был спроектирован артиллерийский тягач ГАЗ-68, опытные образцы которого были готовы уже в первой половине 1948 года.

 Dodge WC-51 (36 Kb)
Dodge WC-51
Конструкция «68-го» получилась весьма простой и значительно унифицированной с другими моделями ГАЗа. За основу взяли ГАЗ-63 послевоенного образца с уменьшенной на 600 мм колесной базой (2700 мм) и иной рамой. Её лонжероны имели прогиб в середине, что позволило понизить центр тяжести и уменьшить погрузочную высоту.

Все остальные основные узлы — двигатель со сцеплением и КПП, ведущие мосты, рулевое управление, тормоза, элементы подвески, колёса с шинами 9,75-18" модели Я-42, электрооборудование и буксирный прибор — заимствовали от ГАЗ-63. Для тягача ГАЗ-68 пришлось укоротить лишь карданные валы, а для плавности хода добавить к задним рессорам рычажные амортизаторы.

Двигатель слегка подвинули вперед и вниз, понизив линию капота. Оперение с небольшими доработками тоже взяли от ГАЗ-63, и лишь открытая двухместная кабина и кузов (с отдельными брезентовыми тентами) у «68-го» были оригинальные, хотя рамку ветрового стекла унифицировали с таким же элементом перспективного ГАЗ-69.

Небольшая цельнометаллическая грузовая платформа предназначалась для размещения личного состава и перевозки части боекомплекта буксируемой артиллерийской системы. Она, как и кабина, имела съёмный тент на складывающихся дугах и откидной задний борт. Правда, существенную часть полезного объёма платформы занимали надколёсные ниши, часть оборудования и ЗИП, дополнительный топливный бак и ниша для запасного колеса, крепившегося под кузовом. В отличие от Доджа-¾, у которого стоявшая сбоку «запаска» закрывала доступ водителя в кабину, запасное колесо на «68-м» разместили горизонтально на откидном кронштейне правого лонжерона рамы.

Для самовытаскивания автомобиля, вытаскивания застрявших машин и вытягивания артиллерийских систем на особо крутые поъёмы, куда въезд тягача с артиллерийским орудием был невозможен использовали штатную лебёдку самовытаскивания от автомобиля ГАЗ-63А.

Опытные образцы арттягача ГАЗ-68 (армейское обозначение АТК-Л) успешно прошли заводские испытания летом–осенью 1948 года и были переданы представителям ГАУ для проведения приёмочных полигонных испытаний. Особых замечаний к машине не было…

Уже на этапе создания ГАЗ-68 началось противостояние между артиллеристами и танкистами, заинтересованными в приоритете разработки БТР-40 (на базе того же ГАЗ-63). В пользу бронетранспортера выступили военный представитель на ГАЗе ГБТУ Министерства ВС инженер-майор (позже инженер-полковник) К.К. Лисин, председатель НТК ГБТУ и начальник военного отдела Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР. В результате предпочтение военного ведомства было отдано более востребованному БТР-40.

К тому же, и сами создатели понимали, что весьма узкоспециализированный ГАЗ-68 с его малой грузоподъёмностью и еще меньшей грузовместимостью не сможет успешно конкурировать с базовым многоцелевым грузовиком ГАЗ-63, способным применяться как в армии (в том числе и как арттягач), так и в народном хозяйстве, ведь встать на конвейер «68-й» мог только за счет уменьшения объёмов выпуска «63-го», на что ни гражданское, ни военное руководство не пошли бы.

И наконец, сама идея создания арттягача наиболее простым и дешевым способом оказалась неудачной. Заимствованные от грузовика узлы для машины явно меньшего класса получились значительно перетяжеленными, переразмеренными, а конструкция в целом — негармоничной и слишком металлоёмкой.

Окончательную «точку» на ГАЗ-68 поставила очередная реорганизация структур Министерства ВС, в результате которой в 1949 году произошло объединение автомобильной (Тыла) и тракторной (ГАУ) служб в единую автотракторную службу (ГЛАВТУ), где появились свои заказывающее и принимающее новую технику звенья. В связи с этим тема АТК-Л (иногда употребляются обозначения АТК-Л-68, АТКЛ-68) потеряла свою актуальность, но были утверждены новые ТТТ уже на многоцелевой универсальный 1-тонный автомобиль 4x4. Эту разработку, начатую на ГАЗе в 1951-м, обозначили как ГАЗ-62 (не путать с довоенным автомобилем).

[an error occurred while processing this directive]


GAZ-68 artillery tractor, 1948 (109 Kb) 109 Кб Артиллерийский тягач ГАЗ-68 образца 1948 года со сложенными тентами кузова и кабины.
Фото: rcforum.ru, 2, 1, 4
GAZ-68 artillery tractor, 1948 (8 Kb) 8 Кб Артиллерийский тягач ГАЗ-68.
Фото: 3, 4
GAZ-68 artillery tractor, 1948 (33 Kb) 33 Кб В отличие от «Доджа», тягач ГАЗ-68 имел раздельный брезентовый верх для кабины и платформы.
Фото: 1
GAZ-68 artillery tractor, 1948 (162 Kb) 162 Кб Артиллерийский тягач ГАЗ-68.
Фото: 2, 1, 3, 4, Е.Д. Кочнев, «Энциклопедия военных автомобилей»
GAZ-68 artillery tractor, 1949 (102 Kb) 102 Кб Артиллерийский тягач ГАЗ-68, 1949 г.
Фото: 4, 1

Источники:
1. Михаил Соколов/Андрей Колеватов, «Советский "Хаммер"» & «Коммерческий Транспорт» №№1,2, 2010 г.
2. Вячеслав Мамедов, «И трое канули в Лету…». VoenAvto - Exotica из «Club 4x4» №8, 2002 г.
3. Вячеслав Мамедов, «"Несчастливый" индекс (ГАЗ-62)». «Грузовик Пресс» №6, 2004 г.
4. Андрей Колеватов, «Предшественники ГАЗ-66». «Автомобильный моделизм» №№3-6, 2009 г.






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»