BAZ-64022 (6x6) prime mover (168 Kb) БАЗ-6402 «Вощина-1»
СЕДЕЛЬНЫЙ ТЯГАЧ
 
BAZ-6402 «Voschina-1» prime mover
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Седельный тягач БАЗ-6402 с колёсной формулой 6х6, который входит в состав унифицированного семейства автомобилей двойного назначения «Вощина-1», начал разрабатываться в НТЦ Брянского автозавода еще в 1996 году, а первый его опытный образец появился уже в следующем году.

На этом образце, в отличие от всех остальных машин семейства, установили оригинальную раму с лонжеронами Z-образного листового профиля толщиной 10 миллиметров, без традиционных поперечин. Поперечины рамы, кроме первой и последней, были выполнены из труб, к которым приваривались литые кронштейны. Крепление поперечин осуществлялось болтовыми соединениями.

В процессе проведения предварительных (заводских) испытаний (пробег 5000 километров) были обнаружены трещины на кронштейнах поперечин. При подготовке седельного тягача к приёмочным испытаниям, усилили конструкцию кронштейнов поперечин, что обеспечило работоспособность рамы. Однако в дальнейшем такая конструкция на шасси и тягачах семейства не применялась. После доработок первый опытный образец БАЗ-6402 был направлен на государственные испытания в 21-й НИИИ МО РФ.

Второй опытный образец БАЗ-6402 был изготовлен в 2000 году. В него были внесены изменения по результатам испытаний первого опытного образца и учтены появившиеся к тому времени дополнения к ТТЗ на опытно-конструкторские работы. Тягач был направлен в то же 21-й НИИИ, где прошёл специализированные испытания по определению возможности использования в составе ЗРС семейства С-300П. Как и первый опытный образец седельного тягача БАЗ-6402, второй опытный образец был изготовлен в одном экземпляре.

По требованиям ПВО ВВС и ГАБТУ МО РФ для включения седельного тягача БАЗ-6402 в составе ТПУ и ТМ ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» вместо тягача КрАЗ без доработок оборудования, установленного на полуприцепе ТПУ, совместно с ОАО "Автодизель" и Тутаевским моторным заводом (ТМЗ) были проведены мероприятия по разработке и освоению серийного производства новой модификации коробки передач ЯМЗ-2394 с несоосным выходным фланцем, что позволило опустить раздаточную коробку и исключить возможность вредного контакта полуприцепа с раздаточной коробкой при максимальных углах складывания.

БАЗ-6402 прошёл приёмочные испытания, был принят на снабжение ВС РФ в 2003 году, и с того же года начато его серийное производство. При этом полная масса допустимая полная масса буксируемого полуприцепа по всем видам дорог и местности выросла до 32,7 т.

Седельные тягачи БАЗ-6402 применяются в составе ЗРС, например, под монтаж пусковых установок и транспортных машин ЗРС С-300 и С-400 «Триумф». Ведутся работы по включению тягачей в состав других комплексов вооружения.

На тягачах установлен многотопливный двигатель Ярославского моторного завода (ЯМЗ). Трансмиссия механическая с девятиступенчатой КПП типа ЯМЗ-2394 или ЯМЗ-2395, с мостовой схемой раздачи мощности по колёсам. Рама — лестничного типа, лонжеронная, с лонжеронами Z-образного типа, сварная. Кабина — каркасно-панельная металлическая, закрытого типа, с двумя дверями для посадки экипажа и командирским люком.

Полный привод трёх мостов, межосевые и межколёсные дифференциалы с механизмами принудительной блокировки (соответствующие выключатели вынесены на приборную панель), шины с регулируемым давлением воздуха — всё это позволяет обладать седельному тягачу БАЗ-6402 высокой проходимостью и способностью передвигаться по дорогам всех категорий и бездорожью. Подвеска для колёс первой оси независимая, торсионная, для второй и третьей осей — комбинированная, независимая, одноторсионная для нижних рычагов и балансирно-рессорная для верхних рычагов, без амортизаторов.

Тягач БАЗ-6402 рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от -50 до +50°С, относительной влажности до 98% при 25°С, запыленности воздуха до 2,0 г/м, в районах, расположенных на высоте до 4500 метров и при преодолении горных перевалов до 4650 метров над уровнем моря.

Машина приспособлена для перевозки транспортными самолетами Ан-22, Ан-124, Ил-76. Дополнительное оборудование тягача всех комплектаций включает комплект специальной обработки БКСО, светозащитные шторы окон кабины, ФВУ ФВУА-100А-24.

9 мая 2009 года четыре буксируемые ТПУ ЗРС С-400 «Триумф» на шасси БАЗ-6402-015 приняли участие в военном параде в честь Дня победы. 23 августа 2009 года тягач был представлен на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2009, который проходил в подмосковном Жуковском.

 Характеристики БАЗ-64022*
Колёсная формула 6×6
Количество мест в кабине 3
Длина, мм 9103
Ширина, мм 2750
Высота, мм 3088
Дорожный просвет, мм 485
Радиус поворота, м 13,0
Снаряженная масса, т 15,4
Нагрузка на ССУ, т 12,5 (11,5**)
Масса буксируемого полуприцепа, т 29,5 (28,0**)
Полная масса автопоезда, т 45,0
Двигатель (тип) ЯМЗ-8424.10 (Д, V12)
Мощность двигателя, кВт/л.с. 294/400
Максимальная скорость, км/ч 80***
Преодолеваемый подъём, град 30
Преодолеваемый брод, м 1,4
Запас хода по контрольному расходу топлива, км 1000***
 * данные по конструкторской документации на не изготавливавшийся гражданский вариант БАЗ-64022
 ** для первого опытного образца БАЗ-6402
 *** для одиночного тягача
[an error occurred while processing this directive]


BAZ-6402 (6x6) prime mover first prototype (234 Kb) 234 Кб Первый опытный образец седельного тягача БАЗ-6402 (6x6).
Фото: 16
BAZ-6402 (6x6) prime mover first prototype (38 Kb) 38 Кб Первый опытный образец седельного тягача БАЗ-6402 с полуприцепом.
Фото: АО «БАЗ», 20
BAZ-6402 (6x6) prime mover first prototype, 1998 (7 Kb) 7 Кб Первый опытный образец седельного тягача БАЗ-6402 с полуприцепом, 1998 г.
Фото: 5
BAZ-6402 (6x6) prime mover first prototype, 2000 (42 Kb) 42 Кб Дублер первого опытного образца БАЗ-6402 (6x6). Выставка-показ автобронетанковой техники на полигоне 21-го НИИИАТ МО РФ в Бронницах. Февраль 2000 г.
Фото: Авторевю №5, 2000 г.
BAZ-6402 (6x6) prime mover second prototype, 2001 (214 Kb) 214 Кб Второй опытный образец седельного тягача БАЗ-6402 (6x6). Выставка-показ автобронетанковой техники на полигоне 21-го НИИИАТ МО РФ в Бронницах, август 2001 г.
Фото: 16
BAZ-6402 (6x6) prime mover second prototype, 2001 (53 Kb) 53 Кб Второй опытный образец седельного тягача БАЗ-6402 (6x6). Выставка-показ автобронетанковой техники на полигоне 21-го НИИИАТ МО РФ в Бронницах, август 2001 г.
Фото: 4
BAZ-6402 (6x6) prime mover second prototype, 2002 (136 Kb) 136 Кб Второй опытный образец седельного тягача БАЗ-6402 (6x6). Выставка-показ автобронетанковой техники на полигоне 21-го НИИИАТ МО РФ в Бронницах, август 2002 г.
Фото: VoenAvto - Fotoimages
The second prototype of BAZ-6402 (6x6) prime mover with S-400 «Triumf» launcher, 2004 (66 Kb) 66 Кб
Movie second prototype of BAZ-6402 (6x6) prime mover with S-400 «Triumf» launcher (3,3 Mb!)
3,3 Мб!
Второй опытный образец седельного тягача БАЗ-6402 в составе с ТПУ 5П85Т2 ЗРС С-400 «Триумф», 2004 г.
Фото: «Военный парад», ноябрь 2004, Фотогалерея - Пресс-центр - Ассоциация НАМС
BAZ-6402 (6x6) prime mover second prototype, 2004 (168 Kb) 168 Кб Второй опытный образец седельного тягача БАЗ-6402 (6x6). Выставка-показ автобронетанковой техники на полигоне 21-го НИИИАТ МО РФ в Бронницах, август 2004 г.
Фото: Журнал «АВТОТРАК» №5, 2004 г.
BAZ-6402 (6x6) prime mover second prototype, 2004 (102 Kb) 102 Кб Вид на силовой агрегат БАЗ-6402.
Фото: voenavto.almanacwhf.ru
BAZ-6402 (6x6) prime mover second prototype, 2004 (101 Kb) 101 Кб Задняя подвеска БАЗ-6402.
Фото: voenavto.almanacwhf.ru
BAZ-64022 (6x6) prime mover scheme (21 Kb) 21 Кб Габаритная схема автомобиля БАЗ-64022 (6x6).
Схема: 7
BAZ-6402 prime mover (350 Kb) 350 Кб Применение седельного тягача БАЗ-6402 в системах и комплексах ВВТ: ПУ 5П85ТМ, транспортная машина 5Т58 и транспортёр удлинителя вышки 40В6МД ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит», С-400 «Триумф».
Фото: плакат ЗАО «БЗКТ – Алмаз-Антей» 2011 г., fotki.yandex.ru
BAZ-6402-013 prime mover (313 Kb) 313 Кб Седельный тягач БАЗ-6402-013.
Фото: 17
BAZ-6402-013 prime mover (222 Kb) 222 Кб Седельный тягач БАЗ-6402-013.
Фото: 17
BAZ-6402-013 prime mover (199 Kb) 199 Кб Седельный тягач БАЗ-6402-013.
Фото: 17
BAZ-6402-013 (6x6) prime mover in Chinese army (40 Kb) 40 Кб Седельный тягач БАЗ-6402-013 в составе с ТПУ 5П85ТЭ2 ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» НОАК.
Фото: PLA (All Forces) Missiles 2
5T58-2 transport vehicle on BAZ-6402-015 chassis for S-400 system, 2011 (810 Kb) 810 Кб Седельный тягач БАЗ-6402-015 в составе ТМ 5Т58-2 ЗРС С-400 «Триумф». Показ военной техники на полигоне 21-го НИИИАТ МО РФ в Бронницах, 10 июня 2011 г.
Фото: 17
5T58-2 transport vehicle on BAZ-6402-015 chassis for S-400 system, 2011 (459 Kb) 459 Кб Седельный тягач БАЗ-6402-015 в составе ТМ 5Т58-2 ЗРС С-400 «Триумф». Показ военной техники на полигоне 21-го НИИИАТ МО РФ в Бронницах, 10 июня 2011 г.
Фото: Vitaly V. Kuzmin, Показ военной техники в Бронницах, 2011 г.

Источники:
См. на странице БАЗ-6909 «Вощина-1»






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»