Седельный тягач БАЗ-6402 с колёсной формулой 6х6, который входит в состав унифицированного семейства автомобилей двойного назначения «Вощина-1», начал разрабатываться в НТЦ Брянского автозавода еще в 1996 году, а первый его опытный образец появился уже в следующем году. На этом образце, в отличие от всех остальных машин семейства, установили оригинальную раму с лонжеронами Z-образного листового профиля толщиной 10 миллиметров, без традиционных поперечин. Поперечины рамы, кроме первой и последней, были выполнены из труб, к которым приваривались литые кронштейны. Крепление поперечин осуществлялось болтовыми соединениями. В процессе проведения предварительных (заводских) испытаний (пробег 5000 километров) были обнаружены трещины на кронштейнах поперечин. При подготовке седельного тягача к приёмочным испытаниям, усилили конструкцию кронштейнов поперечин, что обеспечило работоспособность рамы. Однако в дальнейшем такая конструкция на шасси и тягачах семейства не применялась. После доработок первый опытный образец БАЗ-6402 был направлен на государственные испытания в 21-й НИИИ МО РФ. Второй опытный образец БАЗ-6402 был изготовлен в 2000 году. В него были внесены изменения по результатам испытаний первого опытного образца и учтены появившиеся к тому времени дополнения к ТТЗ на опытно-конструкторские работы. Тягач был направлен в то же 21-й НИИИ, где прошёл специализированные испытания по определению возможности использования в составе ЗРС семейства С-300П. Как и первый опытный образец седельного тягача БАЗ-6402, второй опытный образец был изготовлен в одном экземпляре. По требованиям ПВО ВВС и ГАБТУ МО РФ для включения седельного тягача БАЗ-6402 в составе ТПУ и ТМ ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» вместо тягача КрАЗ без доработок оборудования, установленного на полуприцепе ТПУ, совместно с ОАО "Автодизель" и Тутаевским моторным заводом (ТМЗ) были проведены мероприятия по разработке и освоению серийного производства новой модификации коробки передач ЯМЗ-2394 с несоосным выходным фланцем, что позволило опустить раздаточную коробку и исключить возможность вредного контакта полуприцепа с раздаточной коробкой при максимальных углах складывания. БАЗ-6402 прошёл приёмочные испытания, был принят на снабжение ВС РФ в 2003 году, и с того же года начато его серийное производство. При этом полная масса допустимая полная масса буксируемого полуприцепа по всем видам дорог и местности выросла до 32,7 т. Седельные тягачи БАЗ-6402 применяются в составе ЗРС, например, под монтаж пусковых установок и транспортных машин ЗРС С-300 и С-400 «Триумф». Ведутся работы по включению тягачей в состав других комплексов вооружения. На тягачах установлен многотопливный двигатель Ярославского моторного завода (ЯМЗ). Трансмиссия механическая с девятиступенчатой КПП типа ЯМЗ-2394 или ЯМЗ-2395, с мостовой схемой раздачи мощности по колёсам. Рама — лестничного типа, лонжеронная, с лонжеронами Z-образного типа, сварная. Кабина — каркасно-панельная металлическая, закрытого типа, с двумя дверями для посадки экипажа и командирским люком. Полный привод трёх мостов, межосевые и межколёсные дифференциалы с механизмами принудительной блокировки (соответствующие выключатели вынесены на приборную панель), шины с регулируемым давлением воздуха — всё это позволяет обладать седельному тягачу БАЗ-6402 высокой проходимостью и способностью передвигаться по дорогам всех категорий и бездорожью. Подвеска для колёс первой оси независимая, торсионная, для второй и третьей осей — комбинированная, независимая, одноторсионная для нижних рычагов и балансирно-рессорная для верхних рычагов, без амортизаторов. Тягач БАЗ-6402 рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от -50 до +50°С, относительной влажности до 98% при 25°С, запыленности воздуха до 2,0 г/м, в районах, расположенных на высоте до 4500 метров и при преодолении горных перевалов до 4650 метров над уровнем моря. Машина приспособлена для перевозки транспортными самолетами Ан-22, Ан-124, Ил-76. Дополнительное оборудование тягача всех комплектаций включает комплект специальной обработки БКСО, светозащитные шторы окон кабины, ФВУ ФВУА-100А-24. 9 мая 2009 года четыре буксируемые ТПУ ЗРС С-400 «Триумф» на шасси БАЗ-6402-015 приняли участие в военном параде в честь Дня победы. 23 августа 2009 года тягач был представлен на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2009, который проходил в подмосковном Жуковском.
|
фотографии и схемы |
Источники: |