4 марта 1968 года вышло Постановление Совета министров СССР о начале создания «дивизионного ракетного комплекса высокой точности стрельбы» 9К79 «Точка». В этой связи СКБ Брянского автозавода под руководством главного конструктора Р.А. Розова (вскоре его заменил И.Л. Юрин) было поручено разработать семейство плавающих колёсных шасси грузоподъёмностью 7 т под монтаж оборудования нового комплекса, способных передвигаться по дорогам всех категорий и вне их. К этому времени на БАЗе уже создавались 3-осные «корпусные» амфибии семейства «Основа», предназначенные для установки на них ЗРК 9К33 «Оса». Их конструктивные элементы и легли в основу нового шасси — БАЗ-5921 (ведущий конструктор А.И. Кирюшкин). Оно отличалось несколько иной формой стального несущего водоизмещающего корпуса. Двигательный отсек с шестицилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения с дублированной системой запуска 5Д20К-300 Барнаульского завода транспортного машиностроения (ныне — ОАО «ХК Барнаултрансмаш») и мазовской механической КПП находится не в корме, а сразу за отделением управления — четырёхместной кабиной, и отличался более мощной системой охлаждения с двумя радиаторами и предпусковым подогревателем повышенной мощности. Остальные элементы шасси были унифицированы. БАЗ-5921 имел бортовую схему раздачи мощности (в трансмиссии насчитывалось 18 карданных валов: два дополнительных вала служили для вращения электрогенератора привода спецоборудования), независимую торсионную подвеску колёс, управляемые колёса переднего и заднего мостов. Рулевое управление было снабжено гидроусилителями. Все колёса шасси ведущие, шины с регулируемым (посредством централизованной системы) давлением воздуха. Для движения по воде (при волнении до 2 баллов) предусмотрены водомётные движители — насосы пропеллерного типа. На воде шасси управляется заслонками водомётов и встроенных в корпус каналов. Машина имела два топливных бака на 315 и 35 л. Расход топлива при движении по суше — около 40 л/100 км, максимальный — 124 л/100 км. Дополнительное оборудование: ФВУ общеобменного типа; отопительно-вентиляционная установка (с независимым отопителем) ОВ-65Г; автоматическая система противопожарного оборудования «Роса»; средства радиационной разведки и спецобработки ИДК-1; приборы ночного видения ПНВ-57Е; генератор ВГ-7500 для обеспечения работы специального оборудования; автономный источник питания; при необходимости могут быть установлены пожаровзрывобезопасные топливные баки и комплект локального бронирования операторского и моторного отсеков. В отличии от БАЗ-5921, предназначенного для монтажа ПУ 9П129, шасси БАЗ-5922 (ведущий конструктор И.В. Гринченко) с полезной нагрузкой 6,8 т для ТЗМ 9Т218 имело несколько измененную форму корпуса с укороченным отделением управления для экипажа из двух человек, повышенной площадью остекления и увеличенным открытым кормовым отсеком с тентованным верхом. Его полезная длина составляла 7430 мм, ширина – 2360 мм. В 1970 году на завод «Баррикады» (г. Волгоград) начали поступать первые образцы шасси. Здесь в грузовое отделение БАЗ-5921 монтировалась направляющая с гидравлическим механизмом изменения угла возвышения, на которой могла транспортироваться одна ракета. В транспортном положении ракета располагалась горизонтально, а для сохранности груза и маскировки кормовой отсек сверху закрывался двумя длинными боковыми створками с дистанционным электрогидравлическим управлением. В состав дополнительного оборудования входила аппаратура навигационной привязки и подготовки запуска, четыре гидравлических домкрата. В грузовом отсеке БАЗ-5922 горизонтально на специальных ложементах размещались две полностью снаряженные и готовые к пуску ракеты 9M79 с пристыкованными головными частями в индивидуальных герметизированных терморегулируемых кожухах. В задней части машины устанавливался двухсекционный гидрокран для перегрузки ракет с транспортных машин на ТЗМ и на пусковую установку. Шасси БАЗ-5922 снабжалось одним топливным баком вместимостью 315 л, имело габаритные размеры – 9470x2890x2440 мм и запас хода – 786 км. Серийное производство автомобилей БАЗ-5921 и БАЗ-5922 началось на Брянском автозаводе в мае 1974 года, то есть за год до официального принятия ОТРК 9К79 «Точка» на вооружение. Приобретя опыт изготовления сварных каркасных кузовов предыдущей серии БАЗ-5937/5939, корпусы новых машин стали собирать на механизированных стендах с фиксацией основных элементов, а каркас крыши — на стенде с пневматическим зажимом всех элементов. За создание автомобилей БАЗ-5921 и БАЗ-5922 главному конструктору СКБ БАЗа И.Л. Юрину была присуждена Государственная премия. В 1980-е годы в целях снижения стоимости и повышения экономичности на шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922 в опытном порядке смонтировали серийные дизельные двигатели КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с. с более высоким моторесурсом. Эти прототипы получили индексы БАЗ-5921М и БАЗ-5922М. Они прошли испытания в разных климатических условиях, в горной и пустынной местности с жарким климатом. При этом стало ясно, что при установке в закрытых отсеках специально не подготовленных двигателей их система охлаждения не справляется со своими функциями и приводит к быстрому перегреву силовых агрегатов. В годы перестройки модернизация этих шасси не состоялась, работы над ними были прекращены. Впоследствии на новых шасси 5921 и 5922, которые находились на базах хранения Министерства обороны РФ, а также на списанных машинах, прошедших капитальный и восстановительный ремонт или реконструкцию, продолжилась установка модернизированных систем вооружения, радиотехнических средств и других видов военной техники. В 1995 году на них предполагалось создание КШМ для МЧС РФ, но дальше эскизного проекта дело не пошло. С 2005 года БАЗ предлагал реконструированные транспортные варианты шасси БАЗ-5922 с задним герметизированным откидным бортом, с измененной конструкцией крыши моторного отсека и доработанным грузовым отсеком для для перевозки до 7 т груза, размещения 15–20 человек или установки специального оборудования: БАЗ-59222, предназначенный для применения в службах спасения (была изготовлена малая партия для спасательных служб Литвы; снаряженная масса — 11,5 т, полная — 18,5 т) и БАЗ-59223 без некоторого специального оборудования. Последних, путём ремонта и дооборудования шасси ранее не реализованных Министерству обороны РФ, было изготовлено два образца, которые были поставлены в Астраханскую область. Машины не получили широкого распространения в народном хозяйстве из-за применения на них танкового двигателя с низким ресурсом работы, высокой стоимости и негабаритной ширины. В 2007 году на вооружение была принята мобильная РЛС наземной, воздушной и надводной разведки армейского звена 1Л268 «Кредо-1С» с расчётом из трёх человек. Она базируется на модернизированном шасси БАЗ-5921 («Кредо-1С-СУ») с дополнительным комплектом локального бронирования, взрывобезопасным топливным баком, 4-мя домкратами и кондиционером в отсеке управления. На самоходной установке смонтировано 15-метровое подъемно-мачтовое устройство с РЛС 1Л244-1 «Кредо-1» с зоной обзора и обнаружения от 200 м до 40 км и комплекс оптико-электронной разведки с тепловизорной, телевизионной и лазерной аппаратурой и средствами сбора, обработки и передачи информации. Дальность действия лазерных дальномеров составляет 6–15 км, дальность корректировки огня артиллерии — до 10 км.
|
фотографии и схемы |
Источники: |