VPK-7829 «Bumerang» armored personnel carrier, 2015 (595 Kb) ВПК-7829 «Бумеранг»
КОЛЁСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР
 
VPK-7829 «Bumerang» armored personnel carrier
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В начале 2010 года со слов официального представителя Арзамасского машиностроительного завода (АМЗ, г. Арзамас, Нижегородской области, входит в состав ООО «Военно-промышленная компания» (ВПК) Группы ГАЗ) стало известно, что завод «прорабатывает вопросы серийного производства новых бронетранспортеров проекта "Гильза", созданных на базе модели БТР-90…»

C его слов проект «Гильза» предполагал установку двигателя в середине корпуса машины, «что позволит десантировать экипаж сзади машины, а не по бокам, как было ранее», а модуль вооружения хотели частично унифицировать с боевым отделением (БО) «Бережок» — «БТР оснащен пушкой, пулеметом, гранатомётом и ПТУРС (сдвоенный выстрел которого увеличивает пробиваемость брони в 2 раза)», также планировали установить на бронетранспортёр облегченный КАЗ. «Маневренность бронетранспортеров нового проекта должна существенно увеличиться, хотя общая масса БТР составит 24 т, тогда как средний вес БТР-80 и БТР-82 в зависимости от вооружения составляет 12…15 т».

* * *

Впервые о «Бумеранге» стало известно в октябре 2010 года из заявления тогдашнего главкома Сухопутных войск Александра Постникова, опубликованного на страницах газеты «Красная звезда». Речь шла о неких «унифицированных платформах среднего типа».

В соответствии с ТТЗ МО на базе платформы «Бумеранг» предполагалось создание семейства различных по своему предназначению боевых машин: плавающего колёсного БТР (для замены всех существующих бронетранспортёров БТР-80 и БТР-82), тяжелого колёсного танка, машины ПВО, разведывательной и санитарной машин, боевой машины пехоты, машины технического обеспечения, бронированной ремонтно-эвакуационной, тылового обеспечения и так далее. Более того, колёсная платформа тоже должна быть унифицирована с другими платформами, например с «Курганцем-25» Курганмашзавода.

Опытно-конструкторские работы проводились в ООО «Военно-инженерный центр» (ВИЦ, бывший КБ ГАЗ) с использованием наработок по БТР-90 и «Гильзе». Принципиальным отличием ВПК-7829 от предыдущих отечественных бронетранспортеров стал значительно повышенный уровень защиты. Это обеспечивается использованием керамической брони, специальной формой днища и внутренней компоновкой с защитой экипажа от осколков и подвеской кресел экипажа к потолку. Дополнительной защитой экипажа «Бумеранга» является расположение двигателя в передней части и появившиеся кормовые люки для выхода.

В 2011 году «ВПК» получила новые требования Министерства обороны РФ к унифицированной колёсной бронированной платформе «соответствующей требованиям времени». Для эффективного выполнения боевой задачи, при оптимальном сочетании повышенной мобильности, огневой мощи и защищенности, машина с колёсной формулой 8×8 в классе до 25 тонн требовалась обязательно плавающей (но при этом было необходимо сохранить в корпусе бойницы), с дистанционно управляемым вооружением, керамической бронёй, с кормовым выходом десанта, интегрированной в единую систему управления тактического звена.

Тогда же МО РФ официально обьявило, что в распоряжение средних бригад будут переданы бронетранспортеры системы «Бумеранг», создание которых «находится на стадии опытно-конструкторских работ», а Президентом страны была обозначена задача: к 2015 году выйти на возможность серийного производства новых боевых платформ. 21 февраля 2012 года А. Постников пообещал, что первые образцы поступят в войска в 2013 году, а массовые поставки начнутся в 2015 году.

29 июня 2012 года Галкин заявил, что "первые образцы, опытные, к концу следующего года должны появиться. У нас у первых, «Курганец» - чуть позже, «Армата» – чуть позже. Они позже подписали контракт... Все с ноля. Это совершенно новый, это не модернизация, ни какие-то повторения, это даже не использование тех наработок, которые были наработаны в БТР 90. Это новая машина... эта работа называлась «Гильза». В своем первом варианте. Но потом мы подумали гильза - то, холостая какая-то. А «Бумеранг» потому, что «Гильза» закрылась, а «Бумеранг», потому - что вернулись". Могу открыть, не государственная это тайна, в части защищенности, мы в этой работе собираемся использовать новые материалы. Это, так называемая, керамическая броня, которая с металлической броней имеет коэффициент 05- 06, при той же защищенности. Применение новых материалов внутренних для защищенности от осколков. Это применение новых металлов и сплавов. Это сейчас тоже прорабатывается… Что касается веса и защищенности и применяемости - придумана съемная броня. Т.е. это три модификации машины в нашей платформе – это легкая, средняя и тяжелая. Вот если конструктора находят возможность, что бы средняя машина плавала, то тяжелая, конечно, плавать уже не будет. Но зато у нее будет супер защищенность, танковая пушка и эта машина будет решать немного другие задачи. 11 октября 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что первые два образца БТР на универсальной платформе "Бумеранг" будут представлены заказчику в 2013 г.

Основное назначение БТР на базе платформы «Бумеранг» — транспортировка мотострелкового отделения и обеспечение ведения всех видов боевых действий мотострелковым отделением, подавление пехоты противника, борьбу с равными себе бронемашинами, поражение танков и боевых вертолетов, защиту экипажа и десанта от огня стрелкового оружия, осколков снарядов. БТР предназначен для самостоятельного преодоления водных преград. Экипаж и десант сможет в течение трех дней действовать в отрыве от основных сил.

Пластины бронекерамики на металлической подложке повышают защищенность боевой машины в полтора раза по сравнению с цельнометаллическими аналогами. При этом снижается масса машины и ее давление на на грунт, что повышает проходимость.

БТР планировалось оснастить новейшими цифровыми приборами управления, навигации и разведки, позволяющими интегрировать боевую машину в единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ), испытание которой проходили тогда в Минобороны.

С помощью ЕСУ ТЗ командир подразделения в реальном режиме времени сможет получать картинку точного положения каждой машины на поле боя, оценивать складывающуюся обстановку непосредственно через их приборы наблюдения, узнавать о характере повреждений своей боевой техники.

Паралелльно с ОКР шло создание кооперации специализированных конструкторских бюро и предприятий, в том числе и зарубежных. Летом 2012 года генеральный директор «ВПК» Дмитрий Галкин пояснил: «К сожалению, целый ряд компетенций в области технических решений в нашей стране уже утрачен, а некоторые компетенции не приобретены. И это создает определенные трудности… Наша компания сотрудничает с очень многими КБ, в том числе за границей. Я не имею права их называть, потому что со всеми этими структурами у нас подписаны соглашения о конфиденциальности. Но могу сказать, что в основном это европейские и израильские компании. С некоторыми из них мы уже заключили контракты на совместную разработку узлов, систем и подсистем бронемашин, а с какими-то уже подписали поставочные контракты. То есть мы в наших машинах используем — и намерены использовать в будущем — все самые современные мировые технологии.»

В конце 2012 года тульское ОАО "Конструкторское бюро приборостроения" (КБП) с соисполнителями завершило этап разработки рабочей конструкторской документации (РКД) на «универсальный боевой модуль» (БМ), впоследствии ставший известным как «Бумеранг-БМ».

19 января 2013 года КБП представило в Москве на "Дне инноваций Министерства обороны Российской Федерации" для заместителя министра обороны РФ Ю. Борисова и главкома Сухопутных войск В. Чиркина концепцию построения комплекса вооружения для оснащения перспективных бронированных машин на примере универсального боевого модуля (БМ).

Модуль оснащается вооружением: 30-мм АП 2А42 с боезапасом в 500 выстрелов (160 БПС, 340 ОФС), дальность стрельбы - до 4000 м; многоцелевой высокоточный РК «Корнет-ЭМ» (4 ракеты на двух пусковых установках) для поражения всех типов танков, мощных оборонительных сооружений и вертолетов на дальности до 8000 м (для УР с НДЦ - до 10000 м); 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом 2000 патронов.

Возможности СУО модуля: автоматический поиск целей одновременно в различных спектральных диапазонах в пассивном и активном режиме; поиск замаскированных целей оптическим локатором; одновременный обстрел двух целей; высокоэффективная стрельба из АП по зенитным целям с автоматом сопровождения на углах до 70°; боевая работа в режиме дистанционного управления; работа по внешнему целеуказанию. Конструктивные особенности: блочно-модульный принцип построения; повышение защищенности экипажа; многофункциональность боевого применения.

23 января в КБП было проведено совещание по вопросу «Текущее состояние и дальнейшее выполнение ОКР по темам «Бумеранг», «Курганец» и «Армата». На встрече присутствовали представители разных организаций, являющихся смежниками по данному направлению работ, в том числе постоянные соисполнители КБП. Важность совещания подчеркнуло присутствие представителей от Министерства обороны РФ.

Главный конструктор по направлению – начальник отделения 12 Л.М. Швец рассказал о ходе работ: «Президент РФ В.В. Путин, говорил о том, что на выставке в Нижнем Тагиле он хотел бы увидеть эти новые машины. Нам придется интенсивно потрудиться, чтобы изготовить три новых модуля. Сроки готовности работы потребовали от соисполнителей жёстких сроков выполнения поставок комплектующих. В марте-апреле они должны поставить в КБП соответствующую материальную часть. Боевые модули должны быть изготовлены, собраны, настроены и сданы стрельбой в тире в середине лета.

По результатам разработки РКД мы создали единый боевой модуль, который устанавливается на три платформы: колёсную, среднегусеничную и тяжёлую. Наличие единого модуля значительно облегчит его производство, эксплуатацию и обучение экипажа - это общее мнение и заказчика, и головных исполнителей. В этот модуль установлена совершенно новая система управления огнем с обеспечением автоматической боевой работы с различным видом вооружения».

Военное руководство и эксперты дали высокую оценку предложенной ОАО «КБП» концепции построения комплекса вооружения для перспективной боевой техники и работы в Туле по БМ «Бумеранг-БМ» вышли на следующую стадию – изготовление образцов для предварительных испытаний. Данным работам уделялось пристальное внимание со стороны департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению гособоронзаказа и управления военных представительств МО РФ.

Освоение производства корпусов для «Бумеранга» на ОАО "Завод Корпусов" (город Выкса Нижегородской области, входит в состав «ВПК») началось в 2013 году. Необходимо было в кратчайшие сроки изготовить первый образец. Подготовки производства не было – кантователь дорабатывали по месту в сварочном цехе, испытания на герметичность проводились вне стенда.

После изготовления макетного образца «Бумеранга», и демонстрации его, правда в закрытом режиме, в сентябре 2013 года на проходившей в Нижнем Тагиле выставке вооружений RAE-2013, в начале 2014 года «ВИЦ» передал заводу в Выксе заявку на изготовление опытной промышленной партии корпусов. Сроки были жесткие – последний корпус необходимо было поставить в декабре 2014 года.

В апреле началась подготовка производства для изготовления «Бумеранга». Большая работа была проведена по модернизации печи низкого отпуска. Было приобретено и установлено 10 единиц нового сварочного оборудования, 2 наждака для шлифовки деталей, изготовлен дополнительный закладочный стенд, доработан кантователь для сварки изделия, изготовлено 2 стенда для испытания на герметичность, изготовлена пескоструйная камера с закупкой и установкой двух новых пескоструйных аппаратов для выполнения операции «дробь по сварке швов корпуса». Были закуплены и установлены два уникальных станка – ленточно-шлифовальный и лазерный комплекс повышенной мощности.

Для изготовления опытной промышленной партии были поставлены лучшие руководители подразделений, направлены опытные квалифицированные слесари и сварщики сварочного цеха. В ходе изготовления изделия возникало много конструкторских вопросов, для решения которых приглашались конструктора из Военно-инженерного центра. Первый корпус был изготовлен в июле, а последний – в октябре 2014 года. Изделия были изготовлены раньше срока и с требуемым качеством. Впоследствии работники "Завода Корпусов" оказывали помощь по сборке изделий на АМЗ.

Защитные структуры практически для всей перспективной техники, в том числе платформы «Курганец» были испытаны в Российском центре испытаний средств индивидуальной защиты и бронезащитных структур на пулестойкость и противоосколочную стойкость (РЦИСИЗ) при «НИИ стали» (Дивизион военной техники машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы»).

Создание опытной партии «Бумерангов» проходило с трудностями и их участие в параде 9 мая на Красной площади было до последнего момента под вопросом. «По "Бумерангу" работа идет очень непросто…, но на Параде Победы эта машина будет. А вот запуск ее в серию начнется в 2017 году. Все контрактные обязательства подписаны… Сегодня уже военными поставлена новая задача, и промышленность приступила к изготовлению неких других боевых отделений, там будет другой калибр у основного вооружения, но эти боевые отделения мы начнем испытывать примерно года через четыре — это апгрейд, разные варианты, а база единая», — сообщил накануне парада журналистам заместитель председателя коллегии ВПК при президенте РФ Олег Бочкарев.

Бронетранспортеры К-16 «Бумеранг» из первой опытной партии (лицензионный 6-цилиндровы, рядный, с турбонаддувом, двигатель Renault DCi 11 для грузовиков ЯМЗ-650М.1000400-09 из Тутаева, гидромеханическая передача МЗКТ-65611.1700030 из Минска) были впервые показаны широкой публике на репетициях к московскому Параду Победы-2015 и на самом параде. Предполагалось, что участие в параде примут 12 «Бумерангов», но в праздничной колонне прошло только 3 машины.

Новейшие боевые машины, продемонстрированные на параде Победы в Москве, были оснащены керамическими элементами брони. Их серийное производство началось в Новосибирске, сообщил 5 июня 2015 года ТАСС начальник бюро броневой керамики предприятия-разработчика "НЭВЗ-Керамикс" Андрей Никитин. «В этом году испытания бронекерамики завершены, все заявленные характеристики были подтверждены… Например, бронеролик высотой 24 мм способен выдержать попадание пули калибра 14,5 мм», - сказал Никитин в кулуарах 3-го международного форума "Технопром".

До начала поставок «Бумеранга» Минобороны России планирует закупать БТР-82А и модернизировать уже имеющиеся бронетранспортёры.

продолжение следует…



БТР «Бумеранг» с БМ «Эпоха». На состоявшемся 17 января 2013 года в ОАО «КБП» совещании с докладом о концепции развития БМП для нужд Минобороны России, не за долго до своей кончины, выступил первый заместитель управляющего директора – научный руководитель «КБП» академик РАН А.Г. Шипунов. Говоря о перспективном БМ «Эпоха» с 57-мм пушкой, Шипунов подчеркнул, что главной задачей конструкторов является «разработка БМ нового поколения для всех унифицированных межвидовых колесных и гусеничных платформ, ее решение определит облик всей легкобронированной техники на ближайшие 15-20 лет… Действенным способом обеспечения эффективного выполнения боевых задач является применение наиболее приспособленного для их решения управляемого вооружения по целям, имеющим заметную вертикальную проекцию, и автоматической пушки гранатометной баллистики для поражения живой силы». «Мы предлагаем новый облик боевой машины, с новым высокоэффективным вооружением: артиллерийским – это 57-мм пушка и ракетным – ПТРК "Корнет-ЭМ"», - добавил главный инженер ОАО «КБП» А.В. Морозов.

[an error occurred while processing this directive]


«Gilza» armored personnel carrier prototype (122 Kb) 122 Кб Ранний вариант платформы «Гильза».
Рисунок: gurkhan.blogspot.ru
«Gilza» armored personnel carrier prototype (112 Kb) 112 Кб Компоновка двигателя УТД-32ТР в раннем варианте платформы «Гильза».
Рисунок: gurkhan.blogspot.ru
«Gilza» armored personnel carrier prototype (45 Kb) 45 Кб Поздний вариант БТР «Гильза» с боевым модулем.
Рисунок: gurkhan.blogspot.ru

«Bumerang» vehicle models, 2012 (168 Kb) 167 Кб 120-мм самоходный миномет и 57-мм БМ на платформе «Бумеранг» в экспозиции моделей перспективных образцов бронетанкового и артиллерийского вооружения, продемонстрированной заместителю председателя правительства России Д. Рогозину в цехе ОАО «Мотовилихинские заводы» в ходе его визита в Пермь, 20 июля 2012 года.
Кадр из репортажа т/к «Рифей-Пермь», bmpd.livejournal.com
Model of «Bumerang» armored control vehicle, 2012 (115 Kb) 115 Кб Выставочная модель командно-штабной машины (КШМ) на базе платформы «Бумеранг» в масштабе 1:20 от ООО «Моделлмикс» (фотография не позднее июня 2012 года).
Фото: modellmix.su
Model of «Infauna» electronic warfare vehicle, 2012 (130 Kb) 130 Кб Выставочная модель машины многофункционального комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Инфауна» на базе платформы «Бумеранг» в масштабе 1:20 от ООО «Моделлмикс» (фотография не позднее июня 2012 года).
Фото: modellmix.su
Model of «Bumerang» armored personnel carrier, 2012 (168 Kb) 168 Кб Модель БТР «Бумеранг» (фотография не позднее ноября 2012 года).
Фото: Виктор Мураховский, otvaga2004.mybb.ru
Model of «Bumerang» reconnaissance vehicle, 2012 (38 Kb) 38 Кб Модель аванпроекта подвижного разведывательного пункта на базе унифицированной колесной платформы «Бумеранг» в масштабе 1:20 от макетной мастерской «Артик» (фотография не позднее ноября 2012 года).
Фото: model16.ru
Model of «Bumerang» reconnaissance vehicle, 2012 (48 Kb) 48 Кб БМ подвижного разведывательного пункта на базе платформы «Бумеранг».
Фото: model16.ru
«Bumerang-BM» module scheme, 2013 (137 Kb) 137 Кб Плакат с характеристиками универсального БМ разработки ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» с экспозиции выставки «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации», 19 января 2013 года.
Фото: Виталий Кузьмин / ВКонтакте, gurkhan.blogspot.ru
«Bumerang» vehicle scheme, 2013 (92 Kb) 92 Кб БТР «Бумеранг» в материалах презентации для журналистов на ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», освещающих визит на предприятие вице-премьера Правительства России Д. Рогозина, 22 января 2013 года.
Фото: Виталий Кузьмин / ВКонтакте, gurkhan.blogspot.ru
3D-model of «Bumerang» armored personnel carrier, 2013 (142 Kb) 142 Кб 3D-модель БТР «Бумеранг» (не позднее июля 2013 года).
Фото: rosinform.ru
Bumerang-BM» module, 2013 (522 Kb) 522 Кб Сборка боевого модуля «Бумеранг-БМ» на тульском заводе ОАО «Щегловский вал» - серийном заводе ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» (КБП).
Кадр из передачи «Служу России!» т/к «Звезда» от 15.12.2013, andrei-bt.livejournal.com
Bumerang-BM» module, 2014 (308 Kb) 308 Кб БМ «Бумеранг-БМ» на тульском заводе ОАО «Щегловский вал» во время визита Президента России В.В. Путина, 20 января 2014 года.
Кадр из новостей т/к «1» от 20.01.2014, vpk.name
«Bumerang-BM» module scheme, 2014 (177 Kb) 177 Кб Плакат о компоновке боевого модуля «Бумеранг-БМ» в цехе завода ОАО «Щегловский вал» во время визита Президента России В.В. Путина, 20 января 2014 года.
Фото: bmpd.livejournal.com

VPK-7829 «Bumerang» armored personnel carrier, 2015 (545 Kb) 545 Кб «Бумеранг» во время репетиции Парада Победы, проходившей в подмосковном Алабино 22 апреля 2015 года.
Фото: Виталий Кузьмин, bmpd.livejournal.com
VPK-7829 «Bumerang» armored personnel carrier, 2015 (595 Kb) 595 Кб Колесный бронетранспортер К-16 «Бумеранг», 2015 г.
Фото: paralay.iboards.ru

Источники:
1. Бронетранспортер БТР-90 Росток ГАЗ-5923
2. Дмитрий Галкин: у нас с Минобороны "спорных машин" нет
3. Структура Дерипаски займется разработкой бронетанковой техники за деньги ВЭБа
4. Разработчик рассказал о новой бронемашине "Бумеранг"
5. Броня по высшему классу
6. "Броня нового поколения". Корпоративная газета ОАО "Завод Корпусов" "Броня Отечества" №5 (44) май 2015 г.
7. Российский Центр испытаний защиты при «НИИ стали» успешно прошел аккредитацию
8. Арзамасский машиностроительный завод приступил к разработке нового БТР "Гильза" на базе БТР-90
9. На БТР-90 установят двигатель в 630 л.с.
10. ОАО "Барнаултрансмаш"
11. ОАО «КБП» предложило концепцию построения комплекса вооружения для перспективной БМП
12. Парад Победы 2015 года на Красной площади пройдет без «Бумерангов»
13. Министерство обороны Российской Федерации разместило на официальном сайте закупок...
14. «Бумеранг» соберут на два года раньше: торопят конкуренты
15. Минобороны уже заказало разработку пушек для новой бронетехники
16. Семейство ББМ «Курганец-25» полностью готово и на ходу
17. Серийный выпуск керамики для брони "Арматы" начался в Новосибирске
18. Сергей Рябинин. Эффект «Бумеранга»: новый российский БТР отразит даже танковую атаку
19. Генеральный план
20. Осенью в Нижнем Тагиле покажут "Бумеранг", "Курганец" и "Армату"






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»