танки |
В середине 60-х годов, с появлением более мощного ракетно-ядерного и артиллерийского вооружения, новой тактики его применения, произошли коренные перемены во взглядах на роль и значение различных родов войск, в том числе и танковых. Сложилась объективная ситуация, когда принятые на вооружение средние и тяжелые танки, созданные в 40-50-е годы на основе опыта Отечественной войны, перестали отвечать возросшим требованиям ведения боевых операций. Дополнительно к этому, опыт эксплуатации новейшего танка Т-64 выявил недостаточную надёжность двигателя, ходовой части и механизма заряжания. Учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве четырехтактных двигателей В-45, постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1967 года ведущим танкостроительным КБ было поручено начать разработку варианта танка Т-64 с новым двигателем. Коллектив УКБТМ №520 к тому времени представлял собой творческий сплав опытных конструкторов, начинавших работать еще с легендарным М.И. Кошкиным, и более молодых воспитанников А.А. Морозова и Л.Н. Карцева. В их числе — Б.А. Черняк, В.И. Байдаков, А.И. Шпайхлер, А.А. Вайсбурд, Ю.А. Кипнис-Ковалев, И.А. Набутовский, И.И. Зайцев, В.М. Кожухарь, В.И. Мазо, В.Я. Курасов, В.Я. Политыкин, Р.Н. Дыбля. Под руководством В.Н. Венедиктова, который возглавил КБ после перевода Л.Н. Карцева в 1965 году в центральный аппарат МО, в 1967-68 годах создаются опытные танки «Объект 172» (на базе Т-64) и «Объект 173» (на базе Т-64А) с двигателем В-45, автоматом заряжания на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения. В 1968-70 годах были проведены их сравнительные испытания с харьковкими разработками — опытными танками с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения «Объект 436» (на базе Т-64) и «Объект 439» (на базе Т-64А). Хотя уральские образцы и показали более высокие результаты, испытания показали, что без существенной переделки корпуса и ходовой части создать новый танк невозможно. В ноябре 1969 года в рамках продолжения работ, направленных на повышение эффективности оружия, маневренности за счет увеличения мощности силовой установки и улучшения плавности хода подвески, автоматизацию средств ведения огня, был изготовлен опытный танк «Объект 172М». От танка Т-64А «Объект 172М» отличался новым четырехтактным дизелем В-46 мощностью 780 л.с. (вместо оппозитного двухтактного дизеля 5ТДФ мощностью 700 л.с.), башней, конструкцией кормовой части корпуса, увеличенной длиной МТО (в связи с применением вентиляторной системы охлаждения и входного редуктора, соединяющего двигатель с бортовыми коробками передач), ходовой частью, при создании которых были применены основные конструктивные решения, апробированные ранее для опытного среднего танка «Объект 167». Емкость топливных баков (1200 л) стала на 100 л больше, ширина гусеницы увеличилась с 540 до 580 мм. «Объект 172М» был тяжелее на 4 т, однако в соответствии с техническим заданием боевые и технические характеристики танка сохранились на уровне Т-64А. Разработанный уральцами автомат перезаряжания танковой пушки существенно отличался от примененного на «шестьдесятчетверке». Вместо электрогидравлического механизма заряжания был применен более простой и надежный электромеханический автомат заряжания. Выстрелы раздельного заряжания (такие же как и для Т-64) размещались горизонтально в кассетах, причем снаряды находились под зарядами. Перед выстрелом вращающаяся боеукладка (транспортер) разворачивалась до тех пор, пока сектор со снарядом нужного типа не подходил к захватам подъемника, тот подавал кассету на линию заряжания, и досылатель поочередно отправлял снаряд и заряд в орудие, которое автоматически устанавливалось на заданный угол возвышения. После выстрела поддон сгорающей гильзы выбрасывался наружу через лючок в кормовой части крыши башни. В 1973 году, после доработки и войсковых испытаний установочной партии танков, «Объект 172М» был принят на вооружение под маркой Т-72 (впоследствии танк получил наименование «Урал»). В первоначальном виде Т-72 производился в 1974-75 годах. В ходе серийного производства танк подвергался модернизации, направленной на повышение боевых и эксплуатационных свойств. Т-72 построен по типичной общей схеме, характерной для поперечного устройства двигателя. Экипаж танка состоит из трех человек. Механик-водитель находится в отделении управления (объем 2,0 м3) по оси танка. Несмотря на большой угол наклона верхней лобовой детали корпуса (68° от вертикали), он в боевом положении размещен сидя, так как нижняя часть кресла установлена в специальной выштамповке днища. Командир танка располагается в боевом отделении (объем 5,9 м3) с правой стороны от орудия, а стрелок — слева от орудия. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся транспортер автомата заряжания, форма и размеры которого позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно. Общий забронированный объем танка составляет 11,0 м3. Основным вооружением является стабилизированная в двух плоскостях специальная танковая 125-мм гладкоствольная пушка — пусковая установка 2А26М2. В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ «Утес» (с ручным управлением от командира танка), установленный на вращающейся командирской башенке. Автомат заряжания пушки позволяет вести огонь со скорострельностью до 7-8 выстрелов в минуту, при ручном заряжании — 1-2. Наведение пушки и пулемета осуществляется монокулярным стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2-49 с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали. В прицел встроен баллистический вычислитель, учитывающий при выработке данных для стрельбы тип снаряда, температуру и влажность воздуха, влияние бокового ветра. При ведении огня подкалиберными и кумулятивными снарядами прицельная дальность составляла 4 тыс. м, для осколочно-фугасных — 5 тыс. м и для пулемета — 1,8 тыс. м. В отличие от всех других современных советских танков, на Т-72 в походном положении пушка стопорится не по оси машины, а развернутой на левый борт. Это вызвано тем, что место механика-водителя размещено по центру машины и ствол пушки не позволил бы ему сидеть в положении «по-походному». Корпус танка — сварной, лоб корпуса многослойный. Башня литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от десяти до двадцати пяти градусов. Характерной для танка является установка бульдозерного отвала на нижнем лобовом листе, что позволяет самостоятельно подготовить укрытие, а в сложенном транспортном положении отвал является дополнительной броневой защитой. Танк оснащен механизмом для навешивания минного трала КМТ-6. Особенностью конструкции танка является малогабаритное МТО, которое в два раза меньше по объему (3,1 м3), чем у лучших зарубежных танков. Для размещения двигателя толщина листов корпуса в районе МТО уменьшена до 70 мм. Двигатель жидкостного охлаждения с наддувом от центробежного нагнетателя с приводом от коленвала традиционно расположен поперек машины. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув. Двигатель может использовать дизельное топливо (ДЛ, ДЗ, ДА), ракетное топливо (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильный бензин (А-66, А-72). Основой метод запуска двигателя — через электрический стартер, второй метод запуска — посредством сжатого воздуха. Двигатель может быть также запущен буксировкой танка или при использовании внешнего электрического источника. Для прогрева двигателя и его систем перед запуском в холодную погоду установлена система подогрева. Система охлаждения не имеет принципиальных отличий от тех, что использовались на Т-55 и Т-62. Как и на них, воздушный поток, обдувающий радиатор, создается вентилятором, смонтированным у кормового листа. Механическая трансмиссия состоит из входного (повышающего) редуктора, двух семискоростных планетарных бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидросервоуправление и собственную масляную систему. В системе подрессориванния применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах подвески каждого борта. Опорные катки (катки левого борта смещены вперед относительно правого на 110 мм) имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски. Сзади ведущих колес на бортах корпуса крепятся очистители гусениц, предохраняющие от повреждения надгусеничные полки. Танк отличается высоким уровнем ПРЗ за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа. Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА, работающую на бортовом топливе, и быстродействующего ППО 3-кратного действия с аппаратурой управления 3ЭЦ13 «Иней». Танк Т-72 в начале 70-х годов по огневой мощи и броневой защите превосходили все современные иностранные танки, а по подвижности не уступал самым быстроходным зарубежным основным танкам. Первый публичный показ Т-72 состоялся во время парада на Красной площади 7 ноября 1977 года. За разработку и внедрение в серийное производство танка Т-72 и его модификаций В.Н. Венедиктов был удостоен звания Герой Социалистического Труда, а большая группа специалистов - Государственной премии СССР. В их числе — В.А. Андронов, В.Л. Балюк, Я.П. Берсенев, В.М. Быстрицкий, Л.С. Долгов, Ю.И. Кондратьев, И.Ф. Крутяков, Ю.Н. Нейгебауэр, В.Д. Тумасов, М.Т. Шпак. Коллектив КБ награжден орденом Октябрьской революции. Много сил и творческой энергии внесли в дело постановки на серийное производство танка Т-72 и в его дальнейшее совершенствование В.П. Городецкий, А.С. Щелгачев, В.И. Гриб, С.П. Загуровский, В.С. Моисеев, Я.И. Крель, В.Н. Богомолов, Е.М. Королев, Ю.С. Вихорев и многие другие. «Семьдесятдвойки», которые безо всякого преувеличения, стали целой эпохой в мировом танкостроении и самыми массовыми последней четверти XX века (всего было выпущено около 30000 танков различных модификаций), получили широкое распространение не только в нашей стране, но и за рубежом. В ряде государств Т-72 выпускается по российской лицензии. К началу 1999 года в 28 странах мира имелось 18380 Т-72, из них около 9000 — в танковом парке Сухопутных войск России и около 1500 на вооружении у восточноевропейских стран. Танки Т-72 широко использовались в военных конфликтах. |
модификации |
Т-72К. С 1974 по 1979 год выпускался командирский вариант Т-72. «Объект 172МК» отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры ТНА-3, КВ радиостанции Р-130М и автономным агрегатом питания. В дальнейшем командирские функции выполняли Т-72АК («Объект 176К», с 1979 года), Т-72БК («Объект 184К», с 1987 года) и Т-72Б1К («Объект 184К-1»). Т-72 «Урал-1». Серия танков («Объект 172М1») выпускавшаяся с 1975 по 1979 год имела улучшенную бронезащиту корпуса и башни, асбестовый термокожух на стволе под жестяным чехлом, чтобы уменьшить его изгиб, возникающий от неравномерного нагрева при частой стрельбе, пушку 2А46 вместо 2А26М2, отличавшуюся наличием механизма улавливания и выброса поддонов. Т-72А. С 1979 по 1985 год в серийном производстве находился танк Т-72А («Объект 176»). Основные отличия от предыдущего образца заключались в увеличении динамического хода катков, установке новой СУО с лазерным прицелом-дальномером ТПДК-1, ночных прибора механика-водителя ТВНЕ-4Б и прицела-наводчика ТПН-3-49 с осветителем «Луна-4», комбинированного бронирования башни, сплошных бортовых противокумулятивных экранов, системы постановки дымовых завес 902Б «Туча», системы защиты от напалма, системы дорожной сигнализации, двигателя В-46-6. С 1985 года на модернизированные танки Т-72АВ («Объект 176В») устанавливается НДЗ. Т-72Б. С 1985 года производился танк Т-72Б («Объект 184»), который от Т-72А отличался в основном установкой стабилизатора 2Э42-2 с электрогидравлическим подъемным приводом и электромеханическим поперечным приводом (вместо двуплоскостного электрогидравлического стабилизатора 2Э28М), новой СУО и КУВ 9К120 «Свирь» с использованием ствола новой штатной танковой пушки 2А46М в качестве пусковой установки, усиления передней части днища, НДЗ «Контакт» (227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах — 96), двигателя В-84-1 вместо В-46-6. Первоначально допускалось производство танков без установки аппаратуры КУВ. Такие танки носили обозначение Т-72Б1 («Объект 184-1»). Т-72Б получил новый комплекс средств связи «Абзац», который включал прибор внутренней связи Р-174 (ларингофонный усилитель), УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности. Возможность вести огонь управляемыми снарядами позволила увеличить зону поражения целей до 4,0 км (по сравнению с 3,0 км для М1А2 и «Леопарда», и 3,4 км для «Леклерка»), с вероятностью попадания в танковую цель порядка 0,8. С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется ВДЗ «Контакт-5». Эти танки иногда ещё называются Т-72БМ. Т-72БУ — первоначальное обозначение танка «Объект 188» (1989 год), в серии (1993 год) — Т-90 «Владимир». На базе танка Т-72 были разработаны и приняты в серийное производство ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина разграждения ИМР-2 и др.
|
фотографии и схемы |
Источники: |
танки |