танки |
В 1957 году Франция совместно с ФРГ начала разработку «европейского» среднего танка по ТТТ для единого танка вооруженных сил НАТО. Предполагалось, что в этих странах, на конкурсной основе, будут разработаны танки с западногерманским двигателем, вооруженные французской 105-мм пушкой DEFA. В связи с этим ГБТУ требовало немедленно повысить огневую мощь и усилить броневую защиту средних танков. К ноябрю 1958 года в ходе работ по дальнейшему совершенствованию танка Т-55 в ОКБ-520 (позднее — УКБТМ) завода №183 (УТЗ, г. Нижний Тагил) под руководством Главного конструктора Л.Н. Карцева были построены три экземпляра танка «Объект 165». Этот танк прежде всего выделялся принципиально новой цельнолитой башней, которая отличалась от литых башен с вварными катаными крышами предшественников значительно более высокой снарядостойкостью. Идеологом этого решения был заместитель Главного конструктора УТЗ И.С. Бушнев, передавший в 1957 году место начальника бюро вооружения и башни Ю.П. Костенко. Непосредственное проектирование башни вел конструктор Ф.Ю. Беркович. На «Объекте 165» была установлена 100-мм нарезная танковая пушка У-8ТС (обозначение ГРАУ — 2А24), оснащенная дульным тормозом и двухплоскостным стабилизатором вооружения «Комета». Пушка У-8ТС представляла собой модернизированную Д-54ТС. У последней был упрочнен ствол, в результате чего масса орудия возросла до 2390 кг. В связи с разработкой нового подкалиберного снаряда крутизну нарезов изменили с 25 до 35 клб. Начальная скорость калиберного бронебойного снаряда массой 16,1 кг составляла 1015 м/с; дальность прямого выстрела (при высоте цели 2 м) — 1200 м; бронепробиваемость под углом 0° на дальности 1000 м — 235 мм, на 2000 м — 200 мм. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда массой 15,8 кг равнялась 940 м/с. Максимальная дальность стрельбы при угле возвышения 16°— 14 650 м. Для удаления стрелянных гильз на машине был установлен опробованный на «Объекте 140» механизм их выброса через автоматически открывающийся люк в кормовой части башни.
Осенью 1958 года Н.С. Хрущев узнав, что бронебойный снаряд новой 100-мм гладкоствольной противотанковой пушки Т-12 «Рапира» (обозначение ГРАУ — 2А19) имеет в 1,5 раза большую скорость и бронепробиваемость, по сравнению со 100-мм нарезной пушкой, предложил установить «Рапиру» на танк. Однако, выстрел для этой пушки по своим габаритам (1200 мм) не позволял этого сделать. В тоже время, появились сведения о разработках на Западе в конце 50-х танков с пушками большего калибра, чем в СССР. Поэтому, кроме чисто технической необходимости повысить огневую мощь танка, существовало политическое требование по увеличению калибра орудия. Для решения этого вопроса Карцев предложил сохранить габарит штатного выстрела (1100 мм), но при этом убрать нарезы в стволе 100-мм танковой пушки и получить гладкоствольное орудие большего калибра. Отказ от нарезов в стволе сулил большие преимущества: во-первых, не вращающийся кумулятивный снаряд более эффективен, нежели вращающийся, и имеет большую бронепробиваемость, а во-вторых, в гладкоствольном орудии можно увеличить давление газов и, следовательно, начальную скорость снаряда. Кроме того, живучесть ствола гладкоствольной пушки была несоизмеримо выше, чем у нарезной. В ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова были проведены соответствующие работы, в результате которых на базе пушки Д-54ТС была разработана новая пушка, которая отличалась отсутствием дульного тормоза, новой гладкоствольной трубой, калибр которой был увеличен до 115 мм, ресивером, смещённым ближе к середине ствола. Остальные элементы пушки были полностью заимствованы у Д-54. Так появилась первая в мире танковая гладкоствольная пушка У-5ТС «Молот» (обозначение ГРАУ — 2А20). В течение 1959 года было изготовлено несколько опытных образцов танка с пушкой У-5ТС, получивших индекс «Объект 166». В связи с возросшими значениями массы, момента инерции и момента неуравновешенности новой пушки стабилизатор вооружения «Циклон» оказался недостаточно мощным, поэтому был разработан стабилизатор «Метеор» и изменена конструкция механизма поворота башни. Для уменьшения времени нахождения пушки в нестабилизированном положении угол ее снижения был увеличен до 6°, за счет более высокой башни и наклона вперед ее опоры. Для повышения начальной скорости снаряда ствол У-5ТС был удлинен по сравнению с оригиналом, однако его вылет остался прежним и составлял 2,8 м. По результатам заводских и войсковых испытаний, проводившихся в 1959-61 гг., танки «Объект 165» и «Объект 166» были рекомендованы к принятию на вооружение. Причем, испытания «Объекта 166» показали более высокую эффективность пушки У-5ТС, по сравнению с «Рапирой», а снаряды имели хорошую баллистику (вопреки первоначальному мнению Главного конструктора НИИ-24 В.В. Яворского). В июле 1961 года на заседании ВПК было принято решение о начале серийного производства, а 12 августа 1961 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №729-305 о принятии на вооружение Советской армии обоих танков. Приказами Министра обороны СССР от 6 сентября 1961 года и от 9 января 1962 года были приняты на вооружение соответственно «Объект 166» под индексом Т-62 и «Объект 165» под индексом Т-62А. Принятие Т-62А на вооружение было продиктовано тем, что орудием У-8ТС предполагалось вооружить и харьковский «Объект 430», хотя к этому времени не были доведены новый подкалиберный снаряд к пушке и стабилизатор вооружения. В 1961 году завод №183 даже изготовил установочную партию из 25 танков Т-62А, которые поступили в Прикарпатский военный округ, однако в марте 1962 года было принято решение «в связи с необходимостью сокращения номенклатуры танковых пушек производство Т-62А не начинать». Постановлением Совмина от 29 июня того же года работы по пушке У-8ТС были прекращены «в связи с разработкой более перспективных образцов». 1 января 1962 года Уралвагонзавод был остановлен на шесть месяцев для переоборудования сварочного конвейера в корпусном цехе, замены карусельных станков для обработки погона башни и проведения других мероприятий по подготовке производства. С 1 июля 1962 года начался массовый выпуск Т-62, который осуществлялся до 1973 года, когда на сборочном конвейере его сменил танк Т-72. За всё время серийного производства было изготовлено около 20000 «шестьдесят вторых». Впервые танк Т-62 был показан публично на параде 7 ноября 1967 года. Основным достоинством танка Т-62 стала его почти полная унификация с серийно выпускающимися танками Т-54 и Т-55, что облегчало снабжение запасными частями, упрощало обучение экипажей, а, следовательно, и освоение нового танка в войсках. В то же время в конструкции машины более широко применялись новые материалы в танкостроении того времени — пластмассы и алюминиевые сплавы. Корпус танка представляет собой жесткую коробку, сваренную из гомогенных броневых плит. Он состоит из носовой и кормовой частей, бортов, днища, крыши и перегородок. Носовую часть составляют верхний и нижний наклонные листы, сваренные между собой, а также с днищем, бортами и передним листом крыши. К верхнему наклонному листу приварены два буксирных крюка с пружинными защепками, стойки для крепления доски, предохраняющей приборы наблюдения механика-водителя и фары от забрызгивания грязью и снегом при движении танка, кронштейн крепления фар, планки для крепления противоминного трала и трубопроводы прокладки электропроводов привода трала (детали крепления трала установлены не на всех танках). На верхнем наклонном листе слева, в месте соединения его с передним листом крыши, сделан вырез, в который вварено основание приборов наблюдения механика-водителя, закрываемых броневыми крышками, К нижнему наклонному листу приварены планки крепления трала и бульдозера. Борта корпуса образуются вертикальными броневыми листами. В передней части корпуса снаружи к бортам, листам носовой части и днищу приварены кронштейны кривошипов направляющих колес. Внизу к каждому борту приварено по пять упоров балансиров опорных катков, а сзади — отбойные кулаки для забивания пальцев гусениц во время движения танка. К верхней части бортов приварены подбашенные броневые планки, а над гусеницами — полки, защищающие корпус и башню от забрызгивания грязью во время движения. Над направляющими и ведущими колесами расположены грязевые щитки. В опущенном положении передние откидные грязевые щитки удерживаются торсионами, а в поднятом крепятся защелками к над-гусеничным полкам. Для предотвращения поломок задних грязевых щитков их нижняя часть сделана из резины и удерживается от провисания проволочным торсионом, расположенным на внутренней стороне щитка. (На танках, выпущенных до 1 января 1964 года, нижняя часть задних грязевых щитков была металлической и крепилась к верхней части щитка с помощью петель и торсиона.) Для предотвращения поломок при преодолении препятствий нижняя часть этих грязевых щитков поднимается и крепится к верхнему кормовому листу корпуса гайками-барашками. В верхней задней части левого борта имеется вырез, в который ввариваются выхлопной патрубок и его броневая защита. К концу патрубка приварен фланец, к нему крепится панель с выпускными клапанами при установке ОПВТ. Кормовая часть корпуса состоит из двух броневых листое: верхнего и нижнего. К ним и к бортам приварены картеры бортовых передач. В верхней части верхнего кормового листа приварено четыре кронштейна для крепления дополнительных топливных бочек. В месте стыка кормовых листов приварены два буксирных крюка с защелками. Днище корпуса в поперечном сечении имеет корытообразную форму и состоит из четырех сваренных между собой броневых листов. Вдоль бортов корпуса в днище вварено по пять кронштейнов балансиров и по два кронштейна для крепления амортизаторов. В днище предусмотрены люки и лючки для доступа к агрегатам, а также для слива топлива и других жидкостей. Крыша корпуса состоит из переднего и заднего листов, съемной крыши над двигателем, откидной крыши с входными жалюзи над радиаторами, откидной крышки над вентилятором и выходных жалюзи, закрытых сеткой. В переднем и заднем листах крыши и в подбашенных планках сделана кольцевая выточка и просверлены отверстия для установки и крепления погона башни. Для защиты его от прямого пулевого попадания к корпусу приварены броневые планки. В крыше над двигателем выполнены два люка (отсутствуют в танках выпуска после 1967 года) для доступа к двигателю и воздухоочистителю, закрываемые крышками. Башня представляет собой фасонную стальную отливку. В передней ее части расположена амбразура для установки пушки. В амбразуре имеются расточки, в которые своими обоймами, надетыми на цапфы люльки, устанавливается пушка. Снаружи вдоль стенок амбразуры справа и слева приварены защитные планки с резьбовыми отверстиями для крепления защитного чехла пушки. Справа от пушечной амбразуры имеется амбразура для спаренного пулемета, а слева — для прицела. К башне приварены кронштейн для крепления прожектора и три крюка для захвата башни тросами при монтаже и демонтаже. В кормовой части башни имеется люк для выброса стреляных гильз, закрываемый крышкой. Для доступа свежего воздуха в боевое отделение при работе нагнетателя-сепаратора в кормовой части башни сделан вырез, прикрытый снаружи броневым грибком, а в нижней кормовой части башни — отверстие для выброса наружу отсепарированной пыли. Башня устанавливается на шариковой опоре, представляющей собой радиально-упорный шарикоподшипник, кольцами которого являются погоны башни. Вращение башни осуществляется с помощью механизма поворота — планетарного редуктора с электромеханическим приводом. Для предохранения от поломок механизм снабжен сдающим звеном (фрикционной муфтой). Компоновка Т-62 выполнена по той же схеме, что и у его предшественника Т-55. Слева, в передней части корпуса находится отделение управления, в средней части корпуса и башне размещается боевое отделение, а в корме — силовое. В отделении управления расположено сиденье механика-водителя, перед которым на днище корпуса установлены рычаги управления планетарными механизмами поворота и педаль подачи топлива. На верхнем наклонном листе носовой части корпуса перед сиденьем расположены педали управления главным фрикционом и остановочными тормозами. В отделении управления, кроме того, находятся: курсоуказатель, щиток контрольных приборов, стеллаж аккумуляторных батарей, органы управления системой питания двигателя, баллоны со сжатым воздухом и аппаратура воздушного запуска двигателя, часть боекомплекта спаренного пулемета, ящик с ночным прибором ТВН-2, пенал ЗИП электрооборудования и другие приборы и снаряжение. Механик-водитель попадает внутрь машины через свой люк, устроенный в подбашенной плите над его сиденьем. К стакану штока крышки люка крепится концевой переключатель блокировки поворота башни при открытом люке. Перед люком установлены два призменных прибора наблюдения с пневможидкостной очисткой верхних стекол (в ночное время левый перископ меняется на прибор ночного видения ТВН-2, который обеспечивает обзор в секторе 30° на дальности 60 м), сигнальные лампы выхода ствола пушки за пределы ширины танка и створчатые фонари освещения. Позади сиденья механика-водителя в днище корпуса расположен люк запасного выхода. Между стеллажом аккумуляторных батарей и правым бортом корпуса находятся два бака-стеллажа; в носовой части корпуса перед ними — передний топливный бак. ИК-прожектор механика-водителя установлен с правой стороны верхней лобовой плиты, рядом с фарой белого света. Вождение машины в условиях затрудненного ориентирования (например, под водой) осуществляется с помощью курсоуказателя. В крыше башни, по обе стороны от пушки имеются люки, закрываемые откидывающимися вперед крышками: справа расположен люк заряжающего, слева — люк командира танка. Для защиты погона командирского люка от прямых попаданий пуль к башне вокруг него крепится винтами броневое кольцо. Рабочее место заряжающего оборудовано прибором наблюдения МК-4, который установлен перед люком. С левой стороны боевого отделения располагаются сиденья наводчика (в передней части башни) и командира танка (в задней части башни и чуть выше). На рабочем месте наводчика установлены пульт управления стабилизатором, поворотный механизм с курсоуказателем, прицелы, прибор наблюдения ТНП-165, электровыключатели. Телескопический шарнирный монокулярный прицел ТШ2Б-41 (на танках поздних выпусков — ТШС-41У) имеет две оптические ветви: общую с 3,5-кратным увеличением и углом обзора 18° и точную с 7-кратным увеличением и углом обзора 9°. На окуляре прицела нанесена дальномерная шкала для целей высотой 2,7 м. В ночное время наводчик ведет наблюдение за местностью с помощью электронно-оптического монокулярного перископического ночного прицела ТПН-1-41-11 (дальность обзора — до 800 м). В качестве источника инфракрасного света для последнего используется прожектор Л-2Г «Луна» с ИК-фильтром, установленный в передней части башни рядом с пушкой. Для стрельбы с закрытых позиций применяются боковой уровень и азимутальный указатель. Для наблюдения за местностью командир располагает комбинированным бинокулярным дневно-ночным прибором наблюдения ТКН-2 (с августа 1964 года — ТКН-3) с ИК-прожектором ОУ-3ГК, установленным перед люком. Дневная ветвь прибора имеет 5-кратное увеличение при угле обзора 10°. В ночное время угол обзора уменьшается до 8°, а увеличение — до 4,2 крат. Дальность действия ИК-прожектора составляет 400 м. Помимо ТКН-2 командир располагает четырьмя призменными перископами, два из которых смонтированы в крышке люка, а два других — перед люком. Весь комплекс приборов наблюдения смонтирован в командирской башенке, которая может вращаться независимо от вращения башни танка. Так же, как и в танке Т-55, приборы и механизмы целеуказания позволяют командиру в необходимых случаях управлять поворотом основной башни независимо от наводчика, т.е. наводить пушку на цель в горизонтальной плоскости (однако при вращении башни ему приходится вручную удерживать свою башенку в выбранном положении, что требует усилий). Слева от сиденья командира в башне находятся радиостанция с блоком питания и аппаратами ТПУ. Снизу под пушкой на люльке укреплены гидроусилитель и гироблок. В задней части башни имеются механизм и люк для выброса стреляных гильз, а ниже люка смонтирован нагнетатель системы герметизации. Кроме того, в боевом отделении размещены выстрелы к пушке, коробки с пулеметными лентами, ряд приборов и механизмов, ЗИП, личное оружие и снаряжение членов экипажа. Снизу в боевом отделении есть вращающийся пол с ВКУ. Под полом проходят торсионные валы, а по левому борту корпуса — тяги приводов управления и трубопроводы. В башне танка установлена 115-мм гладкоствольная пушка У-5ТС и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ (до августа 1964 года — СГМБ), стабилизированные в двух плоскостях наведения. На боевых машинах, выпускавшихся с 1972 года, люк заряжающего оборудовался шариковой опорой с турелью для установки 12,7-мм зенитного пулемета ДШКМ обр. 1938/46 г. Ствол пушки состоит из трубы, скрепленной в каморной части кожухом, казенника с обоймой и механизма продувания канала. Затвор полуавтоматический горизонтальный клиновой. Полуавтоматика механическая, пружинного типа. В противооткатные устройства входят гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в обойме казенника и при выстреле откатываются вместе со стволом. Дальность стрельбы из пушки с помощью телескопического прицела составляет: для подкалиберного снаряда — 4000 м; для кумулятивного и осколочно-фугасного — 3000 м. С помощью бокового уровня дальность выстрела кумулятивным и осколочно-фугасным снарядами при угле возвышения пушки +16° достигает 5800 м, а осколочно-фугасным снарядом увеличенной дальности 3ОФ18 — 9500 м. При применении ночного прицела дальность стрельбы всеми типами снарядов — 800 м. Дальность прямого выстрела при высоте цели 2 м составляет: подкалиберным снарядом — 1870 м; кумулятивным — 990 м; осколочно-фугасным — 970 м. Горизонтальный угол обстрела из пушки и спаренного пулемета равен 360°, угол возвышения +16°, склонения -6°. Непоражаемое пространство перед танком: для пушки — 20 м, для пулемета — 19 м. Прицельная скорострельность при стрельбе с места — 4 выстр./мин. Бронепробиваемость БПС 3БМ6 на максимальной дальности прямого выстрела составляет 270 мм по вертикально расположенной броне и 115 мм по броне с углом наклона 60°. Наведение на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Изменением угла возвышения пушки управляет только наводчик, тогда как вращением башни может управлять и командир танка. При необходимости наводчик может наводить орудие на цель с помощью механизмов ручного привода. При заряжании орудие имеет угол возвышения 3°30', и в этот момент вращение башни невозможно. Спусковой механизм пушки состоит из электрического и механического (ручного) спусков. Рычаг электроспуска смонтирован на рукоятке маховика подъемного механизма. На танках ранних выпусков установлен электрогидравлический стабилизатор «Метеор», на последующих — «Метеор-М» и «Метеор-М1»; их характеристики практически одинаковы. «Метеор» имеет электронику на лампах, а «Метеор-М» и «Метеор-М1» — на транзисторах. Стабилизатор обеспечивает угловые скорости наведения пушки в горизонтальной плоскости от 0,07 до 16 град/с и в вертикальной — от 0,07 до 4,5 град/с. Боекомплект пушки У-5ТС состоит из 40 унитарных выстрелов с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Выстрелы размещены в специальных укладках в корпусе и башне танка: 16 — в двух баках-стеллажах в носовой части корпуса; 20 — в стеллажной укладке у перегородки силового отделения; 2 — с помощью хомутиковых укладок крепятся по бортам корпуса танка; 2 — в хомутиковой укладке на борту башни. Все боеукладки рассчитаны на размещение выстрелов с любым типом снаряда, за исключением хомутиковой укладки на правом борту башни, которая приспособлена только под выстрелы с бронебойно-подкалиберными снарядами.
Стреляные гильзы автоматически удаляются из боевого отделения с помощью механизма выброса стреляных гильз на всем диапазоне вертикальных и горизонтальных углов наведения пушки. Боекомплект пулемета ПКТ (или СГМТ) состоит из 2500 патронов (10 лент в магазин-коробках). Боекомплект пулемета ДШКМ (при наличии последнего) включает в себя 300 патронов (6 лент в магазин-коробках). Кроме того, в танк укладываются автомат АК-47 (АКМ) и 120 патронов к нему, 10 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет и 12 патронов к нему. Силовое отделение отделено от боевого герметичной перегородкой. Здесь смонтированы силовая установка, агрегаты трансмиссии, служащие для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам танка, воздухоочиститель, вентилятор системы охлаждения, масляный бак, баллоны ППО. В качестве силовой установки на танке Т-62 используется 12-цилиндровый V-образный четырехтактный быстроходный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения В-55 или В-55В (отличается от В-55 установкой генератора мощностью 6,5 кВт вместо 5 кВт), развивающий мощность 580 л. с. при 2000 об/мин. Рабочий объем двигателя 38880 см3. Степень сжатия — 15. Масса двигателя 920 кг. Двигатель установлен в силовом отделении танка перпендикулярно к его продольной оси на раме, приваренной к днищу корпуса. Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке Т-62 установлен воздухоочиститель ВТИ-4 с двумя ступенями очистки и с эжекционным удалением пыли из пылесборника. Топливо — дизельное, летом — ДЛ, зимой — ДЗ или ДА (при температуре ниже -30°С). В систему питания двигателя танка Т-62 входят четыре внутренних топливных бака общей емкостью 675 л и три наружных общей емкостью 285 л, размещенных на правой надгусеничной полке. Все баки объединены между собой в две группы. Первую составляют правый бак-стеллаж (145 л), средний бак (127 л) и все наружные баки (по 95 л каждый); вторую — передний (носовой) бак (280 л) и левый бак-стеллаж (125 л). Все эти емкости, за исключением наружных, для предохранения от коррозии снаружи и внутри покрыты бакелитовым лаком. Наружные баки покрыты бакелитовым лаком только внутри, а снаружи окрашены защитной краской. Система смазки — циркуляционная комбинированная. Масляный насос — шестеренчатый, трехсекционный {одна секция нагнетающая и две откачивающие). Емкость системы 77 л. Заправочная емкость масляного бака 55 л. Емкость наружного масляного бака 35 л (к системе смазки не подключен). Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Заправочная емкость системы — 77 л. Радиатор трубчато-ленточного типа установлен в силовом отделении горизонтально над коробкой передач. На броневой крыше над водяным радиатором расположены входные, а на балке кормы выходные жалюзи. Вентилятор — центробежный, с 18-ю загнутыми назад лопатками. Установлен на оси, закрепленной на специальном кронштейне, приваренном к кормовому листу корпуса танка. Для повышения КПД вентилятор помещен в специальный кожух (улитку). Система подогрева органически входит в систему охлаждения и служит для подготовки двигателя к запуску и поддержания его в состоянии постоянной готовности к запуску в холодное время года путем подогрева охлаждающей жидкости, масла и топлива. Система подогрева двигателя состоит из форсуночного подогревателя с электрическим (основным) и ручным (аварийным) приводами, змеевика подогрева масла, обогреваемых маслопроводов, крана отключения подогревателя от системы охлаждения и трубопроводов. Воздушная система танка включает в себя: два баллона со сжатым воздухом, воздушный компрессор АК-150СВ с приводом от коробки передач, автомат давления, воздушный редуктор, кран отбора воздуха, три электропневмоклапана, манометр, влагомаслоотделитель, отстойник, воздухораспределитель двигателя с обратным клапаном для консервации и трубопроводы. Воздушная система обеспечивает запуск двигателя сжатым воздухом (резервный пуск двигателя осуществляется с помощью электростартера СТ-16М, установленного на картере гитары); управление гидропневматическим приводом главного фрикциона; эжекционную очистку смотровых приборов механика-водителя от грязи и пыли во время движения и на месте; очистку узлов танка от пыли путем обдува сжатым воздухом при их обслуживании. Трансмиссия танка состоит из гитары, главного фрикциона, коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач и привода вентилятора и компрессора. Гитара передает крутящий момент от двигателя к главному фрикциону. Она представляет собой повышающий редуктор с передаточным числом 0,7. Главный фрикцион — многодисковый, сухого трения (сталь по стали). Выключение и включение главного фрикциона производится с помощью гидропневматического устройства или механически (от усилия механика-водителя). Гидропневматическое устройство обеспечивает быстрое выключение (за 0,1..0,3 с) и плавное включение (за 0,4..0,6 с) главного фрикциона независимо от квалификации механика-водителя. Усилие на педали при выключении главного фрикциона гидропневматическим приводом меньше, чем при выключении механическим, примерно в 2..2,5 раза. Коробка передач — пятискоростная, с постоянным зацеплением шестерен с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах и приводом к вентилятору и компрессору. Механизмы поворота двухступенчатые, планетарные, с блокировочными фрикционами, обеспечивающие прямую и замедленную в 1,42 раза передачу крутящего момента от главного вала коробки передач к ведущему валу бортовой передачи. Вследствие этого скорость перематывания гусеницы при включенной замедленной передаче уменьшается также в 1,42 раза. Поворот танка осуществляется в результате сообщения гусеницам разных скоростей движения, при этом поворот происходит в сторону отстающей гусеницы. При затяжке одного из тормозов поворота танк поворачивается с постоянным радиусом 8,91 м. Затяжкой одного из остановочных тормозов выполняется более крутой поворот, радиусом 2,64 м. При включении в обоих планетарных механизмах замедленной передачи тяговое усилие на ведущих колесах увеличивается в 1,42 раза. Бортовые передачи — двухступенчатые, понижающие, с цилиндрическим и планетарным рядами. Передаточное отношение — 6,706. В состав ходовой части Т-62 входят (применительно к одному борту) пять сдвоенных обрезиненных опорных катков с литыми дисками, выполненных из легкого сплава и подвешенных на балансирах, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и направляющее колесо. Упругими элементами подвески являются торсионные валы, установленные поперек корпуса танка по всей его ширине. Балансиры передних и задних опорных катков связаны с гидравлическими амортизаторами. По сравнению с внешне подобным танком Т-55, интервалы между опорными катками на Т-62 стали значительно больше. Расстояние между первыми тремя катками заметно меньше, чем между остальными. Из-за смещения торсионных валов подвески опорные катки левого борта смещены назад на 105 мм по отношению к каткам правого борта. Гусеницы мелкозвенчатые, с цевочным зацеплением, металлические или с РМШ. Число траков в металлической гусенице — 96, в гусенице с РМШ — 97. Ширина трака 580 мм, шаг гусеницы 137 мм. Масса металлической гусеницы 1386 кг, с РМШ — 1655 кг. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме (за исключением дежурного освещения и электродвигателя водооткачивающего насоса). Источники: генератор Г-6,5 мощностью 6,5 кВт; четыре аккумуляторные батареи 6-СТЭН-140М емкостью 140 А-ч каждая. Потребители: электростартер СТ-16М; электродвигатели вентиляторов, подогревателя, системы ТДА, маслозакачивающего и водооткачивающего насосов; электропневмоклапаны воздухопуска, стеклоочистки и привода главного фрикциона; приборы освещения и световой сигнализации; стабилизатор вооружения, курсоуказатель, электроспуск пушки и пулемета; механизм выброса стреляных гильз; системы ПАЗ и ППО, приборы ночного видения и средства связи. На Т-62 ранних выпусков (до 1965 года) были установлены радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120. Радиус действия радиостанции Р-113 при радиосвязи с однотипной радиостанцией в условиях среднепересеченной местности при работе на 4-метровую штыревую антенну: при выключенном подавителе шумов и отсутствии посторонних радиопомех — не менее 20 км; при включенном подавителе шумов — до 10 км; при наличии посторонних помех радиоприему — 8..12 км. Радиостанция имеет 96 фиксированных частот в диапазоне 20..22,375 мГц, разнесенных через 25 кГц. На любой фиксированной частоте обеспечиваются беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное ведение связи. Прием и передача ведутся на одной общей частоте. Танки позднего выпуска оснащены радиостанцией Р-123 и ТПУ Р-124. Радиостанция Р-123 при работе на 4-метровую штыревую антенну обеспечивает связь с однотипной радиостанцией в условиях среднепересеченной местности, в любое время суток и года, при движении танка, на расстоянии не менее 20 км при выключенном подавителе шумов и до 13 км при включенном. Радиостанция Р-123 имеет 1261 рабочую волну с интервалом между частотами в 25 кГц, в диапазоне частот 20..51,5 мГц и оснащена механизмом установки волн, позволяющим заранее подготовить и зафиксировать любые четыре волны диапазона. Переход с одной подготовленной волны (частоты) на другую выполняется автоматически, одной манипуляцией радиста — переключением только одного переключателя. На танке Т-62 применена унифицированная аппаратура ППО, в которой используется состав «3,5», пары которого при пожаре заполняют все свободное пространство того отделения танка, где возник пожар. Состав «3,5» представляет собой огнегасящую смесь, состоящую из бромистого этила, углекислоты и сжатого воздуха. Противопожарная система может работать автоматически и полуавтоматически. В автоматическом режиме система обеспечивает сигнализацию о пожаре; остановку двигателя; ввод баллона для тушения пожара; остановку электродвигателей вентилятора и нагнетателя на время тушения с последующим пуском их после окончания пожара — для удаления продуктов горения и паров состава «3,5»; ввод очередного баллона а том случае, если первым пожар не был потушен или он оказался неисправным; задержку подачи состава «3,5» в силовое отделение на 4..7 с, необходимую для остановки двигателя. В полуавтоматическом режиме система обеспечивает сигнализацию о пожаре в боевом и силовом отделениях. При этом дальнейшая работа системы происходит только после привода ее в действие вручную командиром танка или механиком-водителем. Помимо аппаратуры ППО на танке имеется один ручной огнетушитель ОУ-2. Система защиты от ОМП осталась такой же, как на Т-55. При ядерном взрыве под воздействием излучения срабатывает радиометрический блок защиты РБЗ-1М, установленный на левом борту корпуса в боевом отделении. Ионизационная камера блока начинает пропускать электрический ток, от которого срабатывают электрозапалы пиропатронов системы ПАЗ. В результате взрывов пиропатронов срабатывают механизмы, закрывающие входные и выходные жалюзи, заслонки окон вытяжного вентилятора и шахты воздухопритока гитары и генератора, амбразуру прицела, клапан и заслонку нагнетателя. Автоматически выключаются вытяжной вентилятор и нагнетатель (если к моменту взрыва последний был включен). Для приведения в готовность к повторному действию систему необходимо разблокировать путем выключения батарей, установить пиропатроны в соответствующие исполнительные механизмы и вновь подключить батареи. В состав системы входит также ФВУ, которая обеспечивает очистку воздуха от радиоактивной пыли, а также отравляющих веществ и бактериальных средств. Кроме того, она с помощью нагнетателя-сепаратора создает в боевом отделении избыточное давление (15-20 мм ртутного столба) для исключения попадания в танк зараженного воздуха при нарушении герметизации. Т-62 оборудован ТДА многократного действия. В качестве дымообразующего вещества используется дизельное топливо. Непросматриваемая длина дымовой завесы составляет 250..400 м. Стойкость дымовой завесы до 2..4 мин, продолжительность одного дымопуска — до 10 мин. Расход дизельного топлива — 10 л/мин. Танк конструктивно приспособлен к преодолению водных преград. Броды глубиной до 1,40 м Т-62 преодолевает без подготовки. ОПВТ позволяет преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 700 м, а также вести боевые действия после выхода из воды без проведения каких-либо работ, требующих покидания экипажем танка. Комплект ОПВТ состоит из двух частей: съемной, которая монтируется на танк перед преодолением водной преграды, и несъемной, постоянно установленной на танке. К съемной части относятся: воздухо-питающая труба, возимая обычно позади башни; выпускные клапаны; уплотнения крыши над радиатором, дульного среза пушки, амбразур пулемета и прицела, антенного ввода, шахты воздухопритока обдува гитары; резиновый шнур уплотнения командирского люка; нагрудные переключатели. К несъемной части относятся: герметизация крыши над силовым отделением; заслонки воздухоочистителя с приводом; уплотнения шариковой опоры башни, амбразуры пушки; герметизация наружных ящиков ЗИП; откачивающая система, гирополукомпас; бонки; кронштейны; электрооборудование и другие детали и узлы, необходимые для установки и обеспечения работы съемной и несъемной частей. Кроме того, в комплект ОПВТ входят изолирующие приборы ИП-46М и спасательные жилеты СЖТ-58 (на каждого члена экипажа). Движение танка по дну осуществляется на 1-й передаче. На монтаж съемной части ОПВТ и полную герметизацию танка требуется 1 ч 12 мин. Для подготовки танка к ведению огня после преодоления водной преграды необходимо не более 1,5 мин, а для демонтажа съемной части ОПВТ — 10..15 мин. За время серийного производства усовершенствования сводились в основном к установке более современного оборудования и вооружения. С мая 1965 года ввели броневой колпак головки ночного прицела ТПН-1-41-11. С мая 1966 года гирополукомпас ГПК-48 заменили на ГПК-59. Начиная с 1975 года часть выпущенных машин оборудовали лазерными прицел-дальномерами КДТ-1 и аналоговыми баллистическими вычислителями. В начале 80-х годов была проведена модернизация танка Т-62 с целью доведения его характеристик до характеристик основных танков Т-64А и Т-72 первых выпусков. Часть танков Т-62 была приспособлена для работы с минными тралами КМТ-4М и КМТ-5М. Инженерных, ремонтно-эвакуационных и прочих вспомогательных машин на базе Т-62 не создавалось. К моменту начала его производства все они уже были разработаны на шасси танков Т-54 и Т-55 и выпускались серийно. Танки Т-62 поступали на вооружение многих армий, в том числе Алжира (285), Анголы, Болгарии (310), Кубы (50), Чехословакии (900), Эфиопии (20), Ирака (260), Ливии (308), Сомали, Индии (1017), Финляндии (63), Польши (1979), Румынии (30), Сирии (1550), Вьетнама, ГДР (550), Венгрии (138), Ирана, Йемена, Афганистана, КНДР, Монголии и как трофейный — Израиля (92, после незначительной модернизации получил здесь название Tiran 6). Танки Т-62 есть также в армии США, где на учениях они играют роль вероятного противника (OPFOR). |
модификации |
«Желудь». В ходе испытания танка «Объект 166» было выявленно, что, несмотря на увеличенный объём башни, из-за возросшей массы выстрела от заряжающего требуются большие физические усилия для обеспечения скорострельности 4-5 выстрелов в минуту. В 1961 году на одном из первых танков «Объект 166» был смонтирован опытный механизм заряжания «Желудь» на 22 выстрела, которые были размещены во вращающемся конвейере горизонтально на полу боевого отделения. В конце 1965 года «Желудь» был установлен на одном из серийных танков Т-62. На этот раз испытания проводились применительно к 115-мм пушке Д-68 (обозначение ГРАУ — 2А21), имевшей ту же баллистику, что и У-5ТС. Принципиальным отличием Д-68 было раздельное заряжание с частично сгорающей гильзой. Экстрактировался лишь латунный поддон гильзы массой около 4 кг. В 1967 году этот автомат переделали под 125-мм выстрелы и в опытном порядке скомпоновали в танке Т-62 вместе со 125-мм пушкой Д-81. В дальнейшем эта конструкция явилась прообразом автомата заряжания основного танка Т-72.
Т-62К. Командирский вариант Т-62К («Объект 166К») был разработан в 1962 году, принят на вооружение в 1964 году и находился в серийном производстве до 1973 года. Танк отличался от линейной машины установкой танковой навигационной аппаратуры ТНА-2, дополнительной КВ радиостанции Р-112, 4-метровой штыревой антенны, зарядного агрегата АБ-1-П/30-У (на базе двухтактного карбюраторного двигателя воздушного охлаждения мощностью 2 л.с. и генератора постоянного тока мощностью 1 кВт) для питания потребителей при длительной работе на месте, изменено крепление сиденья заряжающего и размещение ЗИПа, а также внесены некоторые изменения в схему электрооборудования, и компоновку аппаратов ТПУ. Боекомплект был уменьшен до 36 выстрелов к пушке и до 1750 патронов (на три коробки с лентами) к спаренному пулемету. Модификация «Объект 166КН» комплектовалась навигационной аппаратурой ТНА-3 и радиостанцией Р-130.
Т-62М. Опыт боевых действий в Афганистане был использован при разработке программы модернизации средних танков Т-55 и Т-62, призванной повысить их боевую эффективность до уровня танков Т-64А и Т-72 первых выпусков. Основное внимание уделялось усилению огневой мощи и защищенности при сохранении прежних показателей подвижности. 25 июля 1981 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по обеспечению комплексной модернизации танков Т-55 (Т-55А) и Т-62», которым предусматривалось модернизировать 785 танков Т-62 (в 1981 году — 10, в 1982-м — 25, в 1983-м — 50, в 1984-м — 100 и в 1985-м — 600). Эта работа должна была осуществляться танкоремонтными заводами ГБТУ в ходе капитального ремонта боевых машин. В 1983 году на вооружение Советской Армии приняли модернизированный танк Т-62М («Объект 166М6»). На нем был установлен КУВ 9К116-1 «Шексна», включавший в себя выстрел 3УБК10-1 с управляемой ракетой 9М117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока. По своей конструкции и размерам выстрел 3УБК10-1 не отличался от обычного и свободно размещался в штатной боеукладке. Метательное устройство сообщало ракете начальную скорость 400..500 м/с, которая поддерживалась в полете за счет работы маршевого двигателя. Для управления ракетой применялась полуавтоматическая система наведения по лазерному лучу, имевшая высокую помехозащищенность. Кроме того, достоинством системы являлся малый объем, занимаемый аппаратурой управления в боевом отделении. В СУО «Волна» входили: лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-41У и стабилизатор «Метеор-М1». Диапазон измерения дальности лазерным дальномером составлял 500..4000 м, точность измерения — 10 м. В качестве источника излучения использовался оптический квантовый генератор на стекле, активированном неодимом. Баллистический вычислитель БВ-62 обеспечивал автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе всеми типами снарядов (кроме управляемых ракет). Часть машин оснащалась зенитным пулеметом НСВТ вместо ДШКМ, а ствол пушки — теплозащитным кожухом, уменьшавшим влияние неравномерного нагрева на изгиб трубы ствола. Дополнительное бронирование корпуса представляло собой сварную коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой с зазором 30 мм размещались 5-мм стальные пластины. Полость между ними заполнялась пенополиуретаном. Конструкция приваривалась снаружи к верхнему лобовому листу корпуса. Дополнительная защита лобовой части башни была изготовлена из двух блоков (в войсках эти блоки прозвали «брови» или «броня Ильича»), расположенных справа и слева от амбразуры пушки. Конструктивно каждый блок выполнялся из литой броневой детали, с внутренней стороны которой была приварена коробка с 5-мм стальными пластинами и таким же наполнителем, что и в дополнительном бронировании корпуса. Борта корпуса прикрывались противокумулятивными 5-секционными резинотканевыми бортовыми экранами толщиной 10 мм. Ширина танка по экранам равнялась 3520 мм, поэтому при железнодорожных перевозках их демонтировали. Члены экипажа танка снабжались индивидуальными противорадиационными жилетами, на башне устанавливался антинейтронный подбой. Противоминная защита механика-водителя была повышена за счет дополнительного бронирования днища путем приварки к нему снаружи каркаса и броневых листов толщиной 20 мм {в районе расположения механика-водителя), от нижнего носового наклонного листа до второй пары торсионов. Защиту аварийного люка усилили броневой крышкой, перекрывавшей его контуры и крепившейся изнутри к штатной крышке. Машина оборудовалась системой запуска дымовых гранат 902Б «Туча», в состав которой входили восемь пусковых установок, неподвижно закрепленных на правом борту башни, и системой защиты от напалма «Сода». На танке установили двигатель В-55У мощностью 620 л.с. с инерционным наддувом. Он отличался от В-55В впускными коллекторами. В коллекторе имелась перегородка, разделяющая поток всасываемого воздуха на две части: одна из них поступала в первые цилиндры, а другая — в три последние. Такое конструктивное решение позволило повысить мощность двигателя на 40 л.с. Для улучшения плавности хода был увеличен динамический ход опорных катков за счет применения торсионных валов, изготовленных из стали электрошлакового переплава и прошедших двойной цикл заневоливания. Кроме того, ввели гусеницу с РМШ от танка Т-72 и гидроамортизаторы на узлах подвесок вторых опорных катков. Машина оснащалась радиостанцией Р-173 и радиоприемником Р-173П. Танку, имевшему все перечисленные усовершенствования, но не оснащенному КУВ «Шексна», присваивался индекс Т-62М1. Т-62М с двигателем В-46-5М получил индекс Т-62М-1, Т-62М1 с этим двигателем — Т-62М1-1, Т-62М1 без дополнительного бронирования корпуса — Т-62М1-2 (с двигателем В-46-5М — Т-62М1-2-1). На модернизированном танке Т-62М установлена дополнительная броневая защита башни (60+230+242=532), корпуса (лоб - 300+120+102=522) и днища, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны и антинейтронный подбой на башне. Боевой вес вырос до 42 т. Толщина брони, мм: – лоб корпуса 300+120+102 – лоб башни 60+230+242 корпус ВЛД (основная броня 102) + 30 - 120 (4 х 5 стальных пластин ср.тв. + полиуретан) башня лоб (основная броня 242) + 60 - 230 (стальные пластины + полиуретан)По основным внешним конструктивным признакам и размерам выстрел 3УБК10-1 не отличается от обычного и может размещаться в любой боеукладке. Метательное устройство сообщает ракете начальную скорость 400-500 м/с, которая поддерживается в полете за счет работы маршевой двигательной установки. Для управления ракетой применена полуавтоматическая система наведения по лучу лазера, имеющая высокую помехозащищенность. Кроме того, достоинством системы является малый объем, занимаемый аппаратурой управления в боевом отделении. В СУО «Волна», устанавливаемую на танке Т-55М, входят лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ и стабилизатор «Циклон»М1. Для танков Т-62М применены прицел ТШСМ-41 У, стабилизатор «Метеор»М1 и баллистический вычислитель БВ-62. Диапазон измерения дальностей лазерным дальномером составляет 500-4000 метров, точность измерения — 10 метров. В качестве источника излучения используется оптический квантовый генератор на стекле, активированном неодимом. Баллистический вычислитель БВ-55 (БВ-62) обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе всеми типами снарядов (кроме управляемых ракет). Система 902Б запуска дымовых гранат обеспечивает постановку дымовой завесы на дальностях 200-350 м. В ее состав входят восемь пусковых установок, неподвижно закрепленных на правом борту башни, дымовые гранаты 3Д6 калибра 81 мм и пульт управления у наводчика. Ширина фронта дымовой завесы при залповом пуске четырех гранат составляет 100-120 метров, а средняя высота — 8 метров. Время эффективного дымообразования одной гранаты — 60-130 секунд. Проведен ряд мероприятий по защите танка от напалма. На танке Т-62М дополнительно установлены два гидроамортизатора на узлах подвесок вторых опорных катков. Т-62Д. Одновременно с Т-62М в 1983 году на вооружение приняли еще одну модернизированную версию танка Т-62 — Т-62Д (вариант с дизелем В-46-5М именуется Т-62Д-1). Этот танк представлял из себя Т-62М1 оборудованный КАЗ 1030М «Дрозд». Принцип действия КАЗ заключался в радиолокационном способе обнаружения и сопровождения подлетавшей к танку со скоростью от 70 до 700 м/с ПТУР или гранаты РПГ и воздействия на них за счет подрыва специального заряда осколочного типа. Конструктивно «Дрозд» состоял из РЛС, систем вооружения и управления. Система вооружения размещалась на бортах башни, на каждом из которых были жестко закрепелены два блока с двумя 107-мм снарядами 3УОФ14 в каждом. Снаряды одного блока обеспечивали поражение ПТУР, подлетавших к танку в определенном секторе. ПТУР обнаруживалась на удалении 130 м от танка одной из двух РЛС, размещенных в броневых корпусах на бортах башни за блоками вооружения. С дистанции 60 м начиналось сопровождение цели, измерение параметров движения которой производилось в аппаратурном модуле, закрепленном снаружи на кормовой части башни. На основании полученной информации аппаратурой управления вырабатывалась команда на производство выстрела защитного снаряда из определенного блока вооружения. Подрыв снаряда осуществлялся на удалении 6..7 м от танка. Осколочное тороидальное поле воздействовало на ПТУР, вызывая либо взрыв боевого заряда, либо снижение бронепробиваемости за счет повреждения кумулятивной воронки боевой части, либо отклонение ракеты от траектории полета. Вероятность поражения боевой кумулятивной части ПТУР в защищаемой зоне была не менее 0,7. Основной режим работы КАЗ — автоматический, однако был предусмотрен и режим ручного управления выстрелом для поражения живой силы противника, находящейся вблизи танка. В состав системы управления входили устройства, блокирующие стрельбу комплекса при открытых люках, и дублер-генератор, позволявший производить отстрел защитных снарядов в аварийной ситуации при обесточенной электросети танка. Эксплуатационные характеристики комплекса «Дрозд» не накладывали ограничений на условия применения танков, позволяя при этом уменьшать их боевые потери в 2—3 раза. Т-62МВ. В 1985 году на вооружение приняли модификацию Т-62МВ (вариант танка с дизелем В-46-5М получил обозначение Т-62МВ-1). Этот танк был спроектирован на базе Т-62М, от которого он отличался системой дополнительного бронирования. Вместо экранов из комбинированной брони на башне и корпусе Т-62МВ разместили КДЗ «Контакт»; дополнительное бронирование днища сохранялось. Конструктивно каждый элемент динамической защиты состоял из тонкостенного металлического корпуса, в котором находились маломощный заряд взрывчатого вещества и две металлические пластины, расположенные по обе стороны от него. В момент попадания кумулятивного снаряда заряд детонировал. При детонации наружная пластинка выбрасывалась навстречу кумулятивной струе и рассеивала ее. Внутренняя пластинка отлетала к броне и, ударившись о нее, отскакивала навстречу струе, вызывая ее дальнейшее ослабление. На танке Т-62МВ элементы навесной динамической защиты устанавливались в передней части корпуса и башни. На некоторых машинах элементы КДЗ монтировались и на бортовых экранах. Боевая масса Т-62МВ составляла 38,4 т. корпус ВЛД только накладка 30 - 120 (4 х 5 стальных пластин ср.тв. + полиуретан) башня лоб (основная броня 242) ДЗ НДЗ ситуация с дополнительным бронированием и НДЗ точно такая же как и у Т-55. T-62MV This is the T-62M fitted with the ERA package found on the T-55MV. Т-62МВ об.166МВ Т-62М с динамической защитой **************************************Т-62МД об.166Д об.166МД Т-62 и Т-62М с КАЗ "Дрозд" Т-62МД. Вариант танка Т-62М с комплексом активной защиты "Дрозд". Комплекс управляемого вооружения "Шексна" (Т-62М, Т-62МВ), Система управления огнем "Волна" (Т-62М Т-62М1 Т-62М1-2 Т-62МВ), Зенитный пулемет ДШКМ (НСВТ) (Т-62М Т-62М1 Т-62М1-2 Т-62МВ), Теплозащитный кожух ствола пушки (Т-62М Т-62М1 Т-62М1-2 Т-62МВ), Дополнительное бронирование корпуса (Т-62М Т-62М1, Т-62Д), Дополнительное бронирование башни (Т-62М Т-62М1 Т-62М1-2, Т-62Д), Дополнительное бронирование днища (Т-62М Т-62М1 Т-62М1-2 Т-62МВ Т-62Д), Динамическая защита (Т-62МВ), Бортовые экраны (Т-62М Т-62М1 Т-62М1-2 Т-62МВ Т-62Д), Система защиты от напалма (Т-62М Т-62М1 Т-62М1-2 Т-62МВ Т-62Д), Система запуска дымовых гранат (Т-62М Т-62М1 Т-62М1-2 Т-62МВ), Двигатель В-55У (при установке двигателя В-46-5М танки обозначались: Т-62М-1; Т-62М1-1; Т-62М1-2-1; Т-62МВ-1; Т-62Д-1) (Т-62М Т-62М1 Т-62М1-2 Т-62МВ Т-62Д), Модернизированная ходовая часть (Т-62М Т-62М1 Т-62М1-2 Т-62МВ Т-62Д), Радиостанция Р-173 (Т-62М Т-62М1 Т-62М1-2 Т-62МВ) T-62M (Also called T-62A) This tank includes the addition of a 12.7-mm antiaircraft DShK machine-gun on the loader's hatch. This modification included modification of the turret right side. T-62M Model 1975 This is the T-62M with the addition of the KTD-1 laser rangefinder over the main gun mantlet. T-62E The war in Afghanistan forced the Soviets to up-armour their tanks to provide better protection from infantry antitank weapons, such as the RPG-7. This upgrade led to the BDD applique armour package. This package consists of a panel of armour on the glacis plate, two panels of "horse-shoe" armour around the front of the turret, and an optional package of belly armour for anti-mine protection. The total package adds 3.9 tons to the weight of the vehicle. T-62M1 This further modification of the T-62A includes much of the modifications added to the T-55 to make the T-55AM2PB. These improvements include the Volna fire control system with the BV-62 computer, Meteor M1 gun stabilisation package, TShSM-41U sight, KDT-2 laser rangefinder and 1K13 guidance sight package. This tank is equipped with the AT-12 Sheksna laser-guided antitank guided missile, which operates in much the same way as the AT-10 STABBER ATGM. This tank also includes the uprated V-55U engine, and the R-173 radio system. This vehicle is also usually fitted with the BDD applique armour package. The corresponding command tank for the T-62M is the T-62MK. Т-62МК об.166МК Командирский Т-62М, р/с Р-123 и ТНА-3 Т-62МК Командирский вариант танка Т-62М.
|
фотографии и схемы |
Источники: |
танки |