танки |
При изучении новой немецкой бронетехники появившейся на Курской дуге, особо пристальный интерес представителей ОГК НКТП вызвала электротрансмиссия штурмового орудия «Фердинанд» и безвальная КПП танка «Тигр», позволявшие легко управлять этими тяжелыми машинами. И.о. начальника ОГК НКТП И. Бер отчитывался: «…наибольший интерес для отечественного танкостроения представляют КПП и механизмы поворота танка Т-6Н «Тигр» и штурмового орудия Т-6Р «Фердинанд»… Управление этими тяжелыми машинами весьма легкое и удобно по мнению водителей-испытателей… В наст. время ОГК НКТП проводит исследоват. работу по изучению особенностей трансмиссий нем. танков с целью возможного внедрения наиболее удачных решений в отечественном танкостроении…» 13-17 ноября 1943 года ОГК НКТП совместно с ВАММ и НАТИ под общим руководством заместителя начальника ГБТУ И. Лебедева с целью дальнейшего повышения огневой мощи и броневой защиты танка ИС-2 провели разработку ТТТ к «танкосамоходу прорыва большой мощности». Первоначально предполагалось изготовить танк с задним расположением боевого отделения и электромеханическим силовым агрегатом «по типу штурмового орудия Фердинанда».
В соответствии с решением ГКО приказом наркома танковой промышленности от 8 июня 1944 года Уралмашзаводу совместно с заводом №100 было поручено изготовление чертежей и выпуск опытных образцов тяжелого танка ИC-6 — «Объект 252» и «Объект 253». Основные проектные работы были уже выполнены в конструкторском бюро завода №100 (А.С. Ермолаев), значительная их часть пришлась и на долю конструкторов Уралмаша (Л.С. Троянов), так как выпуск рабочих чертежей производился именно здесь по причине загруженности ЧКЗ работами по серийным машинам и «Объекту 701». Изготовление опытных образцов осуществлялось на заводе №100 со сборкой и отладкой танков на Уралмашзаводе. Опытным образец танка «Объект 252» был изготовлен в октябре 1944 года. Он имел механическую трансмиссию типа ИС-3, но в его ходовой части были применены опорные штампованные катки большого диаметра, а поддерживающие катки отсутствовали. Следует отметить, что катки большого диаметра, предназначавшиеся для ходовой части «Объекта 252», испытывались на опытном танке «Объект 244», догруженном до необходимой массы чугунными чушками. Заводские испытания «Объект 252» прошёл в период с 8 по 27 ноября 1944 года. В ходе проведения испытаний средняя наработка катка из-за недоработанности его конструкции не превышала 300 км. Отделение управления располагалось в носовой части корпуса танка. В нем размещались: сиденье механика-водителя; рычаги и педали приводов управления движением танка; контрольно-измерительные приборы; топливный распределительный кран; ручной топливоподкачиващий насос; фильтр грубой очистки топлива; баллоны со сжатым воздухом, аккумуляторные батареи и приборы электрооборудования, аппарат ТПУ ТПУ-4 бис-Ф; часть боеукладки и комплекта ЗИП. Посадка и выход механика-водителя из машины производился через прямоугольный люк, расположенный в верхнем наклонном листе корпуса и закрывавшийся броневой крышкой. Для наблюдения за полем боя и вождения машины перед механиком-водителем в одной шахте верхнего лобового листа, устанавливались два смотровых прибора МК-4. За сиденьем механика-водителя в днище машины находился аварийный люк. Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса танка и башню. В нем размещались: вооружение танка, прицелы и приборы наблюдения с механизмами наводки; сиденья заряжающего (справа от пушки), наводчика (слева от пушки) и командира танка (за сиденьем наводчика), боеукладка, радиостанция 10Р и аппараты ТПУ; вентилятор боевого отделения; часть электрооборудования с вращающимся контактным устройством, тетрахлорный ручной огнетушитель и часть комплекта ЗИП танка. Над рабочими местами командира танка и заряжающего на крыше башни располагались низкопрофильные башенки с входными люками, закрывавшимися откидными крышками на петлях. Во вращающейся части основания входного люка командирской башенки устанавливались два смотровых прибора МК-4, а на вращающейся части основания входного люка заряжающего были установлены кронштейн для крепления зенитной турели и смотровой прибор МК-4. Для наблюдения наводчика за полем боя перед его рабочим местом в крыше башни устанавливался смотровой прибор МК-4. В бортовых нишах корпуса были установлены четыре осевых вентилятора (по два с каждой стороны), водяной и масляный радиаторы. Моторное и трансмиссионное отделения находились в кормовой части танка. Танк был вооружен 122-мм танковой пушкой Д-30 и двумя пулеметами, один из которых — 7,62-мм пулемет конструкции Горюнова ГВТ был спарен с пушкой (по другим данным — СГМТ, отличавшийся лучшими эксплуатационными характеристиками, чем аналогичный ДТ конструкции Дегтярева), а второй — зенитный 12,7-мм пулемет ДШК располагался на турельной установке на основании люка заряжающего. Пушка Д-30 отличалась от 122-мм пушки Д-25 наличием досылателя снаряда и оборудованием для продувки канала ствола сжатым воздухом после выстрела. Длина ствола пушки, имевшей клиновой вертикальный затвор с полуавтоматикой копирного типа и дульным тормоз, составляла 48 калибров, а высота линии огня — 1895 мм. При стрельбе прямой наводкой из пушки и спаренного с ней пулемета применялся танковый телескопический шарнирный прицел ТБШ. При стрельбе с закрытых огневых позиций использовался боковой уровень и башенный угломер. Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от -3 до +20°. Наводка в вертикальной плоскости осуществлялась с помощью подъёмного механизма пушки секторного типа, устанавливавшегося слева от пушки, а в горизонтальной плоскости — поворотом башни с использованием планетарного механизма поворота башни, имевшего ручной и электромоторный приводы. Для целеуказания и корректировки огня из основного оружия у командира танка был установлен электромоторный привод МПБ с азимутальным указателем. При стрельбе из пулемета ДШК по целям использовался коллиматорный прицел К8-Т. В боекомплект танка входили 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания к пушке, 1300 патронов к пулемету ГВТ и 250 патронов к пулемету ДШК. Для стрельбы использовались осколочно-фугасные гранаты и бронебойные снаряды. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 790 м/с. Все снаряды размещались в боевом отделении: в нише башни и в вертикальной укладке в корпусе танка. Укладка гильз производилась в боевом отделении: в нишах корпуса, на днище, на правой стенке башни, а также в отделении управления. Броневая защита танка — противоснарядная, дифференцированная. Носовую часть корпуса машины образовывали нижний и верхний лобовые листы, а также два скуловых (скошенных) листа. Верхний носовой лист корпуса, расположенный под углом 65° от вертикали, был изготовлен из 100-мм катаной броневой стали средней твердости. Нижний носовой лист корпуса изготавливался из той же броневой стали, что и верхний, но имел толщину 120 мм, так как был расположен под меньшим (52°) углом от вертикали. Скуловые листы корпуса толщиной 100 мм располагались под углами 62° от вертикали и углами подворота 40°. В верхнем лобовом листе был сделан входной люк механика-водителя, закрывавшийся броневой крышкой с уравновешивающим механизмом. К носовой части корпуса приваривались борта. Борт корпуса состоял из трёх листов: наклонного, горизонтального и вертикального, сваривавшихся между собой. Наклонный и вертикальный листы борта имели толщину 100 мм. В каждый вертикальный бортовой лист снаружи вваривались кронштейн кривошипа направляющего колеса и цапфа для монтажа механизма натяжения гусеницы, а также шесть кронштейнов осей балансиров опорных катков, шесть упоров для ограничения хода балансиров и две бонки для крепления грязеочистителя ведущего колеса. В кормовой части листов растачивались гнезда для бортовых редукторов. Наклонные и горизонтальные бортовые листы образовывали бортовые ниши, в которых имелись поперечные перегородки и бонки для крепления внутреннего оборудования танка. Снаружи на наклонных листах приваривались бонки и скобы для крепления инструмента и принадлежностей, перевозимых на танке, а также кронштейны крепления дополнительных топливных баков, передних и кормовых габаритных фонарей. В нижней части наклонных бортов с боков, а также спереди и сзади приваривались элементы крепления грязевых щитков и стальных бортовых экранов. Корма корпуса состояла из нижнего, верхнего и двух скуловых листов. Нижний и два скуловых кормовых листа толщиной 60 мм приваривались к бортам. Верхний лист кормы (откидной) имел такую же толщину и крепился к нижнему кормовому листу с помощью двух петель и болтов, а к скуловым и к верхней поперечной балке — болтами. Для облегчения открывания верхнего кормового листа в петли был вставлен торсионный вал. Кроме того, для доступа к узлам и агрегатам трансмиссии при проведении технического обслуживания в верхнем наклонном листе были сделаны два круглых люка, закрывавшихся откидными крышками на петлях. Крышки люков запирались двумя запорами. В средней части верхнего кормового листа но бокам приваривались кронштейны для крепления двух дымовых шашек МДШ, а в нижней части скуловых листов — два буксирных крюка. Крыша корпуса состояла из двух частей: несъёмного подбашенного листа (над отделениями управления и боевым) толщиной 50 мм, сваривавшегося с верхней частью лобового, скуловых и бортовых листов, и двух съёмных листов толщиной 20 мм (над моторным и трансмиссионным отделениями), крепившихся к подбашенному, бортовым листам и поперечной балке с помощью болтов. В подбашенном листе был сделан большой круглый вырез и резьбовые отверстия но его окружности для установки нижнего погона опоры башни. С внутренней стороны корпуса к подбашенному листу были приварены ребра жесткости. Крыша моторного отделения состояла из среднего листа, располагавшегося над двигателем, четырех броневых решёток над радиаторами и двух плит над вентиляторами. Для доступа к двигателю в средней части листа был сделан люк, закрывавшийся откидной крышкой на петлях. В задней части листа находились два отверстия с пробками, предназначавшихся для доступа к заправочным горловинам топливных баков. В листе крыши над трансмиссионным отделением были сделаны два отверстия для прохода выхлопных труб, над которыми устанавливались броневые колпаки. Днище корпуса имело корытообразную форму и состояло из горизонтальных и наклонных броневых листов толщиной 20 мм. В днище имелись люки и отверстия для доступа к узлам и агрегатам тапка при его техническом обслуживании, а также — люк запасного выхода. Наиболее ответственные узлы корпуса танка имели соединение в шип и сваривались аустенитными электродами, являвшимися дефицитными в то время из-за наличия в их составе никеля. При сварке корпуса танка расходовалось 60 кг этого металла. Литая башня танка, изготавливавшаяся из броневой стали марки ТОЛ, была подвергнута закалке на высокую твердость. Вварная крыша башни, состоявшая из двух броневых листов толщиной 30 мм, сваренных между собой встык, имела углы наклона, как на носовую, так и кормовую части башни. Боковые стенки башни, располагавшиеся под углом 35° от вертикали, имели толщину 150 мм. Стенка кормовой части башни была наклонена под углом 25° и имела толщину брони 100 мм. В передней части крыши башни был сделан большой прямоугольный вырез для монтажа и демонтажа пушки. Слева от него имелось отверстие под установку смотрового прибора наводчика. В средней части башни над рабочими местами командира танка и заряжающего были вварены круглые низкопрофильные литые башенки с входными люками. В средней части крыши устанавливался броневой колпак защиты вентилятора боевого отделения, а справа за командирской башенкой — антенный ввод. Для стрельбы из личного оружия в боковых стенках башни были сделаны отверстия, закрывавшиеся броневыми пробками. Для внешней связи в левой части ниши башни устанавливалась радиостанция. В моторном отделении на подмоторной раме вдоль продольной оси корпуса устанавливался дизель В-12У с центробежным нагнетателем, мощностью 700 л.с. (515 кВт). Пуск двигателя производился с помощью электростартера СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатого воздуха из двух воздушных пятилитровых баллонов. Для облегчения пуска двигателя в зимних условиях использовался пародинамический обогреватель, устанавливавшийся в масляном баке двигателя. Нагрев воды в котелке пародинамического обогревателя производился паяльной лампой. Ёмкость основных топливных баков, располагавшихся в моторном отделении составляла 640 л. Кроме того, на бортах корпуса танка были установлены четыре дополнительных топливных бака емкостью 100 л каждый. Запас хода танка но шоссе на основных топливных баках достигал 150 км. В системе очистки воздуха применялись два воздухоочистителя типа «Мультициклон», устанавливавшихся по бортам у моторной перегородки в моторном отделении. В системе охлаждения двигателя применялись пластинчато-трубчатые радиаторы, устанавливавшиеся в нишах моторного отделения. Общая ёмкость системы охлаждения составляла 93 л. Обдув радиаторов потоками охлаждающего воздуха производился четырьмя одноступенчатыми осевыми вентиляторами, устанавливавшимися в моторном отделении горизонтально. В состав механической трансмиссии танка входили: многодисковый главный фрикцион, восьмиступенчатая коробка передач с синхронизаторами, два двухступенчатых планетарных механизма поворота с ленточными остановочными тормозами и два комбинированных двухрядных бортовых редуктора. Приводы управления движением танка были механическими. Подвеска танка - индивидуальная. торсионная. В состав гусеничного движителя входили: две гусеницы с ОМШ; два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц; двенадцать опорных катков и два ведущих колеса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления с гусеницами. Каждая гусеница состояла из 90 траков. Ширина трака составляла 720 мм, шаг — 160 мм. Диаметр двухскатного опорного катка составлял 750 мм. Обода опорного катка изготавливались из стали марки 45, а штампованные диски - из стали марки 40. Главной особенностью проекта тяжёлого танка «Объект 253» (ведущий инженер машины — М.И. Креславский) стало применение на нём электромеханической трансмиссии, «за основу» которой была рекомендована высоко оцененная электротрансмиссия, разработанная к лету 1944 года в сотрудничестве ВАММ им. Сталина, завода «Динамо» НКЭП (электрические машины) и Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) для натурных образцов тяжелого танка ЭКВ (также встречается название ИС-1Э) и САУ ЭСУ-100 с задним расположением боевого отделения. Интересно, что эта трансмиссия занимала значительный объём в МТО танка ЭКВ, а громоздкая регулирующая аппаратура — половину объёма его боевого отделения. За счёт установки электромеханической трансмиссии планировалось улучшить управляемость и повысить приемистость тяжёлой машины, так как использование электрических машин обеспечивало прогрессивность тяговой характеристики как при кратковременном режиме (разгон, преодоление препятствии), так и при длительном режиме работы. В состав электромеханической трансмиссии «Объекта 253» входили главный генератор ДК-305А мощностью 370 (по другим данным — 385) кВт и массой 1740 кг, установленный соосно с двигателем. В одном блоке с главным генератором на общем валу находился синхронный генератор трехфазного тока СГ-1А, предназначенный для питания вентиляторов системы охлаждения тяговых электродвигателей и дизеля, а также для привода подзарядного агрегата АКБ. На танк устанавливались два малых генератора постоянного тока Г-73, один из которых крепился непосредственно на двигателе, а второй — на подмоторной раме. Второй генератор Г-73 использовался для питания цепей возбуждения генераторов ДК-305А и СГ-1А. Тяговые электродвигатели реверсивного действия ДК-302А и ДК-302Б мощностью но 164 кВт через бортовые редукторы соединялись с ведущими колёсами танка. Регулировка силы тяги производилась путем изменения магнитного потока полюсов, изменяя ток в обмотке возбуждения главного генератора, менявшего величину вырабатывавшегося им напряжения и поступавшего на тяговые электродвигатели. Максимальная сила тока достигала 960 А, при движении танка по шоссе его величина составляла 490 А, а по целине — 740 А. Напряжение в электрической цепи достигало 500 В. Дополнительной коробки передач или входного редуктора трансмиссия не имела. Масса электромеханической трансмиссии составляла 3850 кг, то есть в 4 — 5 раз превышала массу механической трансмиссии танка ИС-2 (980 кг) и танка КВ-1С (740 кг). Кроме трансмиссии «Объект 253» отличался от «Объекта 252» применением ходовой части с шестью опорными и тремя поддерживающими катками на борт, заимствованной у серийного танка ИС-2, а так же установкой дополнительных топливных бочек на передних скошенных листах корпуса. Конструкция корпуса и башни «Объекта 253», размещение внутреннего оборудования (за исключением трансмиссионного отделения) и экипажа, а также вооружение и боекомплект по сравнению с опытным танком «Объект 252» остались без изменений. Опытный образец «Объекта 253» был изготовлен в октябре — ноябре 1944 года. М.И. Креславский вспоминал: «…Первый выезд танка с завода оказался последним. Через 10 километров пути машина потеряла управление. Выяснилось, что силовое электрооборудование было пожароопасным и отказало в работе». После ремонта, в ноябре «Объект 253» всё же прошёл заводские испытания. При этом верхний кормовой броневой лист не устанавливался. Вместо него был установлен стальной лист, на котором размещался дополнительный электровентилятор для обдува электроагрегатов трансмиссии. Оба танка ИС-6 после заводских испытаний поступили на сравнительные испытания новых тяжелых танков на НИБТ полигон, расположенный в Кубинке. Они уступали по броневой защите «Объекту 701», не превосходя его по огневой мощи и подвижности. «Объект 252» с механической трансмиссией за исключением броневой защиты не имел никаких преимуществ перед другими тяжёлыми танками. Установка электротрансмиссии облегчала управление танком «Объект 253» и должна была способствовать повышению его маневренных качеств. Однако этого не произошло, вследствие большой массы как самого танка, так и электротрансмиссии, а также из-за низкой надежности последней. Конструкция машины оказалась слишком громоздкой, плюс система охлаждения отбирала слишком много мощности. Дальнейшие работы по обеим машинам было решено прекратить. К слову, применение на ЭСУ-100 электромеханической трансмиссии увеличило ее массу на 3 т по сравнению с САУ с механической трансмиссией. Проектные материалы по ЭСУ-100 вместе с проектами других новых САУ рассматривались в октябре 1944 года на специальном заседании Технического совета НКТП с участием сотрудников управления самоходной артиллерии. Совещание признало, что электротрансмиссия, будучи в принципе прогрессивным видом конструкции, не является технически рациональной для машин среднего класса и дает значительное увеличение массы, не оправдываемое острой необходимостью. В результате этого вывода работы по изготовлению ЭСУ-100 осенью 1944 года были прекращены. Когда закончилась Великая Отечественная война, «Объект 253» привезли в Ленинград как музейный экспонат.
|
фотографии и схемы |
Источники: |
танки |