танки |
После изучения группой научных сотрудников ВАММ имени И.В. Сталина, возглавляемой инженером-полковником А. Завьяловым, характера боевых повреждений, полученными танками в ходе Курской битвы (обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни), было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту в рамках существующей массы. В конце лета 1944 года работами по модернизации занялись два КБ — завода №100 (Ж.Я. Котин, А.С. Ермолаев) и Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) (Н.Л. Духов, М.Ф. Балжи).
Базируясь на разработках завода №100 по объектам 244, 245 и 248, конструкторы Г.Н. Москвин и В.И. Таротько составили всю верхнюю лобовую часть корпуса из двух соединенных и сильно наклоненных к вертикальной плоскости броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. 120-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая название «щучий нос». При этом стало возможным не только снизить массу корпуса, но и значительно повысить стойкость броневых деталей в случае обстрела танка спереди. Переход к полностью сварному корпусу с исключением крупных литых деталей также объяснялся перегрузкой литейного производства, занятого изготовлением литых башен для танков ИС-2. Одновременно была предложена башня с увеличенной до 180 мм толщиной лобовой брони и более мощный двигатель (600-650 л.с.). За счёт некоторого уменьшения клиренса и отсутствия командирской башенки общая высота танка уменьшилась на 0,3 м, по сравнению с ИС-2. Оба проекта были представлены наркому танковой промышленности В.А. Малышеву. Первый представлял директор и главный конструктор Опытного завода Ж.Я. Котин, второй — директор ЧКЗ И.М. Зальцман и главный конструктор Н.Л. Духов. Рассмотрев проекты, Малышев принял компромиссное решение: взять форму носовой части корпуса от одного проекта, а башню от другого.
Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Лобовые листы корпуса устанавливались с двойным наклоном под большим углом к вертикали. Наклонные бронелисты в стыке бортов и днища позволили сократить общую площадь поверхности корпуса и за счет сэкономленного веса усилить бронезащиту. Кормовой лист корпуса для удобства доступа к агрегатам силовой передачи сделали откидным. Механик-водитель размещался впереди по оси машины. Над его сиденьем имелся люк с отодвигающейся в сторону крышкой, в которой устанавливался смотровой прибор. Перед открыванием люка его необходимо было снимать. За сиденьем механика-водителя, в днище, находился запасной люк, предназначенный для покидания танка в экстренных случаях. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Ходовая часть ИС-3 состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. В каждой гусенице 86 траков шириной 650 мм, шаг трака 162 мм. Башня — литая, приплюснутой сферической формы. В крыше башни имелся большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. В правой крышке закреплялся смотровой прибор заряжающего МК-4, в левой располагался командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой находился смотровой прибор командира ТПК-1. Механизм поворота башни — планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатым приводами. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать на кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола башня останавливалась. 122-мм пушка Д-25Т снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Боевая скорострельность составляла 2-3 выстр./мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. Прицел — телескопический шарнирный ТШ-17. В топливную систему танка входили четыре внутренних коробчатых металлических сварных бака общей емкостью 450 л, расположенных по два справа и слева от двигателя, как правая и левая группы. Четыре наружных цилиндрических бака, емкостью по 90 л каждый, крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и были подключены к внутренним. Баки имели механические приспособления для сброса. На танке устанавливалась радиостанция 10-РК-26 и ТПУ ТПУ-4бисФ. Первая опытная партия тяжелых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. До прекращения производства в середине 1946 года было изготовлено 2311 единиц. Из них до конца Великой Отечественной войны — 29.
В 1945 году «за создание конструкции танка ИС-1 и коренное усовершенствование существующего танка» Сталинская премия I степени была присвоена группе конструкторов Кировского и Опытного заводов: Н.Л. Духову, Л.С. Троянову, М.Ф. Балжи, Г.В. Крученых, В.И. Торотько, орденами и медалями было награждено несколько сот танкостроителей.
В 1948-1952 годах все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков). Были усилено крепление двигателя, КПП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовых передач и опорных катков. Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ. Масса танка возросла до 48,8 т. Несмотря на значительный объём переделок и высокую стоимость работ, танки так и не были доведены до необходимого уровня требований эксплуатации. На экспорт ИС-3 почти не поставлялись. В 1946 году два танка передали Польше для ознакомления с конструкцией и подготовки инструкторов. По видимому, предполагалось принятие его на вооружение Войска Польского. В 1950 году один танк ИС-3 с подобной же ознакомительно-испытательной целью был передан Чехословакии. Значительно больше танков ИС-3 отправили в КНДР (уже после окончания корейской войны). Египетская армия получила первые 10 танков ИС-3 в 1956 году. 23 июля 1956 года они приняли участие в параде в честь «Дня независимости» в Каире. Большинство же из 100 ИС-3 и ИС-3М прибыли в Египет в 1962-1967 годах, где им нашлось боевое применение. Революционная для своего времени конфигурации корпуса и башни оказали огромное влияние на послевоенное мировое танкостроение. В конструкции таких танков как М48 «Генерал Паттон», Леопард-I отчетливо просматриваються особенности конструкции, позаимствованные у ИС-3. Однако «врожденные» конструктивные недостатки отрицательно сказались на боевых возможностях танка. Несмотря на осуществление двух программ модернизации, устранить их полностью так и не удалось.
На сегодняшний день сохранилось немало танков ИС-3 и ИС-3М в качестве музейных экспонатов или в виде памятников. Их можно встретить в Кубинке, Киеве, Минске, Челябинске, Новороссийске, Павлодаре и многих других местах.
|
фотографии и схемы |
Источники: |
танки |