колесные и колесно-гусеничные бронемашины |
ОКР по теме «Росток» начались в отделе серийных автомобилей управления конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) ОАО «Горьковский автомобильный завод» (ГАЗ, г. Нижний Новгород) в начале 1990-х годов после получения ТТЗ МО РФ. Задание в частности предусматривало бронестойкость корпуса нового БТР от огня 25-мм пушек в пределах углов ±30° и защита от огня стрелкового оружия и крупнокалиберных пулемётов для бортов (аналогичные требования к защите незадолго до этого предъявлялись к БМП-3); возможность установки современного и перспективного вооружения; наличие мест для 10 человек экипажа; повышение подвижности, проходимости, маневренности и водоходных характеристик при увеличенном объёме корпуса, но не в ущерб авиатранспортабельности. Создание нового БТРа не в последнюю очередь было обусловлено низкой противоминной защитой бронетранспортеров предыдущих моделей. Главными конструкторами бронетранспортёра, получившего заводское обозначение ГАЗ-5923 и задолго до принятия на вооружение неформальное название БТР-90, были последовательно Е.М. Мурашкин и А.Г. Масягин. Работами по обеспечению водоходности руководили В.В. Тукмаков и Ю.Н. Королёв. В создании БТР-90 участвовали и специалисты НАМИ. Первый прототип БТР-90 был построен на ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» (АМЗ, г. Арзамас, Нижегородская обл.) в начале 1994 года и в том же году показан широкой публике на нижегородской выставке «Вооружение, военная техника, конверсия». Машина внешне напоминала несколько увеличенный в размерах БТР-80 оснащённый башней, аналогичной устанавливавшейся на БМП-2 ранних выпусков. Сварной корпус БТР-90 выполнен из бронелистов увеличенной толщины. Значительно усилена противоминная защита бронетранспортера, выполненная с учетом опыта применения бронетехники в афганской войне. В частности, днище машины имеет V-образную форму, более стойкое к воздействию ударной волны, чем традиционное плоское. Общая компоновка осталась неизменной. В передней части корпуса слева расположено сиденье водителя, справа - старшего стрелка. Для вождения машины водитель располагает пятью наблюдательными перископическими приборами, обеспечивающими обзор по азимуту в пределах 180°. Два аналогичных прибора имеются у старшего стрелка. Люк механика-водителя сдвигается влево, вращаясь на оси. При движении на марше сиденье водителя может подниматься, при этом в плохих погодных условиях над водительским местом может устанавливаться защитный колпак с тремя стёклами, полностью закрывающий проем люка. Для движения на плаву в носовой части установлен поднимающийся волноотбойный щиток. В боевом отделении располагаются командир машины и наводчик-оператор. Вооружение (30-мм автоматическая пушка 2А42 и спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ) стабилизировано в двух плоскостях (стабилизатор вооружения 2Э36-2), что обеспечивает возможность ведения огня с места и в движении. Углы наведения оружия по вертикали – -5/+75°, по горизонтали – 360°. Механизм заряжания - 2-ленточное питание. Для борьбы с танками на дальности до 4000 м на башне смонтирована ПУ ПТРК 9К113 «Конкурс» (боекомплект - четыре ракеты 9М113 с полуавтоматическим наведением по проводу). Живая сила и небронированные транспортные средства противника могут поражаться пушечным огнем на дальности до 4000 м. Наводчик-оператор имеет телескопический комбинированный (дневной и ночной) прицел БПК-3-42, а командир – дневной прибор наблюдения 1П13. Для борьбы с целями типа «вертолёт» (дальность поражения - 2000-2500 м) служит зенитный прицел 1П3-3. Кроме того, в боевом отделении установлена радиостанция Р-163-50У, а на башне - 6 стволов средства постановки дымзавесы 902В «Туча» и ИК-прожектор ОУ-3ГА2. За башней, в десантном отделении может находиться 6 полностью экипированных солдат. Для ведения огня из их штатного оружия в бортах имеется по три бойницы с шаровыми опорами, которые закрываются герметическими бронезаслонками. Конфигурация передних бойниц, обеспечивающих возможность ведения огня и из ручных пулеметов РПК, позволяет стрелять вперед под углом в 45° к оси машины. Вторая пара бойниц находится на верхних половинах двухстворчатых люков в бортах, служащих для посадки и высадки десанта. Нижние половины люков, как и у БТР-80, в откинутом положении облегчают покидание бронетранспортера на ходу, однако размеры самих люков больше, чем у предшественника. Еще одна бойница расположена справа в передней части корпуса. В дополнение к основному вооружению, десантное отделение комплектуется ПЗРК «Игла» и РПГ-7. На крыше отделения расположены два десантных люка и 4 перископа - по два на сторону. В корме БТР-90 установлен многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2М мощностью 510 л.с. производства ООО «ЧТЗ Уралтрак», с жидкостным охлаждением и турбонаддувом. Доступ к двигателю возможен как изнутри машины, так и через два люка на крыше МТО. Для предотвращения поражения зажигательными боеприпасами радиатор, расположенный у заднего броневого листа, защищен специальными крышками. Воздухозаборник двигателя и его системы охлаждения расположены на верхнем листе корпуса у кормы. Он также может полностью закрываться заслонками. В задней части машины находятся топливные баки, заправочные горловины которых выведены в кормовой лист. Для движения на плаву используются два водометных движителя. Их заборные отверстия расположены на днище и прикрыты решетками. На бортах корпуса за задней осью находятся отверстия водометов для движения задним ходом. На БТР-90 применена новая оригинальная схема трансмиссии. КПП - автоматическая гидромеханическая реверсивная. Поток мощности от двигателя через дифференциальный механизм распределяется на два параллельных потока по бортам машины. Посредством гидрообъемной передачи обеспечивается разность скоростей вращения по бортам, что позволяет в дополнение к повороту четырех передних колес выполнять разворот «по-танковому». В результате удалось вдвое уменьшить радиус поворота БТР-90 по сравнению с предшествующими машинами. Благодаря реверсивной КПП машина имеет возможность движения вперед и назад с одинаковой скоростью. Конструкция шасси принципиально не изменилась. Как и у предыдущих БТР Горьковского автозавода все восемь колес выполнены ведущими, с независимой торсионной подвеской на поперечных А-образных рычагах. Две первых пары - поворотные, подвеска 1-й и 4-й оси имеют по два телескопических гидроамортизатора (2-й и 3-й по одному). Увеличение веса заставило разработчиков применить на первом прототипе шины увеличенного размера 14.00-20", использовавшиеся ранее на грузовиках Уральского автозавода (на «восьмидесятке» применяются шины размерностью 13.00-18"). продолжение следует… БТР-90 в 2008 году успешно прошёл приемосдаточные испытания Минобороны РФ и был принят на вооружение Вооруженных Сил РФ на основание постановления Правительства от 6 мая 2008 года приказом Мининстерства обороны №324 от 9 июня 2008 года. Эта машина стала первым новым российским колесным бронетранспортером, принятым на вооружение с момента создания Российской армии, однако в войска поступили лишь единичные образцы нового вида БТР… Все изготовленные образцы БТР-90 оснащались челябинскими "танковыми" дизельными двигателями 2В-06-2М, но низкий моторесурс и испорченная репутация аналогичных двигателей на СПТП 2С25 и БМД-4, заставили разработчиков бронетранспортёра обратиться к новому двигателю серии УТД-32 ОАО «Барнаултрансмаш» (входит в ООО «Военно-промышленная компания») — развитию двигателя УТД-29 с внедрённым турбонаддувом. В 2009 году были успешно завершены все виды испытаний, утверждено решение о принятии на вооружение модернизированной боевой машины пехоты БМП-3М и постановкой на серийное производство двигателя УТД-32Т, ставшего базовой моделью для других модификаций (двигатели УТД-32ТР, УТД-32КФ, ДУ-3Д32 и др.). Для БТР-90 коллектив ЦКБ «Барнаултрансмаша» под руководством Главного конструктора М.В. Бояркина предложил 630-сильный двигатель УТД-32ТР в едином блоке с гидромеханической трансмиссией и гидрообъёмной передачей. Этот же двигатель предназначался перспективной технике «Курганмашзавода»: боевой машине десанта БМД-4М и бронетранспортёру БТР-МД. «В конце 2009 года эта машина (образец БТР-90 с двигателем УТД-32ТР. — РС) пойдет на испытания. А от 2В-06 мы отказываемся… То, что серийная машина БТР-90 пойдет в войска с двигателем УТД-32ТР, это можно сказать вопрос решенный. Что касается боевого отделения – это будет все зависеть от требований заказчика. Здесь – то же самое, какое захотят БО, такое и поставим. Кстати, поскольку несущая возможность шасси БТР-90 позволяет нести нагрузку до 7,5 т, то в перспективе планируется создание семейства боевых машин на шасси БТР-90, т.е. различные боевые модули, вплоть до гладкоствольной противотанковой пушки или зенитно-ракетного комплекса малой дальности. Все будет зависеть от потребностей заказчика и финансирования, — сообщил сайту "Отвага 2004" пресс-секретарь «ВПК» Сергей Суворов. 31 июля 2009 года на базе «Арзамасского машиностроительного завода» руководством ООО «Военно-промышленная компания» совместно с руководством ГАБТУ МО РФ был проведен научно-технический совет «Анализ состояния и определение перспектив развития легкобронированного колесного семейства бронетанковой техники и бронированных автомобилей». На НТС присутствовали Генеральный директор ООО «ВПК» Дмитрий Галкин, начальник ГАБТУ МО РФ генерал-майор Александр Шевченко, директор по военно-промышленному комплексу ОАО «Русские машины» Николай Ковалев, представители ООО «ВПК», ГАБТУ МО РФ, 38 НИИИ МО, Концерна «Тракторные заводы». В ходе НТС представители ГАБТУ МО РФ и 38 НИИИ МО ознакомились с результатами устранения недостатков, выявленных в ходе проведения Государственных испытаний БТР-90 и пришли к выводу, что руководством «Военно-промышленной компании» и конструкторами «Военно-инженерного центра» были найдены и реализованы оптимальные решения по доработке бронетранспортера. Одной из важнейших тем, обсуждаемых участниками прошедшего совета, стали перспективы создания унифицированных боевых бронированных колесных платформ для обеспечения структур воинских формирований нового облика Вооруженных Сил РФ. По этой теме было принято решение отработать и утвердить концепцию развития межплатформенной унификации БТР-90 и БМП-3, в которой предусматривается создание нескольких типов универсального боевого отделения, универсального силового агрегата, единой бортовой информационной управляющей системы и единой системы бронирования машин. Участникам НТС были представлены инициативные проработки ООО «ВПК» по размещению силового агрегата с двигателем УТД-32ТР в центре и передней части БТР-90 для обеспечения посадки-высадки экипажа через корму. Подводя итог обсуждения вопроса модернизации БТР-90 начальник ГАБТУ МО РФ дал указание председателю Военно-научного комитета управления разработать совместно с главным конструктором ООО «ВИЦ» техническое предложение по бронированному колёсному шасси с обеспечением посадки-высадки экипажа через корму. Кроме того, в этом техническом предложении должен быть показан вариант с передним размещением силового агрегата, как отечественного, так и импортного производства. Также была поставлена задача отработать компоновочное решение по штурмовой машине и представить концепцию ее развития на базе БТР-90. В ноябре 2009 года, «АМЗ должен подготовить производство под конвейерную сборку БТР-90, не имеющего ничего общего с серийно выпускаемыми БТР-80», - Начало серийного производства БТР-90 с двигателем УТД-32ТР отодвинулось на 2011 год, так как, по словам Суворова, сказанным , а за тем, и вовсе бронетранспортёр Министерством обороны не был включён в госпрограмму вооружения на период до 2020 года. «К сожалению, судьба этого бронетранспортера сложилась печально. Так получилось, что в министерстве обороны сменилось очередное руководство, отвечающее за вооружение и военную технику, которое посчитало, что разработанный нами БТР-90 армии не нужен», — высказался журналистам в конце октября 2011 года генеральный директор «ВПК» Дмитрий Галкин. Отвечая на вопрос по поводу потраченных финансовых средств, труда конструкторов, рабочих и испытателей на разработку и доведение БТР-90, Галкин объяснил, что «все труды и деньги не были потрачены зря. Во-первых: создав БТР-90 мы, по сути, создали новый класс машин — колесную боевую машину пехоты (БМП). Во-вторых: БТР-90 значительно поднял планку требований, предъявляемых сейчас к колесным бронемашинам. А, в-третьих: БТР-90 позволил нам разработать и отработать ряд инноваций, ранее не применявшихся при создании колесных бронемашин ни у нас, ни за рубежом. Таким образом, мы создали задел для создания новой машины». Таки образом, основной причиной отказа закупок Министерством обороны БТР-90 стали изменившиеся взгляды на способы ведения вооружённой борьбы, в том числе и задачи, которые стали возлагаться на такие боевые машины, как БТР. Изменились задачи, изменились и требования к машинам. В 2011 году «ВПК» получила новые требования Министерства обороны к современной колесной бронированной машине, которыми должны оснащаться войска, с оптимальным сочетанием повышенной мобильности, огневой мощи и защищенности. Колесный бронетранспортер ВПК-7829, созданный на платформе «Бумеранг» в соответствии с ТТТ МО был впервые показан широкой публике весной 2015 года.
|
фотографии и схемы |
Источники: |
колесные и колесно-гусеничные бронемашины |