|
БТР-40 КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР
BTR-40 armored personnel carrier
|
|
Колесный бронетранспортер «Объект 141» разрабатывался с
1947 года на Горьковском автомобильном
заводе в ОКБ под руководством
В.А. Дедкова (ведущий конструктор В.К. Рубцов) на базе узлов и
агрегатов грузового автомобиля повышенной проходимости
ГАЗ-63. Прототипом создаваемой машины
послужил бронеавтомобиль Scout Car M3A1 американской фирмы White Motor
Company, который поставлялся во время ВОВ
в СССР по лэнд-лизу. Уже в 1948
году было выпущено два варианта опытных образцов бронетранспортера.
Один из них отличался башенной пулеметной установкой на крыше. В
дальнейшем конструкторы остановились на первом образце, не имевшем
жесткого верха, как и у заокеанского прототипа.
| |
Scout Car M3A1 |
БТР имел компоновочную схему с
передним расположением МТО и с
кормовым размещением десанта. Силовую раму заменял несущий сварной
открытый сверху корпус из броневых листов, к которому крепились все
узлы и агрегаты. Это позволило снизить общую высоту. Посадка и
высадка экипажа и десанта осуществлялись через две бортовых двери
и одну кормовую, двухстворчатую.
На вооружении БТР состоял
7,62-мм станковый пулемет Горюнова CГМБ обр. 1949 года, который мог
быть установлен в четырех точках: на передней поперечной штанге,
поперечине кормовой части корпуса и на двух бортовых вертлюжных
кронштейнах. На машинах поздних выпусков пулемет крепился на четырех
вертлюжных кронштейнах, два из которых (лобовой и кормовой) были
приварены соответственно к лобовому и кормовому листам корпуса. С
помощью специального переходника на кронштейнах мог устанавливаться
ручной пулемет ДПМ. Стрельба из личного оружия велась через четыре
бортовых лючка.
Карбюраторный двигатель ГАЗ-40 имел повышенную мощность по сравнению
с двигателем базового автомобиля ГАЗ-63.
В передней части БТР была установлена
лебедка, имевшая трос длиной 75 м и рассчитанная на силу тяги 4500 кгс.
Доступ к лебедке обеспечивался через бронелюк. На машине устанавливались
шины 9,75-18".
При принятии на вооружение Советской Армии в 1950 году
бронетранспортер получил обозначение БТР-40. Серийный выпуск
машин осуществлялся с 1950 по 1958 год на
Горьковском автозаводе. Впервые БТР-40
были показаны на ноябрьском параде на Красной площади в 1951 году.
| |
Египетский БТР Al-Walid |
БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках. Простая по конструкции,
небольшая, но подвижная многоцелевая бронемашина, созданная на освоенных
промышленностью автомобильных агрегатах, получила широкое распространение
в армии. Она применялась для перевозки мотострелков, использовалась в
качестве тягача в противотанковой артиллерии, а также как командирская,
связная и разведывательная машина — БТР-40 эксплуатировались в
пограничных и внутренних войсках.
«Боевым крещением» для БТР-40 стали события в Венгрии в 1956 году.
Участвовали эти машины и в операции по вводу войск в Чехословакию в
1968 году. Помимо Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий
стран-участниц Варшавского договора, Албании, Афганистане, Бурунди,
Вьетнаме, Гвинее, Израиле, Индонезии, Иране, Йемене, Камбодже (Лаосе),
Китае (Type 55), Кубе, КНДР,
Мали, Монголии, Сербии, Сирии, Сомали, Судане, Танзании и Уганде.
|