![]() | колесные и колесно-гусеничные бронемашины ![]() | ![]() |
Еще во время ВОВ под впечатлением эксплуатации в РККА американских БТР типа М4, в СССР начались работы по созданию боевых полугусеничных машин. В 1944 году КБ Московского автомобильного завода имени И.В. Сталина (ЗиС), которым руководил В.А. Грачев, используя агрегаты артиллерийского тягача АТ-3 создает 12-местный опытный бронетранспортер Б-3. Его макетное бронирование состояло из листов котельного железа, полный вес составлял 7100 кг, максимальная скорость — 40 км/ч. Испытания дали неудовлетворительные результаты.
Машина была вооружена 7,62-мм станковым пулеметом Горюнова (СГ-43, позже СГМБ), который устанавливался на одном из четырех кронштейнов с вертлюгами, расположенных по периметру корпуса. Она имела противопульное бронирование с толщиной броневых листов от 6 до 13 мм. Мощность карбюраторного двигателя ЗиС-123 была увеличена по сравнению с автомобильным двигателем и составляла 110 л.с. Кроме того, на БТР устанавливались двухдисковое сцепление сухого трения, пятискоростная коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, улучшенная конструкция зависимой подвески, из двух полуэлептических рессор и двух гидроамортизаторов рычажного действия, а так же шины с протектором типа «Вездеход» постоянного давления, размерностью 9,00-20". ЗиС-152 был принят на вооружение в 1950 году под обозначением БТР-152 и находился в серийном производстве на ЗиСе с 1950 по 1955 год. За все время производства было выпущено около трёх тысяч БТР-152 и его модификаций (несколько сотен — на ЗиСе, 2520 единиц — на Брянском автозаводе), которые экспортировались в Афганистан, Албанию, Алжир, Анголу, Болгарию, Камбоджу (Лаос), Китай (Type 56), Конго, Кубу, Чехословакию, ГДР, Египет, Финляндию, Эфиопию, Гвинею, Гвинею-Биссау, Венгрию, Индонезию, Индию, Мали, Монголию, Мозамбик, Никарагуа, Иран, Ирак, КНДР, Польшу, Румынию, Шри-Ланку, Судан, Сирию, Танзанию, Уганду, Йемен, Югославию, Вьетнам, Зимбабве и другие страны. |
![]() | модификации | ![]() |
В 1955 году было изготовлено несколько опытных образцов БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4 состоявшей из четырех пулеметов КПВ. Был усилен постамент, боекомплект увеличен до 2000 патронов, а экипаж сокращен до 5 человек. БТР-152С. На базе БТР-152 выпускалась машина связи БТР-152С.
БТР-152В1. В 1957 году наружный подвод воздуха к шинам был заменен более надежным внутренним. Это потребовало изменения конструкции мостов и схемы прокладки трубопроводов. По грунтам с низкой несущей способностью машина могла двигаться при изменении давления воздуха в шинах с 3 до 0,5 кг/см². Водитель получил прибор ночного видения ТВН-2, был введен отопитель обитаемых отделений и систему обдува лобовых стекол горячим воздухом. Бронетранспортер с этими конструктивными изменениями получил наименование БТР-152В1. БТР-152В1 (вооружении с 1958 года) являлся основной машиной мотопехоты в сухопутных частях Советской Армии. В нем размещались 17 полностью экипированных бойцов и два члена экипажа. Броня защищала от пуль и осколков гранат. Вооружение состояло из одного пулемета СГМБ калибром 7,62 мм. Полная масса достигала 8950 кг. В 1959 году началась передача технической документации по БТР-152В1 на БАЗ. Через год там приступили к его серийному выпуску. Элементы ходовой части и трансмиссии, а также силовую установку поставлял ЗиЛ. Позже двигатель и коробка передач стали приходить с Кутаисского автозавода (КАЗ). Бронекорпуса производились на Выксунском заводе дробильно-размолочного оборудования (ДРО) №177. Кроме БТР-152В1 на БАЗе изготавливались модификации «152И», «152К» — с бронированной крышей, «152С1» — машина управления, и экспортный вариант «152Ю1». Хотя производство семейства БТР-152 в Брянске завершилось в конце 1962 года, когда в войска начали поступать более совершенные БТР-60П, окончательно 152-е были сняты с вооружения только в 1993 году. БТР-152У. На базе бронетранспортера БТР-152В1 выпускался подвижный пункт управления артиллерией.
БТР-Э152В. В 1957 году был построен опытный бронетранспортер БТР-Э152В, отличавшийся равноудаленными друг от друга осями и шинами увеличенной размерности. Прототип уверенно проходил окопы и легко передвигался по снежной целине. В серии не строился, но дал толчок для развития конструкторских экспериментов на опытном бронетранспортере ЗиЛ-153.
|
![]() | фотографии и схемы | ![]() |
Источники: |
![]() | колесные и колесно-гусеничные бронемашины ![]() | ![]() |