легкая боевая гусенечная техника |
В 1974 году на вооружение воздушно-десантных войск СССР был принят гусеничный бронетранспортер БТР-Д («Объект 925»), созданный в КБ Волгоградского тракторного завода им. Ф.Э. Дзержинского (ныне - ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ») с использованием узлов и агрегатов БМД-1. Прототипы этой машины проходили войсковые испытания в 119-м парашютно-десантном полку, ставшем с той поры своего рода базой для испытания новой техники. Появление БТР-Д было не случайным. Жесткие требования по ограничению массы заставили ограничить габариты и, соответственно, вместимость БМД-1. В ней могли разместиться только семь человек: два члена экипажа и пять десантников (для сравнения: в БМП-1 – 11). Таким образом, для того чтобы посадить ВДВ «на броню», потребовалось бы слишком большое количество боевых машин. Поэтому и возникла идея разработки на базе БМД-1 бронетранспортера, слабее вооруженного, но зато имеющего большую вместимость. БТР-Д отличался от БМД-1 удлиненным на 483 мм корпусом, наличием дополнительной пары опорных катков и отсутствием башни с вооружением. Вооружение БТР состояло из двух курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ, установленных в носу машины, аналогично БМД-1 (на первых опытных объектах один из пулеметов крепился на турели на крыше десантного отделения, но позднее на этом месте был смонтирован люк командира), и четырех дымовых гранатометов 902В «Туча», смонтированных попарно на задней стенке десантного отделения. Во второй половине 1980-х годов часть машин оснащалась 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя», устанавливавшимся на кронштейне в правой части крыши корпуса. Постоянный экипаж БТР-Д состоит из трех человек: механика-водителя и двух пулеметчиков, в десантном отделении размещаются десять десантников. В бортах десантного отделения, высота которого, по сравнению со всем корпусом, несколько увеличена, располагаются по две амбразуры с шаровыми установками для стрельбы из автоматов АКМС и по два призменных обогреваемых прибора ТНПО-170. В кормовом люке находится перископический прибор МК-4С и еще одна шаровая установка для стрельбы из автомата. Наблюдение в переднем секторе из десантного отделения можно вести через два прямоугольных смотровых окна, в боевом положении закрывающихся броневыми крышками. В передней части крыши десантного отделения расположен люк командира десанта, заимствованный у БМП-1. На первых опытных образцах люк командира с приборами наблюдения и ИК-прожектором располагался в носовой части слева). Несмотря на увеличившиеся размеры, за счет отказа от башни с вооружением, боевая масса БТР-Д, по сравнению с БМД-1, возросла всего на 800 кг. Так же, как и БМД-1, БТР-Д является авиатранспортабельной и плавающей машиной с аналогичной подвижностью и проходимостью. Бронетранспортеры БТР-Д поступали на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии. На экспорт БТР-Д не поставлялся. Использовался Советской Армией в Афганистане, российскими миротворческими силами в Южной Осетии и Абхазии, российскими контингентами Международных сил по поддержанию мира в Боснии (IFOR) и Косово (KFOR). Кроме того, БТР-Д и машины на его базе принимали самое непосредственное участие в боевых действиях Российской Армии в Чечне. |
модификации |
БРЭМ-Д. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д являлась подвижным средством технического обеспечения боевых подразделений, на вооружении которых находились боевые машины десанта БМД-1, БМД-2 и машины, изготовленные на их базе. Она была создана на базе шасси бронетранспортера БТР-Д и принята на вооружение в 1984 году. Серийное производство машины было организовано в 1989 году. Рабочее место механика-водителя находилось в центре отделения управления, слева от него размещался специалист по электрооборудованию, а за ним - командир машины. Сиденье справа от механика-водителя являлось запасным. Машина имела на вооружении курсовой пулемет ПКТ. Она была приспособлена для десантирования парашютным способом и преодоления водных преград вплавь. К специальному оборудованию машины относилось грузоподъемное, электросварочное оборудование, а также оборудование для эвакуации и специальной обработки техники. В машине имелись запасные части и комплект инструмента и приспособлений для ремонта БМД. Основные тактико-технические характеристики бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-Д: Масса в боевом снаряжении, т - 8; Экипаж, чел. - 3; Длина, м - 5,885; Ширина, м - 2,63; Полная высота, м - 1,82; Вооружение - 7,62-мм пулемет ПКТ; Боекомплект, патронов - 1000; Максимальная скорость движения, км/ч - по суше 61, на плаву 10; Запас хода по топливу, км - 450-500; Мощность двигателя, л.с. - 240. [an error occurred while processing this directive] |
фотографии и схемы |
Источники: |
легкая боевая гусенечная техника |