![]() | танки ![]() | ![]() |
В послевоенный период танковая промышленность страны поставляла армии в основном танк Т-54, созданный еще в 1947 году, или его модификации — Т-54А, Т-54Б. В начале 50-х годов стало очевидно, что компоновка корпуса, броневая защита, вооружение, трансмиссия и ходовая часть этих танков не обеспечивает оптимального сочетания огневой мощи, защищенности и подвижности, которым должен отвечать перспективный средний танк, способный эффективно противостоять перспективным средним и тяжёлым танкам НАТО. Армии был нужен качественно новый танк, существенно превосходящий по всем характеристикам как отечественные, так и зарубежные танки. Для работы над новым танком в харьковском КБ-60 при заводе №75 (ныне — ГП «Завод имени В.А. Малышева») был создан отдел нового проектирования. Возглавил отдел вернувшийся к этому времени из Нижнего Тагила Я.И. Баран, одновременно ставший и заместителем Главного конструктора А.А. Морозова. Инициативные проработки компоновки и конструкции нового танка были закончены в 1953 году. Предэскизный проект танка, отличавшегося рядом новых технических решений, ранее не применявшиеся на средних танках, был рассмотрен в высших инстанциях и получил одобрение. Для организации работ по новому танку был выпущен директивный документ — Постановление Совета Министров СССР от 2 апреля 1954 года №598-265. Эскизный проект нового танка, которому был присвоен шифр «Объект 430», был закончен к концу 1954 года. В его конструкции была использована традиционная компоновочная схема башенного танка с задним расположением МТО и раздельным размещением экипажа, особенностями которой были размещение механика-водителя в центре отделения управления, схема и компоновка МТО — поперечное расположение специально сконструированного для этого танка многотопливного турбопоршневого двигателя 4ТД с горизонтально расположенными цилиндрами (разработанного дизельным КБ-60Б завода №75 под руководством А.Д. Чаромского) с двумя компактными планетарными БКП (включавших собственно КПП и бортовой редуктор), расположенными по обе стороны двигателя и вынесенными из корпуса наружу. Таким образом, на танке был достигнут наименьший внутренний объем МТО (1,74 м3) среди послевоенных однотипных танков. Забронированный объем машины был доведен до 9,71 м3, что было почти вдвое меньше по сравнению с Т-54. Танк был вооружен 100-мм нарезной пушкой Д-54ТС, которая имела ствол на 200 мм длиннее, чем у пушки танка Т-55. Она была оснащена двухплоскостным стабилизатором танкового вооружения «Метель» (в схеме стабилизатора были предусмотрены устройства, обеспечивающие после выстрела автоматическую установку пушки на угол заряжания), дневным стереоскопическим прицел-дальномером ТПД-43Б (ТПДМС) с базой 1200 мм и независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, ночным прицелом наводчика ТПН-1 и механизмом выброса стреляных гильз. (Как показали дальнейшие испытания, возможности прицела-дальномера оказались слабыми. Так, из-за нарушения эффекта стереоскопичности было затруднительно измерять дальность на дистанциях до 2000 м, а в движении, уже при скорости 10-15 км/ч, ошибки в измерении дальности доходили до 37%.) Боекомплект пушки (бронебойный снаряд имел начальную скорость полета 1015 м/с) составлял 50 унитарных артиллерийских выстрелов, заряжание производилось вручную. Для борьбы с низколетящими целями противника на танке планировалось установить зенитно-пулеметную установку, оснащенную 14,5-мм пулемётом КПВТ. Сварной корпус танка изготавливался из катанных броневых листов и имел верхнюю лобовую часть, изготовленную по типу отечественных тяжелых танков Т-10 из монолитных броневых листов толщиной 120 мм с углом наклона 60° и углом подворота 45°. Башня танка сферической формы с узкой амбразурой для установки пушки изготавливалась из монолитной брони с максимальной толщиной 240 мм в лобовой части (лобовые детали корпуса и башни не поражались 100-мм бронебойным снарядом с дальности 1000 метров). В корме башни находились люк для выброса стреляных гильз и люк для загрузки боеприпасов. Впервые на среднем танке двигатель имел эжекционную систему охлаждения. Блок радиаторов был выполнен изолированно от МТО. При движении под водой радиаторы омывались забортной водой, и исчезала опасность перегрева двигателя. Благодаря этому были сняты ограничения по ширине водной преграды, преодолеваемой по дну. Планетарные БКП имели 5 передач переднего хода и одну передачу для движения назад. При прямолинейном движении с помощью фрикционных устройств, работающих в масле, в каждой БКП одновременно включались передачи с одинаковым номером, а при повороте в БКП со стороны отстающего борта включалась передача на одну ступень ниже. Переключение передач в обоих случаях осуществлялось с помощью системы гидросервоуправления. Для подогрева масла в системе смазки трансмиссии в картерах БКП устанавливались электрические подогреватели. В ходовой части была применена индивидуальная торсионная подвеска с телескопическими гидравлическими амортизаторами на первом и шестом узлах подвески. Со стороны каждого борта устанавливалось по 6 пустотелых металлических опорных катков уменьшенного диаметра с внутренней амортизацией и три поддерживающих катка. Гусеничная лента имела траки с последовательным открытым металлическим шарниром. Танк оснащался радиостанцией Р-113, системой коллективной защиты от ОМП, автоматической системой ППО. Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1955 года №880-524 и Приказом Министра транспортного машиностроения от 13 мая 1955 года №0096 проект танка «Объект 430» был одобрен. НТК ГБТУ МО СССР выдал ТТТ 8 июня 1955 года. В 1957 году были построены три опытных образца (без зенитно-пулемётных установок, но с более мощными двухтактными 5-цилиндровыми дизелями 5ТД), которые в период с 1957 года по 1959 год прошли заводские испытания. Тогда же «Объект 430» участвовал в сравнительных испытаниях с танком «Объект 140» в НИИБТ в Кубинке. Испытания «Объекта 430» прошли в целом успешно, хотя и выявили ряд серьёзных дефектов в конструкции двигателя и обслуживающих его систем, БКП и системе гидросервоуправления. В заключении комиссии по испытаниям было отмечено, что конструкция танка была совершенно новой, и ТТТ НТК ГБТУ были полностью выполнены. Однако огневую мощь танка по сравнению с Т-54 значительно повысить не удалось. В связи с этим, на «Объект 430» предполагалось установить 100-мм нарезную танковую пушку У-8ТС (модернизированная Д-54ТС, обозначение ГРАУ — 2А24), но этого дело не дошло. Одновременно с проетированием «Объекта 430» в КБ в инициативном порядке прорабатывался эскизный проект усиленного танка «Объект 430У». Танк «430У», в котором была установлена танковая пушка Д-25ТС калибра 122 мм и значительно усилена бронезащита (лобовая броня 160 мм вместо 120 у «Объекта 430»), имел по сути характеристики тяжелого танка. По некоторым параметрам (количество боеприпасов, удельная мощность, удельное давление и др.), «Объект 430У», имея внутренний объем корпуса и башни среднего танка, превосходил характеристики существовавших в то время серийных тяжелых танков ИС-3 и ИС-4 и опытного тяжелого танка Т-10. Вес танка «430У» составлял 42 т, в то время как тяжелые танки имели вес около 50 т (ИС-4 — 60 т). Во время проектирования «Объекта 430У» прорабатывалась возможность оснащения танка радиолокационным дальномером, сопряженным с оптическим прицелом Т-2С. Работа над проектом «Объект 430У» показала, что в компоновке и конструкции среднего танка существуют резервы, которые позволяют достичь параметров тяжелых танков. «Объект 430» на вооружение не принимался, но стал предшественником серийного Т-64, открывшего второе послевоенное поколение отечественных танков.
|
![]() | фотографии и схемы | ![]() |
Источники: |
![]() | танки ![]() | ![]() |