![]() | БРДД, ТРК, ОТРК, ПГРК ![]() | ![]() |
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 6 марта 1966 года была начата масштабная реорганизация всей ракетной промышленности СССР. В том же месяце НИИ-1 (директор и главный конструктор А.Д. Надирадзе) был переименован в Московский институт теплотехники (МИТ) МОП, которому была поставлена задача разработать эскизный проект ПГРК с трехступенчатой твердотопливной МБР «Темп-2С» с моноблочной ЯБЧ. По результатам первых проработок стартовый вес ракеты с обеспечением заданных характеристик составлял 32 т. Длина ракеты достигала 19 м, её максимальный диаметр корпуса — 1,8 м. Ракета должна была находиться в ТПК, из которого могла стартовать с помощью порохового аккумулятора давления. ТПК с ракетой, а также агрегаты, обеспечивающие эксплуатацию, предстартовую подготовку и пуск ракеты, нужно было разместить на СПУ. По результатам рассмотрения эскизного проекта и дополнения к нему, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №374-142 от 24 мая 1968 года коллективу МИТ была задана разработка рабочего проекта твёрдотопливной ракеты и подвижного грунтового комплекса в двух вариантах комплектации пусковых установок — на колёсном и гусеничном шасси. Максимальный вес снаряженных пусковых установок ограничивался 70 и 60 т для гусеничного и колёсного вариантов, соответственно. ОКБ-221 (главный конструктор Г.И. Сергеев) при волгоградском заводе «Баррикады» (ныне — ЦКБ «Титан») разрабатывало оба варианта СПУ — 15У67 на базе колёсного шасси МАЗ-547 СКБ Минского автомобильного завода (главный конструктор Б.Л. Шапошник) и 15У68 — на гусеничном ходу — «объект 825», которое создавалось Особым конструкторским бюро танкостроения (ОКБТ, главный конструктор Н.С. Попов, с января 1968 года ОКБТ стало называться КБ-3) Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ). В конце 1968 — начале 1969 года было выпущено второе дополнение к эскизному проекту. При реализации представленных в нем технических решений стартовая масса ракеты увеличилась до 40,5 т, вследствие чего пятиосное шасси оказалось перегруженным и было решено сделать шасси грузоподъёмностью 58 т шестиосным. Оно получило наименование МАЗ-547А. От гусеничного шасси решили вообще отказаться. В январе 1970 года в Минске проведены обкаточные испытания первых двух машин МАЗ-547А, которые сразу же отправили в Волгоград на завод «Баррикады». Там же, на базе шасси МАЗ-547А было разработано и ТПС, которое впервые позволило реализовать идею бескрановой перезарядки СПУ. СПУ 15У67 на базе МАЗ-547А имела в кормовой части подъёмные устройства, предназначенные для приведения ТПК из походного положения в боевое и обратно. Дополнительно машина оборудовалась специальными комплексом управления, механическими домкратами, использовавшимися для разгрузки ходовой части, горизонтирования и обеспечения устойчивости пусковой установки при производстве пуска ракеты. На каждом домкрате стоял гидромотор, приводимый в действие насосной станцией агрегата. С выносного пульта оператор мог управлять движением этих домкратов только попарно, манипулируя либо одной из бортовых пар, либо носовой или кормовой парой, либо включать все 4 домкрата одновременно. АГК, служивший для определения базового направления (режим ОБН) на месте приведения СПУ в состояние дежурства и проведения пуска, находился между двух кабин шасси на сочлененной балке, перед радиатором охлаждения дизеля, за бампером. Несмотря на солидный вес в полном боевом снаряжении (86 т) и габариты (длина — 19,3 м) СПУ могла передвигаться по шоссе со скоростью до 40 км/ч. Лётные испытания межконтинентальной баллистической ракеты 15Ж42 первого в мире ПГРК 15П642 «Темп-2С» после трехмесячной подготовки начались первым пуском 14 марта 1972 года с полигона «Плесецк». СПУ 15У67 управлял водитель-испытатель И. Чиликин. Среди других машин сопровождения и обеспечения были задействованы машина подготовки и пуска (МПП) 15В56 и машина дизель-электростанции (МДЭС) 15Н1061 — обе на шасси МАЗ-543А. В 1973 году приказом Министерства оборонной промышленнмости в связи с возросшей номенклатурой, сложностью и объёмами разработок, в составе завода «Баррикады» созданы два самостоятельных КБ: ОКБ-1 по тематике РВСН и ОКБ-2 по артвооружению и комплексам оперативно-тактического назначения. ОКБ-1 возглавил Главный конструктор В.М. Соболев (первый заместитель главного конструктора ОКБ-1 — К.П. Есин), а ОКБ-2 — Главный конструктор Г.И. Сергеев. Тогда же было создано специальное опытное производство. При поставке первых комплектов «Темп-2С» в Плесецк, заводскую бригаду «Баррикад» возглавлял Л.П. Кулик. Испытания ПГРК прошли в основном успешно и завершились в декабре 1974 года. 30 декабря 1975 года за №1066-357 вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о принятии комплекса «Темп-2С» на вооружение. Первые два ракетных полка заступили на боевое дежурство 21 февраля 1976 года. В период с 1974-го по 1977 год было изготовлено 49 ракет и 43 СПУ (в комплекте с другим необходимым наземным оборудованием). Комплексом «Темп-2С» было вооружено семь полков (по 6 СПУ в каждом) ракетной дивизии, дислоцировавшейся в районе Плесецка. Однако в соответствии с Договором об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) комплекс считался неразвёрнутым. По постановлению Правительства №250-87 от 26 марта 1985 года все ракеты и агрегаты наземного оборудования «Темп-2С» были уничтожены. Работа над комплексом «Темп-2С» оказалась полезной вдвойне — в 1976 году на вооружение был принят ПГРК 15П645 «Пионер» с БРСД 15Ж45, которая была создана на базе 1-й и 2-й ступени ракеты 15Ж42. «Пионер» получил ряд узлов и агрегатов от «Темпа-2С», было также максимально унифицировано наземное оборудование. Считается, что комплекс «Темп-2С» был настолько секретным, что на сегодня не сохранилось ни одного достоверного изображения СПУ 15У67. [an error occurred while processing this directive] |
![]() | фотографии и схемы | ![]() |
Источники: |
![]() | БРДД, ТРК, ОТРК, ПГРК ![]() | ![]() |