ракеты и снаряды |
После согласования 24 февраля 1958 года в ВПК, 1 апреля 1958 года вышло Постановление СМ СССР №378-181 о создании комплекса ОТР на базе Р-11М для замены первых отечественных малогабаритных ОТР Р-11 с обычной БЧ и Р-11М с ядерной БЧ. Одновременно с этим сворачивается разработка ракеты Р-11МУ и отзывается документация на 8K12. Эскизный проект ракеты Р-17 был защищен в НИИ-88 в сентябре 1958 года, выпуск конструкторской документации завершён уже в ноябре. В апреле 1959 года получены ТТТ ГАУ МО СССР на ракету. В мае 1959 года ТТТ были утверждены, получен индекс ракеты ГАУ 8К14. Разработка ракетного комплекса 9К72 выполнялась СКБ-385 ГКОТ совместно со смежными организациями. Уже к середине 1958-го конструкторы СКБ-385 подготовили эскизный проект, к концу года завершена разработка конструкторской документации, а в феврале 1959-го собран конструкторский макет.Максимальная дальность стрельбы 300 км (минимальная дальность стрельбы равна 50 км). Длина ракеты — 11164 мм. Наибольший диаметр корпуса — 880 мм. Стартовая масса — 5862 кг. Как и редыдущая, новая ракета предназначалась для поражения живой силы, пунктов управления, аэродромов и других важнейших объектов противника. При этом 8К14 должна была оснащаться БЧ массой 987 кг: ядерной 9Н33 (РА17) и 9Н33-1 (РА104, 104-1, 104-2) мощностью 100 Кт или ядерной 8Ф14 (269А); фугасной 8Ф44 (взрывчатое вещество — ТГАГ-5); химической 8Ф44Г1 (масса V-газа 555 кг) или объемно-детонирующей. Считалось, что фугасная БЧ 8Ф44 может уничтожить людей и боевую технику на площади 100×100 метров. P-17 представляет собой баллистическую ракету стартовым весом 5835–5854 килограмма классической конструктивной схемы с неотделяемой боевой частью. Жидкостный ракетный двигатель работает на высококипящих компонентах топлива. Ряд принципиально новых технических решений и особенностей, заложенных в конструкцию ракеты, позволял увеличить дальность стрельбы до 300 километров (по ТТТ – 240 км). Также существенно повышалась ее надежность и обеспечивались более высокие боевые качества (по сравнению с ракетой P-11M, обладающей теми же габаритами и весовыми характеристиками). Первоначально разработку двигателя выполняло ОКБ-3 ГКОТ (главный конструктор Д. Д. Севрук). Двигатель оказался практически неработоспособным при температурах ниже минус 20ºС. Решением ВПК при СМ СССР от 26 октября 1959 года разработка двигателя Р11-30 (С5.2) с насосной системой подачи топлива и генератором рабочего тела турбины поручается ОКБ-2 (главный конструктор А. М. Исаева, ведущий конструктор Н. В. Малышев). В качестве компонентов топлива выбираются горючее ТМ-185 (НДМГ), окислитель АК-27И, пусковое горючее ТГ-02. Система управления (СУ) ракеты Р-17 – автономная инерциальная с интегратором боковых ускорений. Она состоит из автомата стабилизации, автомата управления дальностью, коммуникационной аппаратуры и бортового источника питания. СУ разрабатывалась в СКБ-626 (главный конструктор Н. А. Семихатов), гироскопические приборы для ракеты – в НИИ-944 ГКС, приборы прицеливания – на заводе № 784 (главный конструктор С. П. Парняков). Р-17 оснащалась сменными боевыми частями: фугасной, ядерной, а впоследствии и кассетной. Их замена могла производиться непосредственно в войсковых частях. Серийной ракете Р-17 (8К14) полагались три штатные сменные головные части – 403А14, 8Ф44 и 8Ф45. Для ракеты 8К14 в НИИ-1011 (ВНИИТФ) в 60–70-е годы разработали серию из пяти образцов боевых частей с ядерными зарядами различной мощности. Все новые технические и технологические мероприятия, внедренные на Р-17, позволили при практически одинаковой стартовой массе с Р-11М увеличить дальность стрельбы в 1,6–1,7 раза.Производство опытной серии и прототипов (Р-17 - вариант 1 - двигатель ОКБ-3) велось на заводе СКБ-385 в г. Златоуст в 1958-1959 годах. СКБ-385 образовано в Златоусте в 1947 г. на заводе №385 из числа сотрудников НИИ-88 для разработки баллистических ракет тактического назначения и морского базирования. В 1957 г. СКБ-385 переведено в г. Миасс. С 1960 г. – филиал №1 ОКБ-1, в 1966 г. преобразован в КБ машиностроения (КБМ) МОМ и становится головным предприятием по разработке БРПЛ. С 1993 г. - ГРЦ «КБ машиностроения имени академика В.П. Макеева». ОТР Р-17 (8К14) - баллистическая ракета с ЖРД, автономной инерциальной системой управления и аварийного подрыва и неотделяемой БЧ. Была разработана в 1958-1961 годах в СКБ-385 (впоследствии — КБ машиностроения) под руководством главного конструктора В.П. Макеева (зам. главного конструктора — В.Р. Серов, ведущий конструктор — Ю. Бобрышев) с участием ряда КБ и НИИ. Разработчиками основных систем ракеты были назначены: НИИ-592 — по бортовой системе управления (главный конструктор — Н.А. Семихатов); ОКБ-3 — по двигателю на первом этапе лётных испытаний (главный конструктор — Д.Д. Севрук, ведущий конструктор — Н.И. Леонтьев); ОКБ-5 — по двигателю со второго этапа лётных испытаний (главный конструктор — А.М. Исаев, ведущий конструктор — Н.В. Малышева); НИИ-944 — по гироскопическим приборам (главный конструктор — В.И. Кузнецов); НИИ-6 — по разрывному заряду и обычному снаряжению головной части; НИИ-1011 МСМ — по спецзаряду и комплекту электроавтоматики (научный руководитель — Ю.Б. Харитон, главный конструктор — С.Г.Кочарянц). По Постановлению СМ СССР от 17 июня 1959 года серийное производство ракет Р-17 / 8К14 (Р-17 - вариант 2 - двигатель ОКБ-5 - с 1962 г.) велось на Воткинском машиностроительном заводе №235 (г. Воткинск, серия с 1959 по 1985 годы). В конце июля 1959 года начата сборка первых двух ракет для огневых испытаний. Сборка ракет для лётных испытаний начата в августе 1959 года. На вооружение Советской Армии ракета Р-17 была принята 24 марта 1962 года. Органы управления — газодинамические рули, установленные в выходном сечении сопла. Размах плоскостей стабилизатора — 1880 мм. Ракета заправляется азотно-кислотным окислителем АК-27И (2919 кг), горючим ТМ-185 (822 кг), пусковым горючим ТГ-02 (30 кг), сжатым воздухом (15 кг). документации по ЯГЧ в бригадах вообще не было, такая документация имелась только в ПРТБ.Двигаясь после пуска по баллистической траектории, ракета достигает максимальной высоты 86 км (минимальная высота полета составляет 24 км). Полетное время колеблется между 165 и 313 секундами. Обеспечиваемое системой наведения среднее вероятное круговое отклонение составляет в длину от 180 до 610 м и в ширину от 100 до 350 м. Изделие 8К14-1 представляет собой изделие 8К14 с некоторыми конструктивными изменениями для истользования её с ГЧ 3Н8. В зависимости от поставленных задач изделие может комплектоваться ГЧ в тяти вариантах: 269А, РА17, 8Ф44, 8Ф44Г1, 3Н8. На стартовую позицию (СП) ракета доставляется на стартовом агрегате 2П19 или 9П117 (9П117М) с ГЧ 3Н8 только на агрегате 9П117 (9П117М). [an error occurred while processing this directive] |
фотографии и схемы |
Источники см. на странице 9К72 «Эльбрус» |
ракеты и снаряды |