8K11 tactical missile (61 Kb) 8К11
ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКАЯ РАКЕТА
 
8K11 tactical missile
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Первые советские дальние ракеты Р-1 и Р-2, созданные на основе немецкой А-4 («Фау-2») и принятые на вооружение в 1950 и 1952 годах, соответственно, заправлялись жидким кислородом и этиловым спиртом. Использование криогенного окислителя резко снижало подвижность ракетного комплекса и оперативность его использования, что не могло устраивать военных - жидкий кислород не давал возможности широко применять комплексы в оперативно-тактических целях как на суше, так и, особенно, на море.

4 декабря 1950 года выходит постановление СМ СССР, в котором было указано начать тематические работы (темы H1, H2, Н3) по развитию ракетной техники в НИИ-88 с участием НИИ-1, Математического института АН СССР (МИАН) и других научных коллективов. Общее научное руководство темами было возложено на Главного конструктора ОКБ-1 НИИ-88 С.П. Королёва.

В рамках темы Н2 в ОКБ-1 НИИ-88 были начаты исследования по созданию одноступенчатой БРДД на высококипящих компонентах топлива со сроком хранения в заправленном положении до одного месяца. К этому времени, отдел №4 (главный конструктор Е.В. Синильщиков) в ОКБ-1 довольно безуспешно занимался проектированием ЗУР дальнего действия с головкой самонаведения на базе трофейной ракеты Wasserfal («Водопад»), так и не доведенной немцами до сдачи на вооружение. Наш аналог ракеты назывался Р-101. 17 августа 1951 года тема была закрыта, но уже к 30 ноября 1951 года был готов эскизный проект малогабаритной и долго хранящейся в заправленном состоянии БРДД Р-11. В ракете Р-11 были использованы узлы и агрегаты от ЗУР Р-101.

Ракета Р-11 была почти во всех отношениях существенно проще, чем разрабатывавшиеся параллельно с ней стратегические ракеты Р-5 и Р-7, но она тоже была первой в своем классе - впервые для баллистической ракеты был использован жидкостный ракетный двигатель, работающий на высококипящих компонентах топлива, - и проблем с нею было очень много. Их хватало и заместителям главного конструктора В.П. Мишину и А.П. Абрамову; и ведущим конструкторам В.П. Макееву (сменил Е.В. Синильщикова и включился в работу над Р-11 на этапе её подготовки к лётным испытаниям весной 1953 года), И.В. Попкову, М.Ф. Решетневу.

Жидкостный двигатель С2.253 с вытеснительной подачей компонентов топлива, разработанный в ОКБ-2 НИИ-88, возглавляемом А.М. Исаевым, тягой 8,3 т работал на горючем Т-1 (керосине) и окислителе — растворе азотной кислоты. Компоненты топлива под давлением редуцированного воздуха из специального пневмоблока прорывали мембраны и, поступая в газогенераторы, самовоспламенялись при помощи пускового горючего (его состав был найден еще немецкими ракетчиками во время Второй мировой войны, и называлось оно «Тонка-250» — в СССР оно именовалось ТГ-02) и создавали давление, необходимое для вытеснения компонентов в двигатель.

Р-11 по сравнению с Р-1 имела в 2,5 раза меньшую стартовую массу при той же дальности полёта. Правда, масса полезного груза была на 25% меньше, но её относительное значение возросло до 11,5% (по сравнению с 5,9% у ракеты Р-1). Ракета Р-11 имела стартовую массу 5850 кг, дальность 270 км, максимальную скорость 1440 м/с, длину 10,4 м, тягу двигателя на земле (без насадки) 8300 кгс, удельный импульс тяги двигателя 219 с, конечную массу 1800 кг, рабочий запас топлива 3350 кг, гарантийные остатки топлива 50 кг.

По программе предусматривалось проведение испытаний ракет на полигоне Капустин Яр (с помощью пускового оборудования от Р-101) в четыре этапа: экспериментальные испытания — 20 ракет (2 этапа), пристрелочные испытания — пять ракет и сдаточные зачётные испытания — 10 ракет. Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) ракеты Р-11 проводились под руководством Госкомиссии во главе с генерал-лейтенантом артиллерии А.И. Нестеренко.

Первый этап лётных испытаний Р-11 (войсковой индекс — 8А61) проводился с 18 апреля по 2 июня 1953 года. Пуск первой ракеты Р-11 18 апреля 1953 года был неудачным, причиной был производственный дефект в цепи бортовой системы управления по тангажу. Ракета упала в 765 м от места старта. Следующий пуск 21 мая 1953 года был успешным. Третий пуск - аварийный - из-за негерметичности двигательной установки. Последний, десятый пуск состоялся 2 июня 1953 года.

На первом этапе выявилось, что удельный импульс двигателя по сравнению с формулярным был заниженным, не было устойчивой работы двигателя при использовании в качестве горючего керосина со специальными присадками, обещавшими улучшение энергетических характеристик двигателя (в качестве горючего вместо керосина Т-1 использовалось ТГ-02). Высокочастотные колебания часто приводили к разрушению ЖРД, не раз преподносили сюрпризы и система подачи топлива с жидкостным аккумулятором давления, и система запуска двигателя, и другие системы.

По результатам лётных испытаний, позволившим сделать положительный вывод о конструкции ракеты в целом и наметить ряд усовершенствований её конструкции, был проведен ряд доработок конструкции ракеты.

После первых же успешных запусков Р-11 военные ракетчики на практике убедились в том, насколько удобнее работать с ракетой, заправленной стабильными, а не быстроиспаряющимися компонентами топлива. В г. Златоусте Челябинской области на заводе №385 по постановлению СМ СССР от 13 декабря 1953 года было решено развернуть серийное производство Р-11, возложив обеспечение работ на СКБ завода (СКБ-385). Первым заданием уральского КБ стало участие в завершении разработки и лётных испытаний ракеты Р-11, а также освоение её серийного производства. Своим ответственным представителем в СКВ-385 Королев назначил В.П. Макеева.

Второй этап испытаний состоялся с 20 апреля по 13 мая 1954 года. Из десяти пусков ракеты Р-11 девять ракет достигли дальности 270 км с вероятным отклонением по дальности 1,19 км и боковому отклонению 0,66 км. С декабря 1954 года по январь 1955 года были проведены пять успешных пристрелочных испытаний. В январе - феврале 1955 года прошли зачётные испытания. Таким образом, всего за период испытаний было произведено 35 пусков из которых 29 были удачными.

Первоначально для пуска ракет Р-11 в ОКБ-1 был создан подвижный комплекс наземного оборудования: пусковой стол перевозился на автомобиле, а в боевом положении устанавливался прямо на грунт, тележка обеспечивала транспортирование одновременно трёх незаправленных ракет с помощью специального съёмного контейнера, а также заправку ракеты в горизонтальном положении и перевозку её по грунтовым дорогам; установщик был смонтирован на базе тяжёлого артиллерийского тягача, что существенно улучшало проходимость всего комплекса.

В 1955-1956 годах для этапа штатной эксплуатации ракет Р-11 по техническому заданию ОКБ-1 для ракеты 8А61 на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) под руководством К.Н. Ильина на базе шасси артиллерийской установки ИСУ-152К была разработана СПУ «Объект 803». Такой стартовый агрегат мог выйти в заданный район с заправленной ракетой, за короткое время подготовить и пустить её (время подготовки ракеты к пуску при этом сокращалось с двух часов до 30 минут), затем возвратиться на базу, взять новую ракету и выполнить пуск из другого района. Это означало появление у ракетных комплексов неуязвимости за счёт высокой мобильности, высокой боевой готовности, минимального по составу боевого расчёта.

13 июля 1955 года (по другим данным - 21 июля) управляемая жидкотопливная ракета оперативно-тактического назначения Р-11 с дальностью стрельбы 80-150 км и фугасной боевой частью массой 1000 кг была принята на вооружение.



****************************************************

Поскольку с этим уральцы успешно справились, то к созданию Р-11ФМ Королев привлекал их и на более ранних этапах. В результате четырех лет совместной работы первая морская ракета была принята на вооружение, флот получил возможность осваивать на практике принципиально новое оружие, а его создатели, в том числе и В.П. Макеев (в марте 1955 года приказом министра В.П. Макеев был назначен «главным конструктором СКВ-385 и одновременно заместителем главного конструктора ОКБ-1 С.П. Королева по ракете Р-11»), в 1959 году были удостоены Ленинской премии.

, которое по постановлению правительства от 13 декабря 1953 года

НИОКР ракеты Р-11 в СКБ-385 и подготовка к серийному производству в г. Златоусте .

При этом стала реальной задача создания мобильного варианта ракеты Р-11М и вооружения ею самоходных установок и морских кораблей. Поскольку в процессе проектирования ракеты в ОКБ-1 быстро определились различия в конструкции армейского и флотского ее вариантов, последний получил обозначение Р-11ФМ. В разработке этих модификаций как руководитель работ В.П. Макеев принимал активное участие уже с самого начала, так же как и в организации

В январе 1954 года был готов технический проект ракеты Р-11М, в котором приводились обоснования по всем изменениям конструкции ракеты Р-11 и исходные данные для разработки нового комплекта рабочих чертежей. Наиболее существенно была изменена конструкция двигателя: был аннулирован высотный графитовый насадок и тяжёлое рулевое кольцо для крепления рулевых машин, было удлинено сопло двигателя, на котором непосредственно крепились новые рулевые машины с валами графитовых рулей управления по тангажу, рысканию и вращению без промежуточных передач в прежней конструкции, была изменена система подачи компонентов в камеру сгорания двигателя (вместо порохового аккумулятора давления был использован более надёжный и с лучшими массовыми характеристиками жидкостный аккумулятор давления), установлены заборные устройства в баках, позволявшие обеспечивать практически их полное опорожнение, а также были приняты меры до полной герметизации двигателя. Большое внимание было уделено упрощению технологии изготовления ракеты Р-11М и снижению стоимости её производства, для чего было изготовлено 246 новых приспособлений (из оснастки первого этапа оставили только 30% приспособлений).

Лётные испытания ракеты Р-11М, разработанной согласно постановлению Правительства от 26 августа 1954 года, включали три этапа (22 пуска с 30 декабря 1955 года по 11 апреля 1957 года). После проведения пяти зачётных пусков в 1958 году постановлением Правительства от 1 апреля 1958 года ракета Р-11М была принята на вооружение как оперативно-тактическая ракета с фугасным или ядерным зарядом (РДС-4 мощностью 10 Кт) под индексом 8К11.

Вес СПУ достигал 40 т, максимальная скорость хода — 42 км/час. Отличительной особенностью конструкции явилось то, что ракета в походном положении лежала на характерной трубчатой стреле, напоминающей своими контурами остов лодки. Перед пуском ракета приводилась в вертикальное положение и устанавливалась на консольно закрепленный на корме пусковой ствол. СПУ «Объект 803» получила индекс 8У218 и серийно выпускалась ЛКЗ с 1959 года. «Объект 803» был снят с производства по постановлению Правительства №1116 от 10 октября 1962 года.

В августе 1958 года три «инженерные бригады РВГК» (до 1953 года - БОН - «бригады особого назначения РВГК»), имевшие на вооружении ракетные комплексы Р-11 оперативно-тактического назначения из подчинения заместителя Министра обороны СССР по специальному вооружению и ракетной технике были переданы в состав Сухопутных войск.

Все бригады, вооруженные этой ракетой, были переданы в состав Сухопутных войск. В течение многих лет эта ракета была основным типом ракет оперативно-тактического назначения. , оснащенные принятыми на вооружение в 1955 г. . Это были три соединения: - 77-я инженерная бригада РВГК (была сформирована в 1953 г. на полигоне Капустин Яр и по завершении формирования и подготовки дислоцирована в Прикарпатский ВО). При формировании, в 1952 г., бригада оснащалась ракетами Р-2 (вариант "Фау-2"); - 90-я инженерная бригада РВГК (была сформирована в 1952 г. на полигоне Капустин Яр и по завершении формирования и подготовки дислоцирована в Киевский ВО). При формировании, в 1952 г., бригада оснащалась ракетами Р-2 (вариант "Фау-2"); - 233-я инженерная бригада РВГК (была сформирована в 1955 г. на базе кадров артиллерийской бригады РВГК Воронежского ВО).

В 1958 году переданы в состав Сухопутных войск три инженерные бригады РВГК, имевшие на вооружении ракетные комплексы Р-11 оперативно-тактического назначения.

Вариантом ракеты Р-11 (8А61) в конце 1950-х г.г. являлась ракета Р-11М (8К11) с дальностью 80-180 км. Ракеты размещались на гусеничной пусковой установке 2П19 ("объект 803"), выполненной на модифицированном шасси артсамохода ИСУ. Всего в 1956-1960 г.г. было выпущено 56 серийных машин "объект 803". Переданные в состав Сухопутных войск инженерные бригады РВГК и вновь формируемые ракетные соединения оперативно-тактических ракет стали именоваться ракетными бригадами. В конце 1950-х г.г. создавалась и в 1962 г. была принята на вооружение ракета Р-17 (8К14).

Ракетные бригады, первые из которых появились в составе Сухопутных войск в августе 1958 года под наименованием инженерных бригад РВГК (бывшие бригады ОСНАЗ РВГК), первоначально были вооружены ракетами оперативно-тактического назначения типа Р-11. Начиная с 1962 года на смену ракетам Р-11 в ракетные бригады стали поступать новые ОТР Р-17.

Ещё не были окончательно проверены ЛТХ ракеты Р-11, а уже наметились несколько перспективных вариантов её практического применения. Малые габариты при высоких ЛТХ, возможность длительного хранения в заправленном состоянии за счёт использования азотной кислоты в качестве окислителя, керосина Т-1 в качестве основного горючего и ТГ-02 («тонка») в качестве пускового горючего делали возможным использование ракеты в подвижном варианте на транспортных средствах различного типа (сухопутные колесные автомобили, гусеничные машины, железнодорожные спецвагоны, надводные корабли, подводные лодки со специальными ракетными шахтами) с обычной фугасной или атомной головной частью, что превращало её в грозное малоуязвимое боевое оружие.

Малые габариты при высоких , возможность длительного хранения в заправленном состоянии делали возможным использование ракеты в подвижном варианте на транспортных средствах различного типа (колесные, гусеничные машины, железнодорожные спецвагоны, надводные и подводные корабли со специальными ракетными шахтами) с обычной или атомной головной частью.

На базе ракеты Р-11 была создана геофизическая ракета Р-11А, пуски которой осуществлялись на Новой Земле по программе Международного геофизического года в 1958 году.

Существовала также модификация ракеты для подводных лодок — Р-11ФМ, имеющая максимальную дальность 250 км. Сейчас различные модификации стоят на вооружении более, чем в 40 странах мира. В странах, выпускавших 8К14 по лицензии, проводились разработки по увеличению дальности ракеты (в основном за счет уменьшения веса боевой части. В частности, в КНДР была разработана модификация, в которой за счет снижения боевой нагрузки была увеличена емкость топливных баков и соответственно выросла дальность полета ракеты. В то же время точность ракеты ухудшилась почти в два раза по сравнению с советским оригиналом. Эти разработки в западной литературе получили обозначение Scud-С. Дальнейшее развитие модели известно также под северокорейским названием «Нодонг-1» («Труд-1»). Первое успешное испытание проведено КНДР в 1993 г. с улучшенной точностью стрельбы. Данная модификация часто фигурирует в зарубежных источниках под обозначением Scud-D. Следует, однако, отметить, что данные обозначения не являются официальними и в различных источниках могут использоваться неточно. Кроме того, существует значительное количество модификаций 8K14 даже в рамках указанных серий, в связи с чем приведенные ниже данные по ним следует считать ориентировочными.

Начиная с 1962 Р-11 стала вытесняться более современными модификациями. Большое количество ракет было размещено в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Они неоднократно применялись в региональных конфликтах. Ракетные программы КНДР, Пакистана и Ирана использовали технологии Р-11 для создания своих ракет средней дальности. Небольшое количество Р-11 было использовано Египтом против Израиля во время войны 1973 года. Около 600 Р-11 и их модификаций было использовано для обстрела городов как Ираком, так и Ираном во время ирано-иракской войны (так называемая «война городов»). Иракцы разработали на основе Р-11 ракеты большей дальности — «Аль-Хусейн» и «Аль-Аббас». Более 2000 ракет использовала советская армия в Афганской войне.

Во время войны в Персидском заливе в 1991 году иракцы обстреливали модифицированными Р-11 территории Израиля (40 ракет) и Саудовской Аравии (46 ракет) (по другим данным, было запущено 98 ракет[1]). В целом эффективность этих ракетных обстрелов была незначительна — по данным израильской стороны две трети из запущенных ракет упали в ненаселённой территории[2], жертвами ракетных обстрелов на территории Израиля стали 2 человека, ещё 11 получили тяжёлые ранения[2]. Значимый результат был лишь у одной атаки — ракета попала в американские казармы в городе Дхарам, в результате чего погибло 28 американских солдат и ещё две сотни получили ранения[2]. Для отражения атак были применены американские зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот», об эффективности применения которых существуют противоречивые утверждения. По израильским данным, в зоны действия «Пэтриотов» попали не более 47 «Скадов», по которым было выпущено в общей сложности 158 противоракет[2]. Согласно данным Министерства Обороны Израиля «Пэтриотам», несмотря на перерасход противоракет (в том числе случай с расходом 28 единиц на цель[2]), удалось перехватить не более 20 % запущенных иракцами ракет[2]. В других источниках данные сильно варьируются (от 9% по оценкам Контрольной Палаты Администрации США[2] до 36% в российских источниках[1], в американских источниках сейчас указываются цифры до 52-80%%[3], во время войны назывались так же цифры до 100%[3]). Столь различные данные связаны с объективной сложностью оценки результатов стрельб — даже близкие подрывы ЗУР «Пэтриот» не уничтожали боеголовки Р-11, а лишь отклоняли их от курса[1]. В этих условиях, учитывая низкую собственную точность ракет Р-11, критерий причисления поражённых ракет к «сбитым» носит субъективный характер.

Постановлением СМ СССР от 1 апреля 1958 года на вооружение сухопутных войск была принята ракета Р-11М, но ещё весной 1957 года вышло постановление правительства, которым СКБ-385 (главный конструктор — В.П. Макеев), в рамках модернизации Р-11М, поручалось создание улучшенной ракеты Р-11МУ (8К12).

После согласования 24 февраля 1958 года в ВПК, 1 апреля 1958 года вышло Постановление СМ СССР №378-181 о создании комплекса ОТР на базе Р-11М для замены первых отечественных малогабаритных ОТР Р-11 с обычной БЧ и Р-11М с ядерной БЧ. Одновременно с этим сворачивается разработка ракеты Р-11МУ и отзывается документация на 8K12.

20 февраля 1959 года, в Советском Союзе была принята на вооружение первая баллистическая ракета морского базирования Р-11ФМ, созданная под руководством главного конструктора С.П. Королёва в ОКБ -1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королёва), сообщает пресс-служба РКК "Энергия". Ракета была предназначена для оснащения современным ядерным оружием кораблей подводного флота. Работы по созданию ракеты были начаты по Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 января 1954 года "О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением". Уже осенью 1954 года на единственном тогда в стране ракетном полигоне Капустин Яр были проведены первые три пуска изделия с неподвижного стенда, которые позволили убедиться в правильности принятых технических решений по пусковому устройству и его монтажу на подводной лодке. В мае-июле 1955 года пуски осуществлялись со стенда, на котором имитировались условия шторма до 4 баллов. Первый успешный запуск ракеты с подводной лодки, находящейся в надводном положении, был проведен 16 сентября 1955 года на Северном флоте, в акватории Белого моря. На борту подлодки во время пуска находился С.П. Королёв. Работа коллектива ОКБ-1 по созданию баллистической ракеты морского базирования Р-11ФМ была отмечена Ленинской премией. В 1955 году техническая документация на ракеты Р-11, Р-11М, Р-11ФМ, дальнейшая доработка и организация серийного производства были переданы на Урал, в г. Златоуст (в СКБ-385 и на завод-385). Главным конструктором СКБ-385 по инициативе С.П. Королёва был назначен В.П. Макеев, ранее работавший в ОКБ-1 ведущим конструктором ракеты Р-11. Уральское предприятие (сегодня ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева") стало головным в стране по разработке баллистических ракет для подводного флота, создавая надёжные стратегические ракетные комплексы подводных лодок. В 1960 году были успешно проведены пуски ракет Р-11ФМ с подводной лодки, находящейся на глубине 30 м. Ракеты были сняты с вооружения в 1967 году.
 Основные характеристики ракеты Р-11 Р-11
Вес, кг
- стартовый
- головной части
- незаправленной ракеты
- топлива

5350
690
1645
3705
Длина, м 10,424
Диаметр корпуса, м 0,88
Тяга при старте, тс 8,3
Удельная тяга на земле, с 219
Компоненты топлива:
- окислитель
- горючее

АК-27И
Т-1 и ТГ-02
Максимальная дальность стрельбы, км 270
Система управления инерциальная
Вероятное отклонение от цели, км
- по дальности
- боковое

± 1,5
± 0,75
[an error occurred while processing this directive]


8K11 tactical missile (61 Kb) 61 Кб Тактическая ракета 8К11.
Фото: 3
8K11 tactical missile (64 Kb) 64 Кб Тактическая ракета 8К11.
Фото: 3
8K11 tactical missile (68 Kb) 68 Кб Тактическая ракета 8К11.
Фото: 3
8K11 tactical missile (42 Kb) 42 Кб Тактическая ракета 8К11.
Фото: 3
8K11 tactical missile scheme (22 Kb) 22 Кб Габаритная схема ракеты 8К11.
Схема: 1
8K11 tactical missile (111 Kb) 111 Кб Установка ракеты Р-11 на пусковой стол.
Фото: 1
8K11 tactical missile (59 Kb) 59 Кб Транспортировка ракеты Р-11.
Фото: 1

Источники:
1. energia.ru
2. kapyar.ru
3. young.rzd.ru
4. epizodsspace.airbase.ru
5. cnews.ru
6. Книга о 658 ЗРП
7. Ракетный комплекс 9К72






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»