2S3 «Akatsiya» 152-mm self-propelled artillery system (76 Kb) 2С3 «Акация»
152-мм самоходная гаубица
 
2S3 «Akatsiya» 152-mm self-propelled artillery system
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В 1947-53 годах началось проектирование первых отечественных самоходных гаубиц, однако в середине 50-х годов по настоянию Н.С. Хрущева, разработки перспективных образцов классической артиллерии, в том числе самоходной, прекратили, а высвободившиеся средства были направлены на разработки ракетного вооружения. В 50-60-е годы на вооружение Советской Армии не приняли ни одной САУ с орудием калибра свыше 100 мм.

Проектирование и создание артсистем нового поколения возобновились только после ухода Н.С. Хрущева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Постановление Совета Министров СССР №609-201 от 4 июля 1967 года стало поистине историческим для развития отечественной артиллерии. Согласно ему, с целью ликвидации отставания от зарубежной самоходной артиллерии, начались полномасштабные работы по 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика» и 2С2 «Фиалка», 152-мм САУ 2С3 «Акация» и 240-мм самоходному миномету 2С4 «Тюльпан».

Самоходная гаубица 2С3 «Акация» предназначалась для оснащения артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий — из них следовало уничтожать вражескую бронетанковую технику, позиции артиллерии и минометов, а также скопления живой силы неприятеля.

Проектирование и изготовление первых опытных образцов артиллерийской части «Акации» проходило в Свердловске, в ОКБ-9 завода им. М.И. Калинина («Уралмаш»), а шасси — на Уральском заводе транспортного машиностроения (УЗТМ, «Уралтрансмаш»).

Артиллерийская часть самоходки разрабатывалась на основе буксируемого орудия того же назначения — 152-мм пушки-гаубицы Д-20 конструкции И.Ф. Ефимова. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у неё без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ2А33.

Шасси «Объект 303» было разработано на базе удачной ходовой части ПУ ЗРК 2K11 «Круг» (вариант шасси опытной САУ СУ-100П («Объект 105»), разработанной в первые послевоенные годы).

Два первых опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 года. В ходе заводских испытаний, завершившихся в октябре 1969 года, была выявлена большая загазованность боевого отделения, особенно при длительной стрельбе с малыми зарядами. По этой же причине оказались не принятыми и еще четыре образца, выпущенных летом 1969 года для полигонных испытаний. Для решения проблемы предлагалось заменить раздельно-гильзовое заряжание картузным и внедрить полуавтоматический поршневой затвор с пластическим обтюратором. Впрочем, особых преимуществ это новшество не обещало, хотя его и сочли нужным использовать при проектировании новых 152-мм самоходных пушек. В конце концов, задача с загазованностью была решена путём доработки системы вентиляции.

Гусеничное шасси «Объект 303» после испытаний опытных установок на Научно-исследовательском полигоне ГБТУ, напротив, получило высокую оценку у военных заказчиков и сотрудников ВНИИ транспортного машиностроения. Это шасси рассматривалось как база для новых образцов самоходной артиллерии и ПУ ракет весом до 30 т. (В процессе эксплуатации ходовая часть 2С3 также показала чрезвычайно высокую надежность.)

В 1970 году на Государственных испытаниях 2С3 показала превосходные результаты, к концу года на УЗТМ были собраны первые три серийные машины. На крупных войсковых учениях 1971 года в преимуществах новых САУ лично убедился министр обороны А.А. Гречко. В том же году 2С3 «Акация» была принята на вооружение, а на УЗТМ изготовили еще девять машин, из них шесть — в декабре месяце. В 1973 году завод получил заказ уже на 70 САУ.

Корпус и башня сварены из листов катаной броневой стали, которые обеспечивают защиту от поражения бронебойной пулей с дистанции 300 м, а также от осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

САУ 2С3 разделена на три отсека: управления, силовой и боевой. Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нём размещается механик-водитель. Силовой отсек находится справа в носовой части. В нем размещаются двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.

Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту — люк заряжающего. Над люком командира смонтирован 7,62-мм пулемет ПКТ для борьбы с воздушными целями. Снизу к башне крепится подбашенная коробка («корзина»), в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с «корзиной» посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства. Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукладки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего — справа. Командир располагается сзади наводчика.

Основное вооружение «Акации» — 152-мм гаубица Д-22. Ее ствол состоит из трубы-моноблока, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, вертикального клинового затвора с полуавтоматикой механического (копирного) типа, гидравлического тормоза отката веретенного типа с компенсатором жидкости и пневматического накатника с клапаном дополнительного торможения. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны с казенником и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката составляет 510-710 мм, а предельная — 740 мм. Наведение гаубицы в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне от -4° до +60°. Ручной подъемный механизм секторного типа гаубицы оснащен уравновешивающим пневматическим механизмом толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни с помощью закладных цапф. В походном положении для исключения поломок механизма наведения ствол гаубицы стопорится на специальном кронштейне. Орудие может вести огонь как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой.

Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое, то есть в канал ствола сначала досылается снаряд, а затем гильза с метательным зарядом, как и у подавляющего большинства артсистем такой мощности и такого калибра. Боекомплект состоит из 40 выстрелов, которые находятся в двух боеукладках (в башне и в корпусе). В кормовом листе корпуса машины имеется специальный люк для загрузки снарядов.

В боекомплект «Акации» вошли старые ОФС ОФ-540 и новые ОФС ОФ-25. Для стрельбы ими предусмотрены полные заряды, а также шесть уменьшенных. Меняя заряд, можно изменить начальную скорость и дальность ОФС. Для борьбы с танками в боекомплект 2С3 входит КС БП-540, бронепробиваемость которого не зависит от дальности стрельбы. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6. Кроме того, САУ может стрелять и другими снарядами: Бр-540Б (тупоголовый с баллистическим наконечником) и Бр-540 (остроголовым); осветительным парашютным С1, который освещает местность в течение 40 секунд; химическим 3Х3; всеми 152-мм снарядами (с индексом 540) от буксируемых гаубиц-пушек МП-20 и Д-20; 152-мм снарядами (с индексом 530) от гаубицы Д-1, в том числе бетонобойными Г-545. В 1970 году для «Акации» была начата разработка специального выстрела 3БВ3 с дальностью стрельбы 17400 м. Кроме того, в 70-х годах в боекомплект 2С3 был введен выстрел с ядерным боеприпасом мощностью 2 кТ.

Тип снаряда
Характеристики ОФ-540 ОФ-25 БП-540 Бр-540* Бр-540Б*
Масса снаряда, кг 43,56 27,4 н/д
Масса ВВ/заряда, кг 5,86 6,88 5,6 н/д
Начальная скорость, м/с 282..651 676 н/д
Максимальная дальность стрельбы, м 6751..17053 н/д н/д
Бронепробиваемость, мм/
расстояние, м/угол встречи, град
250/3000/90
220/3000/60
120/3000/30
115/1000/90
95/1000/60
120/1000/90
100/1000/60
 н/д — нет данных
 * не входит в штатный боекомплект

В качестве силовой установки на машине установлен дизель В-59 с принудительным впрыском топлива и возможностью работы на форсаже. Трансмиссия — механическая, двухпоточная, коробку перемены передач выполнили в блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеску применили независимую, торсионную, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят шесть двойных обрезиненных опорных катков (промежутки между первым и вторым, вторым и третьим катками разные и намного большие, чем между остальными катками), четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Ширина гусеницы с РМШ равна 490 мм.

Самоходная гаубица 2С3 оснащена фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, включающейся при повышении температуры в боевом или силовом отделениях, и системой герметизации обитаемых отделений для защиты экипажа о поражающих факторов химического, бактериологического и ядерного оружия. В последнем случае она срабатывает автоматически при появлении потоков гамма-излучения возникающего при ядерном взрыве. При необходимости герметичность «Акации» поддерживается как на марше так и при стрельбе боекомплектом находящимся внутри машины.

«Акация» создавалась авиатранспортабельной — ВТС Ан-22 мог принять на борт две такие машины.

Производство САУ 2С3 «Акация» прекращено в 1993 году. Машины этого типа состояли/состоят на вооружении сухопутных войск России, Венгрии, Ирака, Ливии и Сирии.



2С3М. В 1975 году вместо двух механизированных боеукладок ввели одну — барабанного типа на 12 выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов (в штатный боекомплект 2С3М обычно входит 42 ОФС ОФ-540 и ОФ-25 и четыре КС БП-540). Дополнительно к штатным снарядам в НИИ машиностроения для «Акации» был разработан снаряд 3ОФ29 с увеличенным в четыре раза осколочным действием. За ним в боекомплекте появились АРС и боеприпасы, оснащенные донными газогенераторами, с помощью которых дальнобойность самоходки возросла на 20-30%%. Модернизированной машине присвоили индекс 2С3М, а гаубице — 2А33М.

2С3М1. В 1987 году «Акацию» оснастили аппаратурой приема, обработки и отражения командной информации и новым прицелом СП-538. Расчеты получили и УАС 3ОФ38 «Краснополь», самонаводящиеся на цель на конечном участке траектории и способные поражать объекты, движущиеся со скоростями до 35 км/ч.

 Характеристики 2С3 «Акация»
Длина с пушкой вперед, мм 8400
Длина корпуса, мм 7765
Ширина, мм 3250
Высота, мм 3050
Клиренс, мм 450
Вооружение (боекомплект) 152-мм нарезная гаубица 2А33 (40),
7,62-мм пулемет ПКТ (1500)
Максимальная дальность стрельбы, км
- ОФС
- АРС

18,5
24,0
Минимальная дальность стрельбы, км 4,2
Скорострельность, выстр./мин 3,5
Угол возвышения/склонения, град +60/-4
Угол горизонтального наведения, град 360
Масса ОФС, кг 43,56
Начальная скорость ОФС, м/с 655
Боевая масса, т 27,5
Удельное давление на грунт, Мпа 0,059
Экипаж, чел 4
Двигатель (тип) В-59 (12-цилиндровый 4-тактный
дизельный жидкостного охлаждения)
Мощность двигателя, л.с. (кВт) 520 (382)
Максимальная скорость движения, км/час
- по шоссе
- по грунтовой дороге

63
45
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 830
Преодолеваемые препятствия:
- подъём
- крен
- стенка
- ров
- брод

30°
25°
0,7 м
3,0 м
1,0 м
 н/д — нет данных
[an error occurred while processing this directive]


2S3 «Akatsiya» 152-mm self-propelled artillery system (76 Kb) 76 Кб 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация».
Фото: Army.lv
2S3 «Akatsiya» 152-mm self-propelled artillery system (22 Kb) 22 Кб 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация».
Фото: Akatsiya Series Introduction
2S3 «Akatsiya» 152-mm self-propelled artillery system (101 Kb!) 101 Кб! 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация». III международная выставка вооружения, военной техники и конверсионной продукции «ВТТВ-Омск-99». 8–12 июня 1999 г., г. Омск.
Фото: Гаубица 2С3 «Акация» (артиллерийская часть 2А33) | Экспонаты | ВТТВ-Омск-99
2S3 «Akatsiya» 152-mm self-propelled artillery system (157 Kb!) 157 Кб! 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация». Показ бронетехники на праздновании 80-летия отечественной танковой промышленности. Кубинка, сентябрь 2000 г.
Фото: DP Project
2S3 «Akatsiya» 152-mm self-propelled artillery system (22 Kb) 22 Кб 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация». Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, г. Санкт-Петербург.
Фото: 2S3 SPG/SPH
2S3 «Akatsiya» 152-mm self-propelled artillery system scheme (104 Kb!) 104 Кб! Габаритная схема гаубицы 2С3 «Акация».
Фото: 2S3 M1973

Источники:
1. Василий МАЛИКОВ, «Белой акации гроздья душистые...» Техника-молодежи
2. Энциклопедия бронетехники. Гусеничные боевые машины, 1991-2000 гг. (САУ, ЗСУ, БТР, БМП, БРМ, самоходные ЗРК, ПТРК)/ - Мн.: ООО "Харвест", 2001. - 656.с.:ил






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»