военно-транспортные самолеты |
Самолет Ил-14-30Д (десантный) был создан в 1955 г. на базе пассажирского самолета Ил-14П и предназначался для транспортировки 30 десантников, а также мелких грузов общей массой до 3000 кг. Самолет строился серийно. Ил-14-30Д отличался от своего гражданского предка Ил-14П тем, что его десантная кабина (1,94х2,67х9,89 м) была переоборудована из пассажирской и удлинена за счет снятия переднего багажного отделения и буфета. Теплоизоляция десантной кабины и туалета была заменена облегченной, в кабине установлена новая система отопления и изменено освещение. Загрузочный люк переднего багажного отделения отсутствовал. Панели и балки пола десантной кабины были усилены, вдоль бортов кабины установлены 30 откидных сидений. Грузовой самолет Ил-14Гр был создан в 1956 г. на базе пассажирского самолета Ил-14М, но с фюзеляжем Ил-14П. Строили его в небольшом количестве и использовали в основном для перевозки различных грузов на гражданских авиалиниях, а также в Полярной авиации. Грузовой самолет Ил-14Гр имел такую же, как у Ил -14-30Д, грузовую кабину с усиленным металлическим полом и большую грузовую двустворчатую дверь на левом борту фюзеляжа позади крыла. Вдоль бортов грузовой кабины размещались откидные сиденья. Загрузка и разгрузка самолета осуществлялась при помощи наземных погрузочных средств. Транспортный самолет Ил-14Т, по назначению аналогичный самолету Ил-12Д, был создан в 1956 г. на базе самолета Ил-14М, но с фюзеляжем такой же длины, как у грузового варианта Ил-14Гр. Предназначался он для использования в следующих основных вариантах: грузовом — для транспортировки различных грузов общей массой до 2700 кг; десантно-транспортном — для транспортировки и сбрасывания на парашютах различных десантных грузов или 21 парашютиста-десантника; санитарном — для транспортировки 18 носилочных больных или раненых с сопровождающим медработником; буксировочном — для буксировки планера с полетной массой до 7000 кг. На самолете было смонтировано десантно-транспортное оборудование для всех четырех вариантов. Грузовая кабина самолета Ил-14Т удлинена по сравнению с десантной кабиной Ил-14-30Д за счет заднего багажного отделения и перемещения туалета к задней перегородке. В отличие от Ил-12Д грузовая дверь увеличена по ширине (2,71х1,6 м), а открывающаяся внутрь кабины дверь для десантников была сделана в передней створке. Входная дверь по правому борту сдвинута несколько вперед, размеры ее увеличены, дверь выполнена открывающейся внутрь кабины. Увеличенная по ширине грузовая дверь обеспечивала возможность загрузки в самолет автомашины типа ГАЗ-69 и другой техники. Для размещения десантников на бортах кабины установлено 21 откидное сиденье. В отличие от Ил-12Д для транспортировки и сбрасывания на парашютах десантируемых грузов в грузовой кабине устанавливался конвейер, состоявший из грузового эскалатора, выводного транспортера и электромеханического привода. Сбрасывание десантируемых грузов обеспечивалось через входную дверь. Управление конвейером — из кабины пилотов, кабины штурмана или со щитка у грузовой двери. Снаружи самолета под центропланом были установлены два балочных держателя для наружной подвески крупногабаритных десантируемых грузов. На левом борту у рабочего места штурмана, так же, как и на Ил-12Д, вместо окна был установлен прозрачный блистер полусферической формы с прицелом для сбрасывания десантируемых грузов. В передней части фюзеляжа под полом устанавливался аэрофотоаппарат для контроля за сбрасыванием грузов, в ХЧФ — замок для буксировки планера, управляемый из кабины пилотов. Загрузка и разгрузка самолета могли производиться при помощи наземных погрузочных средств или перевозимыми на самолете бортовыми погрузочными приспособлениями, состоявшими из грузовой площадки, устанавливавшейся у порога грузовой двери, разборного погрузочного трапа, лебедки и поворотного погрузочного крана с лебедкой. С помощью поворотного крана, устанавливавшегося в кабине у передней кромки грузовой двери, грузы массой до 300 кг могли загружаться в кабину непосредственно из кузова автомашины или с земли. Самолет Ил-14Т, переоборудованный в вариант для Аэрофлота (без десантного и другого специального оборудования), широко применялся при перевозке различных народнохозяйственных грузов, а также в Полярной авиации по обеспечению различных научных экспедиций в Арктике и Антарктиде. Кодовое обозначение НАТО - Crate (Ящик).
Экипаж: 4...5 чел.
Источники: |
военно-транспортные самолеты |