![]() | военно-транспортные самолеты | ![]() |
В первые послевоенные годы (1946—1950) в нашей стране возросли грузовые перевозки воздушным транспортом. В связи с этим коллективом ОКБ С.В. Ильюшина на базе пассажирского самолета Ил-12 в 1947 г. была создана его первая транспортная (грузовая) модификация Ил-12Т, что положило начало новому творческому направлению в деятельности ОКБ — созданию транспортных и грузовых самолетов. Новый транспортный самолет по замыслу должен был заменить Ли-2, который кроме пассажирского применялся также в грузовом варианте, в вариантах для полетов со снежных и ледовых аэродромов, для аэрофотосъемки, геологической разведки и для обслуживания различных экспедиций. Поскольку в одном самолете было нерентабельно совмещать пассажирский и грузовой варианты, конструкторами ОКБ был разработан и в 1947 г. построен модифицированный транспортный самолет Ил-12Т грузоподъемностью 3000 кг, который имел примерно те же основные летно-технические данные, что и базовый пассажирский Ил-12, и отличался от него лишь доработанной конструкцией фюзеляжа. При этом пассажирская кабина была переоборудована в грузовую (1,94х2,67х12,7 м), на левом борту фюзеляжа позади крыла установлена большая двухстворчатая грузовая дверь. Пол грузовой кабины заменен усиленным, металлическим. Входная дверь и дополнительная дверь (0,9х1,4 м) в задней створке грузовой двери были выполнены открывающимися внутрь кабины. Вдоль бортов грузовой кабины располагались откидные сиденья, а в начале и в конце ее были установлены лебедки, предназначенные для перемещения грузов. Самолет Ил-12Т не только превосходил Ли-2Гр по ЛТХ, но и обладал повышенными транспортными возможностями, так как его грузовая кабина была на 3,3 м длиннее и несколько шире, а грузовая дверь имела размеры 2.4Х 1,65 м (вместо 1,5х1,62 м на Ли-2Гр). Выполнение погрузочно-разгрузочных работ на Ил-12Т, имеющем при стоянке почти горизонтальное положение пола, упрощалось по сравнению с Ли-2Гр, на котором наклон пола грузовой кабины был около 11°. Загрузка и разгрузка самолета осуществлялись при помощи наземных погрузочных средств: автопогрузчика или транспортера. Самолеты Ил-12Т строились серийно в 1947—1949 гг. и в течение ряда лет эксплуатировались на гражданских авиалиниях. Самолет использовался также в Полярной авиации и в ВВС страны. Десантно-транспортныи самолет Ил-12Д был построен в 1948 г. и явился дальнейшим развитием транспортного самолета Ил-12Т. Ил-12Д — многоцелевой самолет. Его использовали в различных вариантах применения, основными из которых являются: транспортный — для перевозки различных грузов общей массой до 3700 кг; десантный — для транспортировки и сбрасывания на парашютах различных грузов или 38 парашютистов-десантников; санитарный — для транспортировки 27 носилочных больных или раненых с сопровождающим медработником; буксировочный — для буксировки планеров средней грузоподъемности. На самолете было смонтировано десантно-транспортное оборудование для всех четырех вариантов, в связи с чем значительно повышалась эффективность использования и автономность эксплуатации самолета. Переоборудование самолета из одного варианта в другой могло выполняться экипажем в аэродромных условиях. Грузовая кабина самолета Ил-12Д та же, что и на Ил-12Т. В отличие от Ил-12Т входная дверь по правому борту была увеличена (0,9х1,6 м). Благодаря наличию на самолете двух дверей выброска парашютистов-десантников осуществлялась в два потока и занимала минимальное время, что обеспечивало высокую кучность в месте приземления. В средней части грузовой кабины перед центропланом и позади него в полу были сделаны большие грузовые люки (колодцы) размером 0,8х2,1 м для сбрасывания десантируемых грузов, которые подвешивались на замках кассетных держателей, установленных в грузовой кабине над люками. Снаружи самолета под центропланом были установлены три балочных держателя для подвески крупногабаритных десантируемых грузов. В верхней части фюзеляжа над центропланом для обороны самолета предусматривалась установка турели с пулеметом. Турельный люк использовался также под установку астрономического купола для астронавигационных наблюдений. На левом борту у рабочего места штурмана вместо окна был установлен прозрачный блистер полусферической формы с прицелом для сбрасывания десантируемых грузов. Для контроля результатов сбрасывания десантируемых грузов, а также для выполнения маршрутной аэрофотосъемки в фюзеляже устанавливался аэрофотоаппарат, управление которым осуществлялось с рабочего места штурмана. В ХЧФ имелся замок для буксировки планера с тросовым управлением из кабины пилотов. Загрузка и разгрузка самолета могли производиться при помощи наземных погрузочных средств или специальных бортовых (перевозимых на самолете) погрузочных приспособлений, состоявших из грузовой площадки, устанавливавшейся у порога грузовой двери, разборного погрузочного трапа и лебедки. С помощью лебедки тяжелые грузы и небольших габаритов колесная техника могли втаскиваться по трапу в кабину и перемещаться по ней. Наличие на борту самолета таких погрузочных приспособлений значительно повышало его автономность при эксплуатации на необорудованных аэродромах. Самолет Ил-12Д строили серийно в 1948—1949 гг., в течение ряда лет он был основным десантно-транспортным самолетом в ВВС страны. В марте—апреле 1950 г. два самолета Ил-12Д с буксируемыми грузовыми планерами конструкции П.Б.Цыбина Ц-25 поднялись с одного из подмосковных аэродромов, совершили уникальный перелет к Северному полюсу, выполнив посадку на льдину первого арктического десанта на планерах, а затем благополучно завершили обратный длительный беспосадочный перелет до Красноярска. Кодовое обозначение НАТО - Coach (Тренер).
Экипаж: 5 чел.
Источники: |
![]() | военно-транспортные самолеты | ![]() |