Su-7 Fitter-A fighter (109 Kb!) Су-7
ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ
 
Su-7 Fitter-A fighter
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

К июлю 1952 года в НИИ ВВС оказалось два трофейных истребителя North-American F-86 «Sabre», попавших сюда с Корейского ТВД. С подачи инженера-прочниста ЦАГИ В.В. Кондратьева было решено строить копию F-86 с отечественным двигателем. Под Кондратьева было специально создано ОКБ-1 (не путать с ОКБ-1 С.М. Алексеева), но после аннулирования задания, 20 мая 1953 года на его базе, после четырех лет перерыва, было воссоздано бюро под руководством Павла Осиповича Сухого.

 North-American F-86 «Sabre» fighter (97 Kb)
F-86 «Sabre»
5 июля (по другим источникам — 5 августа) 1953 года вышло постановление Совета Министров СССР «О создании новых скоростных фронтовых истребителей со стреловидным и треугольным крылом», которое предписывало «истребительным» ОКБ построить и передать на испытания к маю 1955-го современный фронтовой истребитель. Согласно требованиям, самолет, вооруженный тремя пушками калибра 30 мм (внешние подвески предусматривались лишь в перегрузку), должен был иметь максимальную скорость 1800 км/ч и потолок 19000 м. По этой теме в ОКБ П.О. Сухого начали разработку фронтовых истребителей С-1 со стреловидным крылом и Т-1 с треугольным. В дальнейшем работы по последнему были свернуты. Вместе с П.О. Сухим непосредственное участие в разработке С-1 принял Н.Г. Зырин, ставший впоследствии главным конструктором истребителя-бомбардировщика Су-17 и его модификаций.

Su-17 («R») experienced fighter (45 Kb) 
Истребитель Су-17 («Р»)
Базой самолета послужил проект Су-17 («Р»), подготовленный еще в 1948-м. В соответствии с последними рекомендациями ЦАГИ, на новом самолете применили однолонжеронное крыло с внутренним подкосом стреловидностью 60° по линии 1/4 хорд симметричного профиля с относительной толщиной 7% и цельноповоротное горизонтальное оперение.

К январю 1954 года были готовы эскизный проект, макет самолета в натуральную величину, схемы и плакаты его систем. Все это было представлено Государственной макетной комиссии, которую возглавил заместитель главкома ВВС А.Н. Пономарев. После обсуждения макет был принят. Летом 1954 года основные рабочие чертежи были переданы в производство и к лету следующего года опытный С-1 был собран.

 S-1 prototype scheme (77 Kb)
Схема прототипа С-1
Новый самолет представлял из себя цельнометаллический одноместный моноплан со среднерасположенным крылом большой стреловидности, впервые примененным в СССР цельноповоротным стабилизатором и носовым осесимметричным регулируемым воздухозаборником с подвижным коническим центральным телом. На самолете был установлен бесфорсажный двигатель АЛ-7 конструкции А.М. Люлька с тягой 9000 кгс, гидросистема высокого давления, необратимая бустерная система управления по всем каналам, трехопорное шасси нормальной схемы, гермокабина со сдвигающимся назад фонарем и катапультным креслом КС-1, тормозной парашют, контейнер которого размещался внизу, под двигателем. Планировалось разместить три встроенные пушки НР-30 калибра 30 мм (одна в левой, две в правой плоскости) с боекомплектом по 65 снарядов на каждую. Прорабатывалась возможность подвески НУРС типа С-5 калибра 57 мм в двух блоках ОРО-57К (по 8 ракет в каждом) и подвесных топливных баков.

Летом 1955 года С-1 выкатили на аэродром. Летчиком-испытателем на него был назначен А.Г. Кочетков, а ведущим инженером — В.П. Балуев. 7 сентября 1955 года Кочетков осуществил первый полет на С-1. (На этот день планировался лишь подлет, но самолет неожиданно поднялся на 15 метров и летчику ничего не оставалось делать, как продолжить набор высоты.) После 11 полетов на С-1 Кочеткова отозвали в ОКБ С.А. Лавочкина (в это время испытывался Ла-250) и его место занял летчик-испытатель В.Н. Махалин.

S-1 prototype (46 Kb) 
Прототип С-1
После установки в марте 1956-го на С-1 двигателя АЛ-7Ф с форсажной камерой и решением проблем, связанных с его помпажем на высоких скоростях (в воздухозаборник был установлен подвижный конус новой конфигурации), весной 1956 года Махалин на С-1 впервые в истории отечественной авиации шагнул за «два звука» и достиг скорости 2170 км/ч, что было значительно выше заданных ВВС показателей. Резкий прирост максимальной скорости по сравнению с предыдущим поколением машин, в частности МиГ-19, давал заказчику повод думать о достойном ответе на «американский вызов» в лице истребителей 100-й серии (F-101, F-102, F-104). Однако и соперники в лице ОКБ-155, возглавлявшегося А.И. Микояном, не дремали: летом 1955-го, раньше чем С-1, на испытания вышел опытный Е-4, а в начале 1956-го и Е-5 со штатным двигателем Р-11. Весной 1956-го эти машины шли буквально нога в ногу по этапам программы заводских испытаний, постепенно наращивая скорость в негласном соревновании.

 S-2 prototype scheme (61 Kb)
Схема прототипа С-2
Весной 1956 года завершилось строительство второго опытного образца самолета, названного С-2. Третья машина предназначалась для статических испытаний. С-2 отличался от С-1, в основном, увеличенным объемом фюзеляжных топливных баков за счет увеличения длины фюзеляжа, количество пушек НР-30 на борту ограничили двумя — по одной в корневой части каждой плоскости крыла. Его облет совершил Махалин, а испытывал С-2 летчик-испытатель Н.И. Коровушкин. (Главным заданием С-2 было определение максимальной высоты полета. Только в начале 1957 года после увеличения температуры газов за турбиной двигателя была достигнута высота 19200 метров. Тогда это было большим достижением.) 24 июня 1956 года С-1, пилотируемый Коровушкиным, принял участие вместе с другой машиной фирмы — перехватчиком Т-3 в воздушном параде над Тушинским аэродромом, после которого в западной печати появилась известная статья «Сухой — конструктор, вышедший из тени».

В сентябре 1956 года С-1 и С-2 были переданы на государственные испытания, которые с перерывами на доработки продолжались свыше двух лет, прервавшись в декабре 1958-го. Как было записано в итоговом акте, основной причиной прекращения испытаний стала ненадежная работа двигателя. Достаточно отметить, что именно из-за «помпажного срыва» компрессора в полете 21 сентября (по другим источникам — 23 ноября) 1957 года на С-1 у летчика-испытателя НИИ ВВС И.Н. Соколова остановился двигатель. При попытке посадить машину с остановившимся ТРД пилот погиб.

Однако, еще до завершения госиспытаний, вышло постановление правительства, по которому С-1 под обозначением Су-7 (кодовое обозначение НАТОFitter-A) было решено запустить в малую серию на заводе №126 (Дальневосточный машиностроительный завод — ДМЗ) в Комсомольске-на-Амуре. Ранее это предприятие имело большой опыт работы с ОКБ А.И. Микояна (с 1950 года на нем выпускались истребители МиГ-15, позднее — МиГ-17, готовились к производству МиГ-19) и поначалу болезненно приняло новую машину. Все же в 1957-м там началась подготовка к производству Су-7, а с 1958 года, преодолевая трудности и недоверие, завод начал их выпуск, хотя его первоначальный план не раз срывался из-за необходимости многочисленных доработок. Завод долго еще лихорадило и после начала серийного производства.

Su-7 Fitter-A fighter (12 Kb) 
Истребитель Су-7
Первый серийный Су-7 поднял в воздух с аэродрома ДМЗ летчик В. Пронякин. Серийные самолеты внешне лишь незначительно отличались от С-2 — подвижный конус воздухозаборника стал радиопрозрачным и в нем установили антенну радиодальномера СРД-5М. Его наличие позволило летчику атаковать противника не только при хорошей видимости, но и в облаках, а также ночью. Поначалу серийные испытания давались с трудом, случались аварии и даже катастрофа (причины: часто возникающий помпаж, неполадки с оборудованием и шасси). Первые серийные Су-7 направили в мае 1959-го в Краснознаменный Оршанский ИАП (пос. Воздвиженка Приморского края), который, в дальнейшем, стал для ОКБ и серийного завода своеобразным полигоном для эксплуатационных испытаний его последующих модификаций.

 S-2.3 prototype (60 Kb)
Прототип С-2.3
По согласованию с ВВС, около десятка серийных машин передали в ОКБ для доработок и испытаний по различным программам. Для испытаний самолета с новым ТРД АЛ-7Ф-1 в ОКБ доработали один из первых серийных Су-7 (четвертый, начиная с С-1). Из-за большего, чем у исходного двигателя, диаметра форсажной камеры, у новой машины пришлось несколько расширить ХЧФ. Кроме того, по аналогии с Т-43 в НЧФ установили противопомпажные створки и внедрили автоматическую систему управления воздухозаборником и створками ЭСУВ-1. Опытный экземпляр, получивший обозначение С-2.1-1, начал испытания в конце 1958 года. По окончании испытаний эти доработки рекомендовали к внедрению, начиная с 9-й серии Су-7. Первый самолет этой серии был облетан в Комсомольске-на-Амуре в марте 1959 года.

В 1959 году один из серийных Су-7 доработали для испытаний опор лыжного и смешанного (на передней стойке колесо, на основных лыжи) вариантов шасси. Самолет, получивший обозначение С-2.3 прошел испытания, но на серийные машины новые взлетно-посадочные устройства не пошли из-за «сырой» конструкции, которая еще требовала доводки.

До 1961-го собрали 133 истребителя Су-7 (30 из них — с двигателем АЛ-7Ф). Войсковые испытания проводившиеся в авиационных полках, базировавшихся на Дальнем Востоке (в Воздвиженке и в г. Спасск-Дальний), выявили массу недостатков, естественных и неотвратимых для головных серий. Они требовали немедленного устранения, как в производстве, так и в строю. С этой целью бригада заводских специалистов дорабатывала в частях бортовые системы и планер с полной разборкой оборудования, роспуском электрожгутов и их переукладкой по новым трассам с обеспечением термозащиты и перепайкой в разъемах. Одновременно внедрялась усовершенствованная автоматическая система управления ЭСУВ-1В и расширенная НЧФ в связи с заменой двигателя АЛ-7Ф на АЛ-7Ф-1 с новой системой автоматики.



  Su-7B Fitter-A fighter-bomber
Истребитель-бомбардировщик
Су-7Б
  Su-7U Moujik trainer fighter
Учебный истребитель-бомбардировщик
Су-7У
 
[an error occurred while processing this directive]


S-1 prototype (46 Kb) 46 Кб Прототип истребителя С-1.
Фото: ОКБ Сухого, 4
S-1 prototype scheme (77 Kb) 77 Кб Схема прототипа истребителя С-1.
Схема: В. Мильяченко, 1
S-2 prototype scheme (61 Kb) 61 Кб Схема прототипа истребителя С-2.
Схема: В. Мильяченко, 1
Su-7 Fitter-A fighter, Khodynka air exibition, Moscow (109 Kb!) 109 Кб! Фронтовой истребитель Су-7 на авиационной выставке на Ходынском поле в Москве.
Фото: Ходынка_2
Su-7 Fitter-A fighter (179 Kb!) 179 Кб! Серийный фронтовой истребитель Су-7.
Фото: Flieger Revue, 4
Su-7 Fitter-A fighter (12 Kb) 12 Кб Фронтовой истребитель Су-7.
Рисунок: Игнатин, 1
Su-7 Fitter-A fighter scheme (63 Kb) 63 Кб Схема фронтового истребителя Су-7.
Схема: В. Мильяченко, 1
Su-7 Fitter-A fighter scheme (27 Kb) 27 Кб Компоновочная схема самолета Су-7.
Схема: 1
KS-2 (78 Kb) 78 Кб Катапультное кресло КС-2 устанавливалось на самолеты Су-7 и первые серии Су-7Б.
Фото: 1
S-2.3 prototype (60 Kb) 60 Кб Опытный С-2.3 без противопомпажных створок с комбинированным колесным и лыжным шасси.
Фото: 1

Источники:
1. Su-27 Flanker: In life and in game
2. «Самолеты мира» №1(2), 1997 г.
3. Paul Nann
4. И. Приходченко, «Антология Су-7». Журнал «АвиО» №№4,5 19?? г.






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»