|
Су-34 ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК
Su-34 Fullback fighter-bomber
|
|
К началу 80-х годов основу истребительно-бомбардировочной и фронтовой бомбардировочной авиации
отечественных ВВС составляли боевые реактивные самолеты
третьего поколения Су-17, МиГ-27 и Су-24 различных модификаций. Оснащенные
достаточно совершенными для своего времени средствами обнаружения целей и прицеливания, эффективными
образцами управляемого и корректируемого вооружения класса «воздух-поверхность», эти машины
вполне отвечали требованиям 70-х годов к авиационным боевым комплексам такого класса. Спустя несколько
лет, однако, ситуация потребовала создание более совершенной и конкурентноспособной конструкции. К
решению этой задачи в начале 80-х годов приступил коллектив конструкторского бюро Машиностроительного
завода им. П.О. Сухого (ныне - АООТ «ОКБ
Сухого»), незадолго до этого передавший в серийное производство сверхзвуковой одноместный
истребитель Су-27.
|  |
Учебно-боевой Су-27УБ |
Работы по созданию двухместного истребителя-бомбардировщика, первоначально получившего обозначение
Су-27ИБ (заводской шифр самолета - Т-10В), возглавил Генеральный конструктор
М.П. Симонов, главным конструктором машины был назначен
Р.Г. Мартиросов. В начале разработки истребитель-бомбардировщик рассматривался как модификация серийного
самолета Су-27 (точнее его двухместного учебно-боевого варианта
Су-27УБ), которая должна была сохранить практически без изменения
конструктивно-компоновочную и аэродинамическую схемы, большинство технических решений и боевые
возможности прототипа в режиме «воздух-воздух». Для повышения эффективности боевого применения
и безопасности полетов было принято решение о размещении экипажа истребителя-бомбардировщика - летчика
и штурмана-оператора - рядом (как на фронтовом бомбардировщике Су-24),
вместо прежней схемы «тандем». Это позволило избавиться от дублирования некоторых приборов и
органов управления, облегчить взаимодействие членов экипажа и обеспечить им приемлемые эргономические
и санитарные нормы, возможность для отдыха и питания в ходе многочасового полета. Для обеспечения
заданной дальности полета была спроектирована система дозаправки топливом в воздухе. (Аналогичная
система с выпускаемой штангой-топливоприемником применяется и на других модификациях
Су-27 - самолетах Су-30,
Су-33 и Су-35.) Все эти мероприятия
повлекли за собой перекомпоновку всего самолета, и особенно головной части фюзеляжа.
 | |
Прототип Т-10В-1 |
Проектирование было в основном закончено к 1990 году. Тогда же на МЗ им. Сухого
была произведена сборка опытного истребителя-бомбардировщика Т-10В-1 из
деталей, поступивших из Иркутска. Эта машина, получившая бортовой №42, представляет
собой серийную «спарку», у которой штатная головная часть фюзеляжа заменена на новую с
двухместной кабиной с расположением мест экипажа рядом и входом через нишу передней опоры шасси,
новыми наплывами крыла, с ПГО и другими изменениями
согласно проекту истребителя-бомбардировщика. В остальном Т-10В-1 практически полностью повторял
учебно-боевой истребитель. Первый вылет опытной машины Т-10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года на
аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова. Самолет пилотировал
заслуженный летчик-испытатель А.А. Иванов. В ходе последующих полетов производились всесторонние
испытания с целью выявления особенностей самолета с новой НЧФ, отработка дозаправки топливом в воздухе и другие исследования.
Летом 1990 года Т-10В-1 перелетел в Крым - в испытательный центр авиации
ВМФ (так тогда назывался НИТКА), а за тем был продемонстрирован
Президенту СССР М.С. Горбачеву, находящемуся
с визитом на ТАвКр «Тбилиси».
Имитируя посадку, летчики-испытатели провели самолет над палубой.
Демонстрационный полет был заснят на пленку находившимся на борту крейсера
фотокорреспондентом ТАСС А. Кремко, и снимок с нее спустя некоторое время обошел страницы мировой авиационной прессы.
В многочисленных статьях, сопровождавших нашумевшую фотографию, Су-27ИБ
представлялся как новый «корабельный учебный
самолет Су-27КУ с размещением летчиков плечом к плечу».
|  |
Прототип Т-10В-2 |
Подготовка к серийному производству нового истребителя-бомбардировщика была развернута на
НАПО им. В.П. Чкалова. Это предприятие имело давние
тесные связи с ОКБ П.О. Сухого: известное ранее как
завод №153 и Новосибирский авиационный завод (НАЗ), оно с конца 50-х годов осуществляло серийный выпуск
самолетов этого конструкторского коллектива - истребителей-перехватчиков Су-9,
Су-11 и Су-15, а с 1972 года до последнего
времени - фронтового бомбардировщика Су-24 и его модификаций. Работы по
освоению серийного выпуска Т-10В велись под непосредственным руководством главного конструктора
Новосибирского филиала АООТ «ОКБ Сухого»
О.П. Соболева и директора НАЗ А.П. Бобрышева. В конце осени 1993 года была завершена постройка первого самолета серийным заводом (по сути,
он являлся вторым опытным образцом истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ и получил поэтому шифр
Т-10В-2 и бортовой №43), что позволило прямо в процессе проектирования отлаживать и производство.
В то же время на НАПО был собран и Т-10В-3, предназначенный для статиспытаний.
18 декабря 1993 года летчики-испытатели И.В. Вотинцев и Е.Г. Ревунов подняли его в первый полет. Новую машину сопровождал
в первом вылете бомбардировщик Су-24, управляемый экипажем в составе
летчиков-испытателей Е.Н. Рудакаса и А.И. Гайворонского. Событие освещалось по телевидению, а 6 января
1994 года в газете «Известия» появилась первая статья, рассказывающая о новом самолете,
представленном как «фронтовой бомбардировщик Су-34».
Весной 1995 года было принято решение показать Су-34 на традиционном международном
авиасалоне в Ле Бурже (Франция). Для демонстрации был выбран второй
самолет установочной партии Т-10В-5. Этот самолет был успешно облетан 28 декабря 1994 года
Е. Рудакасом и Е. Ревуновым. В апреле 1995 г., после окраски, этот самолет получил бортовой №45. В
начале мая самолет перелетел на аэродром ЛИИ в
Жуковском, где была проведена подготовка к зарубежной
презентации. В Париже Су-34 выставлялся под названием Su-32FN, то есть Fighter Navy - морской
истребитель. Это было уже третье «имя» фактически одного и того же самолета, не считая
внутризаводских обозначений ОКБ и серийного завода
(военный заказчик по-прежнему предпочитает первоначальное название Су-27ИБ, фирма-разработчик представляет
самолет в средствах массовой информации как Су-34, за рубежом - как Су-32, а сама использует
для него шифр Т-10В), что привело к немалой путанице у специалистов и любителей авиации.
 | |
Т-10В-4 на МАКС-97 |
Хотя у самолета, который выставлялся в Париже под обозначением Su-32FN, на самом деле, отсутствовало
какое-либо «морское» оборудование, в ОКБ уже
задумывались над модификацией Су-34, предназначенной в том числе и для борьбы с кораблями и подводными
лодками. Предварительные проработки были проведены в 1995-97 гг. Предлагалось, оставив практически без
изменения базовый комплекс, разместить в хвостовом обтекателе средства поиска подводных лодок -
магнитометры и гидроакустические буи, а также дополнить номенклатуру вооружения новыми противокорабельными
ракетами типа «Москит» (3М80) и «Альфа», последние можно подвешивать до четырех штук.
Для этих целей был выбран первый серийный Т-10В-4 (борт №44). Этот самолет впервые
поднялся в воздух после Т-10В-5 - 26 декабря 1996 года и после соответствующих доработок его
впервые продемонстрировали широкой публике на международном авиасалоне
«МАКС-97» под обозначением Су-32ФН. Самолет был оснащен
новой РЛС Б004 (разработка петербургского
КБ «Ленинец»), позволяющей
обнаруживать цели в воздухе и на земле с режимом картографирования местности,
приемником GPS, РЛС предупреждения об атаке
«Пастель», станцией лазерной подсветки «Отклик».
Су-34 в общих чертах сохранил особенности аэродинамической компоновки и взаимного расположения основных
агрегатов конструкции, свойственные семейству самолетов Су-27. Практически не
изменились форма в плане и обводы крыла и оперения, в остальном, однако, конструкция его совершенно другая.
Су-34 имеет новую НЧФ, усиленное крыло, вертикальное
оперение, как на Су-27, но без подбалочных гребней,
ПГО (аналогичное применяемому на самолетах
Су-33 и Су-35), новое шасси. В отличие от
серийного истребителя Су-27 самолет Су-34 оснащается нерегулируемыми
воздухозаборниками, несколько ограничившими его ЛТХ
(главным образом, максимальное число М полета), но позволившими упростить и облегчить конструкцию и
обеспечить уборку двухколесных тележек основных опор шасси. Основные опоры шасси убираются вперед по
полету в ниши центроплана с разворотом тележек, передняя убирается назад в отсек под кабиной экипажа.
|  |
Встроенный трап |
В НЧФ, начинающейся радиопрозрачным обтекателем
БРЛС, имеющим эллиптическую форму и острые боковые
кромки, оборудована кабина экипажа и ниша уборки передней опоры шасси. В носовой части обтекателя
РЛС имеется штанга основного ПВД с антеннами радионавигационного оборудования (на опытных экземплярах на ней
установлены также дополнительные датчики углов атаки и сноса). Бронированная двухместная кабина экипажа
обеспечивает размещение летчика и штурмана-оператора рядом. Вход в нее осуществляется не традиционно
через верхний фонарь (он в процессе эксплуатации открывается только для обслуживания и демонтажа
катапультных кресел), а через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного трапа. Достаточно
просторная кабина позволяет летчику или штурману встать в полный рост (чего нельзы сделать даже в
Ту-160), выполнить физические упражнения для восстановления
работоспособности. Кабина оборудована термосом, прибором подогрева пищи, аптечкой, ассенизационным
устройством. Для надежной защиты экипажа от попадания пуль и снарядов кабина выполнена в виде единой
бронекапсулы (впервые такая конструкция была применена на самолете-штурмовике Су-25).
НЧФ завершает закабинный отсек, в котором на стеллажах
и этажерках размещен основной объем радиоэлектронного оборудования (доступ к нему осуществляется через
нишу передней опоры шасси), а также патронный ящик с боекомплектом пушки. Под фюзеляжем по оси симметрии
между мотогондолами по схеме тандем установлено два узла подвески вооружения. ХЧФ состоит из двух мотоотсеков двигателей, хвостовых балок и центральной балки.
Центральная балка, завершающаяся выступающим назад радиопрозрачным обтекателем большого диаметра,
включает в себя задний топливный бак, отсек контейнера тормозных парашютов и отсек радиоэлектронного
оборудования.
На каждой консоли крыла имеются узлы установки четырех пилонов (в том числе одного на торце крыла) для
подвески вооружения. Вместо крайних пилонов на торцы крыла могут устанавливаться контейнеры с аппаратурой
РЭП. В центроплане имеются ниши для уборки основных опор
шасси и узлы их крепления. В наплывах крыла размещено радиоэлектронное оборудование, а в правом наплыве
находится установка 30-мм одноствольной скорострельной автоматической пушки. В нем выполнены специальные
щели и жалюзи для охлаждения пушки, а для защиты обшивки от раскаленных газов при стрельбе в районе среза
ствола установлен экран из жаропрочной стали.
Топливная система самолета состоит их четырех баков увеличенного объема (трех - в фюзеляже и центроплане
и одного - в консолях крыла), насосов подкачки и перекачки топлива и топливомерно-расходомерной аппаратуры.
Возможна установка сбрасываемых ПТБ. На самолете имеется
система дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой-топливоприемником в НЧФ перед кабиной и двумя фарами ночной заправки. Дозаправка может осуществляться от
самолетов-заправщиков Ил-78 и Су-24, оборудованных УПАЗ.
На самолете установлены унифицированные катапультные кресла К-36ДМ, обеспечивающие аварийное покидание
терпящей бедствие машины во всем диапазоне высот и скоростей полета, включая режимы движения самолета по
аэродрому. Катапультирование осуществляется вверх через проемы двух сбрасываемых створок фонаря. В
распоряжении каждого члена экипажа имеется НАЗ с
автоматическим радиомаяком, спасательным надувным плотом, продуктовым запасом, лагерным снаряжением,
средствами сигнализации и медикаментами. Снаряжение экипажа состоит из высотно-компенсирующих костюмов
или высотных морских спасательных комплектов, защитных шлемов и комплекта кислородного оборудования.
 | |
Истребитель F-15 Eagle |
Основное назначение Су-34 - мощные и точные ракетно-бомбовые удары по наземным целям противника
в оперативно-тактической глубине. В то же время совершенное радиоэлектронное оборудование и управляемое
ракетное оружие класса «воздух-воздух» в сочетании с унаследованными от предшественника -
истребителя-перехватчика Су-27 - высокими летными и маневренными
характеристиками позволяют весьма эффективно использовать Су-34 и в воздушном бою. Поэтому его можно
по праву относить к самолетам многоцелевого назначения. С этой точки зрения, пожалуй, единственным
зарубежным аналогом Су-34 является американский тактический истребитель F-15E, поступивший в 1988 году
на вооружение ВВС США.
По словам Симонова, сказанных на парижском авиашоу в 1999 году, изготовлено
десять самолетов, часть из которых участвует в испытаниях в Ахтубинске. После
проведения полного объема летно-конструкторских и государственных испытаний,
Су-34 начнет заменять в бомбардировочных авиаполках фронтовой авиации
ВВС России самолеты 3-го поколения
Су-24, и как и предшественник, станет базовым
самолетом для разработки в дальнейшем ряда специальных вариантов - фронтовых
авиационных комплексов воздушной разведки и радиоэлектронного
противодействия - и составит, наряду с самолетами 4-го поколения МиГ-29,
Су-27 и их модификациями, основу отечественных
ВВС в начале тысячелетия.
Что касается иностранных заказчиков, то первой
в списке на приобретение Су-34 стоит Ливия, где на вооружении находятся 60
Су-24.
Кодовое обозначение НАТО - Fullback.
продолжение следует…
Характеристики |
Су-34 |
Размах крыльев, м |
14,7 |
Длина фюзеляжа, м |
23,3 |
Высота, м |
6,0 |
Площадь крыла, кв.м |
62,0 |
Тип двигателя |
АЛ-31Ф |
Тяга двигателя на форсаже, кгс |
2 х 12500 |
Масса пустого самолета, кг |
22500 |
Масса нормальная взлетная, кг |
42000 |
Масса перегрузочная взлетная, кг |
44360 |
Максимальная скорость, М |
1,8 |
Практический потолок, м* |
15000 |
Дальность полета, км** |
4000 |
Разбег, м |
N/A |
Пробег, м |
N/A |
Количество точек подвески вооружения |
12 |
Максимальный вес подвесного вооружения, кг |
8000 |
Экипаж, чел |
2 |
N/A - нет данных * Оценочные данные ** Без боевой нагpyзки и дозапpавки топливом в воздyхе |
Вооружение: автоматическая одноствольная пушка ГШ-301 (30 мм,
1500-1800 выстр./мин); управляемое ракетное вооружение
класса «воздух-воздух» (до 6 ракет типа Р-27, Р-73 различных
модификаций или до 8 ракет РВВ-АЕ); управляемое и корректируемое вооружение
класса «воздух-поверхность» (одна ПКР
Х-41 (3М80АЭ «Москит») или до 3 ракет Х-59М или бомб КАБ-1500Л или КАБ-1500КР,
до 6 ракет Х-25М и Х-29 различных модификаций, С-25Л, Х-31П (А)
или бомб КАБ-500КР, до 4 самонаводящихся торпед АП-СЭТ-95); неуправляемое
вооружение (авиабомбы калибра от 100 до
500 кг, контейнерные системы (типа КМГУ),
НАР С-8 в 20-ствольных блоках Б-8М, С-13
в 5-ствольных блоках УБ-13 и С-25ЛД в одноразовых пусковых устройствах О-25),
ПТБ-3000.
[an error occurred while processing this directive]
|