В конце 30-х — начале 40-х годов при проектировании одномоторных штурмовиков с использованием традиционной схемы их компоновки конструкторы обязаны были обеспечить достаточно хороший обзор вперёд-вниз, что представлялось трудноразрешимой задачей. Одним из решений задачи улучшения обзора пилота штурмовика стала двухбалочная схема с фюзеляжем-гондолой, в задней части которой размещался мотор с толкающим винтом.
* * * В марте 1948 года главный конструктор ОКБ-21 С.М. Алексеев предъявил эскизный проект двухместного бронированного штурмовика И-218 (Ш-218). По компоновочной схеме самолет напоминал БШ-МВ — двухбалочный с толкающей установкой поршневого двигателя ВД-251 (М-251) мощностью около 2000 л.с., Х-образной схемы, с соосными винтами АВ-28 диаметром 3,6 м. Крыло было со стреловидностью 16° по передней кромке, задняя — прямая. В конструкции была применена новая сталь 30ХГСНА (с добавкой никеля, допускала глубокий прокал). Известно, что схема с размещением мотора в ХЧФ с толкающим винтом практического применения не нашла из-за невозможности обеспечить безопасность при посадке на больших углах атаки и при наземной эксплуатации, но наличие к этому времени хорошо отработанных катапультных сидений снимало проблему безопасного покидания машины лётчиком.
Ш-218 отличался от БШ-МВ двумя дистанционно управляемыми боковыми турельными установками с пулеметами БТ калибра 12,7 мм (2 × 120 патронов) по наружным бортам балок. Это обеспечивало обороноспособность самолета, хотя оставались некоторые вопросы в части его эксплуатации. В отсеках центроплана располагались шесть бомб по 100 кг или более мелких бомб массой 1500 кг. Под фюзеляжем была возможна подвеска торпеды или бомбы массой 1500 кг. Управление рулями и элеронами — посредством обособленных систем, правой и левой, так что при повреждении одной половины самолет сохранял управляемость. 21 июня 1948 года вышел приказ № 440с министра авиационной промышленности, согласно которому надлежало ликвидировать ОКБ при заводе № 21. Тем же приказом из плана опытных работ было исключено строительство экспериментального штурмовика И-218, хотя уже был построен макет самолёта. 5 ноября 1949 года на заседании Авиационно-технического комитета (АТК) ВВС по вопросу «О планах опытного строительства летательных аппаратов, поршневых и реактивных двигателей и НИР в этих областях на 1950-51 гг.», докладчик — генерал-майор ИАС Н.А. Жемчужин отметил, что: «… если поступиться несколько требованиями к нормальной дальности и объему бронирования, то возможно создать штурмовик с хорошим обзором (применив схему с толкающим винтом) и большими возможностями по установке различного вида вооружения. Такая схема была предложена т. Алексеевым под мотор Ш-218 М-251. Однако, летные данные этого самолета… получаются значительно худшими, чем это желательно было бы иметь…» С.М. Алексеев обратился 19 февраля 1951 года с письмом в ВВС и попросил вернуться к рассмотрению проекта. Председатель АТК ВВС Б.Н. Пономарёв считал, что строить Ш-218 нецелесообразно в связи с тем, что лётные данные его были хуже, чем у Ил-10. Отмечалось отсутствие бомб (только в перегрузочном варианте), слабое бронирование, невозможность разборки самолёта для его транспортировки. Зато по стрелково-пушечному и ракетному вооружению, а также по дальности полёта Ш-218 превосходил Ил-10. Следовало ожидать, что скороподъёмность у него тоже будет лучше… [an error occurred while processing this directive] |
фотографии и схемы |
Источники: |