|
Як-25РВ ДАЛЬНИЙ ВЫСОТНЫЙ РАЗВЕДЧИК
Yak-25RV Mandrake high-altitude reconnaissance aircraft
|
|
Глубокой модификацией Як-25 стал дальний
высотный одноместный разведчик Як-25РВ (иногда встречается
обозначение Як-РВ), проектирование которого велось в 1957-1958
годах. Для полетов на большой высоте самолет оснастили новым крылом
увеличенной до 55 кв.м площади, нагрузка на которое оказалась даже
меньше, чем у истребителя Як-3, и составила 175-178 кг/кв.м. Размах
прямого крыла с удлинением около 10 достиг 23,5 м (у Як-25 -
10,964 м). Увеличили и тяговооруженность самолета путем установки высотных
двигателей Р-11В-300 со статической тягой на максимальном режиме по
3900-4000 кгс (на номинальном режиме - по 3250 кгс). Вооружения «РВ» не
имел.
Заводские испытания опытного Як-25РВ проводились на аэродроме ЛИИ с 1 марта по 29 мая 1959 года ведущим летчиком-испытателем
В.П. Смирновым и летчиком-испытателем ЛИИ А.А. Щербаковым. Ведущим инженером по самолету был В.А. Забора. Масса пустого самолета
составляла 6175 кг, взлетная - 9800 кг. Опытный разведчик имел неплохие ЛТХ: на нем удалось достичь высоты 21000 м и максимальной
скорости М=0,82. По отзыву Смирнова, набор высоты до 18500-19500 м затруднений не вызывал, а вот дальнейший набор требовал
повышенного внимания. Установившегося горизонтального полета на высотах более 19600-20100 м добиться не удалось из-за
самовыключения двигателей. Полеты производились в высотном скафандре СИ-3М, который получил ряд замечаний пилотов. Як-25РВ имел
характерную особенность: снижение с больших высот происходило довольно медленно. В одном из полетов Смирнов долго не мог снизиться, и
только после выпуска шасси начался медленный спуск. С похожей ситуацией сталкивался и Щербаков, предложивший разработчикам
установить какие-либо средства, уменьшающие аэродинамическое качество машины.
После завершения заводских испытаний опытный Як-25РВ подготовили для установления мировых рекордов высоты полета. 13 июля 1959 года
Смирнов поднял самолет с грузом в 1 т на 20456 м, а 29 июля с грузом 2 т ему удалось достичь 20174 м. В документах ФАИ рекордный самолет
обозначался как «РВ». 10 апреля 1961 года летчик-испытатель ЛИИ Б.В. Половников на опытной машине выполнил полет для контрольного
замера технической продолжительности полета - она составила 5 ч. 30 мин. 11 августа 1965 года на переоборудованном серийном «РВ» летчик-испытатель М.Л. Попович установила мировой
рекорд скорости полета по замкнутому маршруту в 2000 км - 753,048 км/ч. 18 сентября 1967 года она же пролетела по замкнутому маршруту
2497,009 км, что было зарегистрировано в качестве официального мирового рекорда дальности полета.
| |
Первый Як-25РВ |
ВВС не были полностью удовлетворены ТТХ Як-25РВ, но большие потолок и продолжительность полета
заставили военных при отсутствии выбора согласиться на его серийный выпуск. После некоторых доработок и проведения госиспытаний
самолет запустили в производство на заводе №99 в Улан-Удэ («изд. 25РВ»). На это предприятие направили летчика-испытателя ОКБ-115
Л.А. Смирнова. Он вспоминает: «До 11000 м Як-25РВ с точки зрения пилотирования мало чем отличался от других самолетов, но на высотах,
близких к 20000 м, требовал повышенного внимания летчика, так как разница между максимальной и минимальной скоростями на этих высотах
составляла всего 10 км/ч. Стоило немного разогнаться, и начиналась громкая «дрожь» всей машины, а когда скорость приближалась к
минимальной, самолет начинал раскачиваться по крену со все возрастающей амплитудой. Ориентируясь по этим признакам, летчики старались
держаться в «коридоре скорости» и заставляли Як лететь в стратосфере. От пилотов это требовало больших затрат энергии и создавало
значительный дискомфорт».
Около 15 лет самолеты эксплуатировались ВВС до поступления в полки скоростных высотных разведчиков МиГ-25Р/РБ. По сообщениям
западных источников, высотные Яки не были замечены над странами Западной Европы, но их полеты фиксировались над Китаем, Индией и
Пакистаном.
В общей сложности в 1961-1965 годах на заводе №99 выпустили 155 Як-25РВ различных модификаций, из них 74 - в пилотируемом варианте и 81 -
в беспилотном (Як-25РВ-II).
Кодовое обозначение НАТО - Mandrake (Мандрагора).
|