самолеты специального назначения |
Ту-126 с комплексом «Лиана» могли удовлетворять требованиям по борьбе с воздушными целями до второй половины 60-х годов, до перехода самолетов ударной авиации стран НАТО к действиям на малых и сверхмалых высотах. Одним из существенных недостатков комплекса «Лиана» была его неспособность выделения низковысотных целей на фоне земли. Специальные тренировки экипажей Ту-126 позволили снизить высоты полетов самолетов, с которых комплекс мог «подсвечивать» цели своим радиолокатором снизу. Однако это являлось лишь частичным решением. Никакие тренировки экипажей не могли поднять Ту-126 на уровень требований по борьбе с воздушными целями, выдвинутых в 70-х годах. Советской системе ПВО требовался новый комплекс, способный отслеживать низковысотные цели на фоне земли. Таким образом, уже к моменту развертывания комплекса Ту-126, он, в свете новых требований, стал постепенно устаревать. С учетом создавшейся ситуации во второй половине 60-х годов в CCCP начались научно-конструкторские работы по созданию нового авиационного комплекса дальнего радилокационного дозора, способного эффективно работать по низковысотным целям. В проектирование запускается новый радилокационный комплекс с радиолокатором дальнего наблюдения «Шмель», с антенной системой «Гриб», аналогичной применявшейся на Ту-126. Комплекс должен был обеспечивать обнаружение и обработку данных о скоростных малозаметных целях, летящих у земли на расстоянии до 200 км в нижней полусфере и до 500-600 км — в верхней. В 1969 году принимается правительственное решение о начале разработки нового самолета-носителя под комплекс «Шмель». Одним из условий, определявших ход предстоящей работы, стало требование военных по использованию в качестве базового самолета одной из серийных тяжелых машин. ММЗ «Опыт», как с середины 60-х годов стал называться опытный завод №156, и ОКБ А.Н. Туполева на основании правительственного решения подключилось к работам по созданию нового перспективного самолета ДРЛО. В 1970 году подготавливается аванпроект по данной теме, получившей по ОКБ шифр самолет «156». В аванпроекте для самолета ДРЛО рассматривалось использование нескольких машин разработки ОКБ-156. Конструкторы изучили возможность использования в качестве базовых машин для комплекса «Шмель» серийных Ту-142М, Ту-154 и Ту-126. Первый отвергли из-за сложности нормального размещения аппаратуры комплекса «Шмель» на самолете из-за малого диаметра и объема фюзеляжа, хотя ВВС настаивали именно на Ту-142М (повторялась один в один история с первоначальным выбором Ту-95 для Ту-126). Ту-154 требовал существенных переделок, кроме того, он имел сравнительно небольшую продолжительность полета. Как показал проведенный анализ, из туполевских машин для этой цели, несмотря на ряд негативных особенностей, наиболее подходил Ту-126. Однако в 1968 году производство самолета было прекращено, а вся оснастка — разобрана. Поэтому все рассуждения вокруг него носили чисто «академический» характер.
Однако столь радикальное предложение ММЗ «Опыт» принято не было — заказчик настаивал на использовании серийного самолета, в частности, Ил-76. В этой ситуации максимум, что выпало на долю Ту-126, — стать ЛЛ для отработки элементов комплекса «Шмель». Одна из шауляйских машин была передана в ОКБ им. Г.М. Бериева в Таганрог, где под руководством А.К. Константинова на базе ильюшинской машины шло создание самолета ДРЛО нового поколения — А-50.
|
фотографии и схемы |
Источники: |
самолеты специального назначения |