|
«138» БАРРАЖИРУЮЩИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК
«138» interceptor
|
|
Во второй половине 60-х гг. в связи с изменением тактики средств воздушного
нападения потенциального противника (переход на действия с малых и предельно малых высот)
акценты в задаче совершенствования комплекса дальнего перехвата несколько сместились.
Предварительные поисковые работы привели к созданию совместной с заказчиком программы
перспективного развития туполевских перехватчиков, состоящей из трех этапов. На первом
требовалось снизить нижний предел высоты боевого применения с 8-10 км до 0,5-1,5 км и
повысить помехоустойчивость РГС ракеты Р-4Р. На
втором - увеличить высоту полета перехватываемой цели с 21 км до 23-25 км, поднять
суммарную скорость сближения с уничтожаемой целью на встречно-пересекающемся курсе с
2000 км/ч до 3000 км/ч, расширить зону возможных пусков ракет при минимальной высоте боевого
применения до 60°, еще больше повысить помехозащищенность системы радиоуправления головки
самонаведения ракеты, расширить возможности автономных и полуавтономных действий, увеличить с
50 км до 90-100 км дальность обнаружения цели, с 35-40 км до 65-70 км дальность захвата, с
20-25 км до 35-40 км дальность пуска ракет и с 7-8 км до 10-12 км превышение по высоте
поражаемой цели. На третьем этапе внимание разработчиков комплекса предполагалось полностью
сосредоточить на самолете-носителе. Его скорость с ракетами собирались поднять до 2100-2400 км/ч,
улучшить разгонные характеристики, уменьшить длину разбега, увеличить дальность полета.
|  |
Ракета Р-4 (К-80) |
Для решения задач второго и третьего этапов ОКБ-156 развернуло работы по
проектированию новых комплексов перехвата воздушных целей, в частности, перехватчика «138».
Комплекс в варианте с ракетами К-60 и РЛС «Смерч-А» получил обозначение Ту-138-60, а с
ракетами К-100 и РЛС «Гроза-100» - Ту-138-100. Самолет «138» оснащался двумя двигателями ВД-19,
сохранял внешнее сходство с Ту-128, но отличался от него новым тонким крылом и шасси, которое
убиралось в крыло и фюзеляж. С целью достижения максимальной скорости порядка 2100-2400 км/ч с
подвешенными ракетами была улучшена аэродинамика самолета. По расчетам, на дозвуке рубежи
перехвата достигали 2000 км, а время барражирования увеличивалось до 4,5 ч. Предусматривалось
использование запасов ракет Р-4 от комплекса Ту-128С-4.
Работы по проекту «138» зашли достаточно далеко. Было построено большое количество
продувочных моделей, испытания которых в ЦАГИ показали, что необходимое аэродинамическое качество
на дозвуковом режиме полета и, следовательно, планируемую дальность получить не удается. Не
удовлетворили разработчиков и взлетно-посадочные характеристики, сомнительным оказалось
достижение заявленных скоростей полета из-за возросшего миделя самолета. Для решения возникших
проблем рассматривались различные варианты. Предлагалось ввести систему дозаправки топливом в
воздухе со штангой в НЧФ по типу используемой на Ту-22, изучалась возможность
установки системы сдува погранслоя с закрылков и носков крыла, но эти меры слишком усложняли и
утяжеляли перехватчик. В итоге тему «138» признали бесперспективной и закрыли.
[an error occurred while processing this directive]
|