|
Су-35 МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ
Su-35 Flanker-E multirole fighter
|
|
Результаты испытаний Т-10-24 показали, что установка ПГО
позволяет повысить несущие свойства самолета и получить схему «интегральный неустойчивый
триплан». В то же время в ОКБ велись
работы по дальнейшему развитию машины, в первую очередь в направлении повышения ее возможностей
по поражению целей на поверхности земли и воды, в том числе с применением высокоточного
управляемого оружия. Разработку нового самолета возглавил Н.Ф. Никитин (с 1996 года -
В. Конохов).
На самолет установили новый комплекс БРЭО с новой РЛС большой
мощности. Взлетные и посадочные массы этого варианта Су-27, названного
Су-27М (обозначение в ОКБ -
Т-10М), выросли по сравнению с Т-10С. Это привело к применению усиленных опор
шасси, в том числе двухколесной передней, аналогично Су-24.
Кроме того, увеличение массы самолета, номенклатуры вооружения и объема оборудования потребовали
усилить крыло, оснастить его дополнительными точками подвески и установить
ПГО. Для размещения нового
БРЭО, усиленной передней опоры,
ПГО и системы дозаправки топливом в полете
разработали новую головную часть фюзеляжа с увеличенным радиопрозрачным обтекателем антенны
РЛС и боковыми люками доступа к аппаратуре
(аналогично Т-10-1). Новая «голова» самолета, для сохранения устойчивости и
управляемости в путевом канале, повлекла увеличение вертикального оперения и площади рулей
направления. Для монтажа части нового оборудования увеличили длину и диаметр хвостового
обтекателя, а контейнер тормозного парашюта перенесли на верхнюю поверхность
ХЧФ перед топливным баком. Угол наклона спинки
кресла летчика для обеспечения лучшей переносимости перегрузок был увеличен до 30°.
Самолет оснащен новой системой управления вооружением, включающей ЭВМ управления оружием для атак наземных целей, многофункциональную
РЛС и оптоэлектронную систему. Многорежимная
помехозащищенная РЛС Н011 имеет режим картографирования
земной поверхности и атаки наземных целей, позволяет обнаруживать воздушные цели типа «истребитель» на дальности до
100 км в передней полусфере и до 40 км в задней, одновременно сопровождать не менее 15 воздушных целей
и не менее шести одновременно атаковать ракетами. Истребитель способен наносить дальние высокоточные и
мощные удары по тылам противника, поражать на большом удалении надводные корабли, вести борьбу с
самолетами ДРЛО и РЭБ, а также с ВКП. Наземные
или морские цели могут быть атакованы без захода в зону объектовой ПВО.
| |
Опытный Т-10М-1 |
Сборка первого прототипа - Т-10М-1 была завершена весной 1988 года.
28 июня 1988 года летчик-испытатель О.Г. Цой начал его летные испытания.
Как и многие другие опытные машины, он был построен с использованием планера
серийного Су-27 (Т-10-70). 18 января 1989 года совершил свой первый
полет второй прототип Т-10М-2. 1 апреля 1992 года с аэродрома КнААПО
поднялся первый самолет установочной партии из 10 машин (с Т-10М-3 по
Т-10М-12). Первый зарубежный показ самолета потенциальным заказчикам и широкой публике
состоялся осенью 1992 года на авиасалоне в Фарнборо, накануне
которого ему присвоили наименование Су-35. Годом позже, в августе 1993 года самолет
продемонстрировал уникальные фигуры пилотажа на
МАКС-93 в г. Жуковском. В 1995 году, после окончания выпуска установочной партии, Т-10М-1 передали в
музей ВВС в
подмосковном Монино.
После демонстрации своих качеств на Сеульском
аэрошоу 1996 года, Су-35 отчетливо
понравился южнокорейским военным. Тогда же ГК
«Росвооружение» предложила ВВС
Южной Кореи наладить сборку Су-35 в Корее, 100-процентное обслуживание
самолетов на месте и передачу технологий. 30 января 1998 года южнокорейские
ВВС приняли решение о приобретинии 40
современных многоцелевых истребителей и в мае 1999 года уже «ОКБ
Сухого» получило предложение от правительства Южной Кореи об участии
истребителя Су-35. Наряду с российским самолетом в тендере принимают
участие американский F-15E, западноевропейский «Еврофайтер» и
французский «Рафаль». Суммарная стоимость контракта на
их приобретение, включая стоимость наземной инфраструктуры, авиационного
вооружения, запасных частей оценивается в 4,2 миллиарда долларов. В марте
тендерный комитет представит правительству Южной Кореи свое официальное
заключение, а победитель тендера должен быть объявлен 1 июля 2001 года.
Кодовое обозначение НАТО - Flanker-E (Маргинал).
|