истребители |
Су-27КУБ / Су-33УБ - учебно-боевой истребитель корабельного базирования. Обозначение по ОКБ - Т-10КУ. Двухместный вариант палубного истребителя Су-33 первый полет совершил 29 апреля 1999 года в г. Жуковском (летчики-испытатели Виктор Пугачев и Сергей Мельников). Двухместный самолет Су-33УБ выполнен по аэродинамической схеме «продольный интегральный триплан». Как и на фронтовом истребителе-бомбардировщике Су-34, кресла экипажа размещены рядом. За счет внедрения ряда принципиальных усовершенствований аэродинамическое качество Су-33УБ по сравнению с Су-27 возросло более чем на 10%. Это достигнуто, в первую очередь, за счет применения (впервые в мире на боевом самолете) принципиально нового «интеллектуального» адаптивного крыла с гибким носком. Эластичная обшивка носка, в которой отсутствуют ранее неизбежные щели, обеспечивает плавность формы и позволяет, в сочетании с отклонением флаперонов, постоянно оптимизировать профиль крыла в соответствии с конкретным полетным режимом, а также полностью устраняет перетекание воздуха с нижней поверхности на верхнюю. Крыло Су-33УБ имеет больший размах, чем у Су-33. Соответственно, на 12% возросла и площадь крыла. Увеличены, также, ПГО, заднее горизонтальное оперение и рули направления. В результате внедрения аэродинамических усовершенствований самолет приобрел чрезвычайно высокую топливную эффективность. Дальность полета при том же запасе топлива возросла на 15-20%. Большая поверхность крыла обеспечивает скорость захода на посадку 240 км/ч.
В настоящее время на опытном Су-33УБ установлены двигатели Ал-31Ф. Серийный самолет должен быть оснащен усовершенствованным вариантом двигателя АЛ-31К с системой управления вектором тяги. В перспективе возможен переход на новый, более совершенный тип двигателя. Имеется убираемый топливоприемник системы дозаправки в полете. Су-33УБ стал первым отечественным истребителем, получившим бортовой генератор кислорода, обеспечивающий, также, выработку азота. Таким образом, удалось значительно уменьшить зависимость от наземной (или корабельной) обеспечивающей инфраструктуры, а также численность персонала, задействованного в обслуживании самолета. Цифровая система дистанционного управления контролирует работу не только аэродинамических поверхностей - ПГО, хвостового оперения, флаперонов, носка и закрылков, но и двигателей. При этом обеспечиваются минимальные потери на балансировку и увеличивается подъемная сила (в формировании которой теперь участвует не только крыло, но и горизонтальное оперение).
При создании самолета реализован т.н. принцип «темной кабины» - если система не отказывает, она ничем не должна напоминать о себе летчику. Сведено к минимуму и число управляющих органов. Hа общей приборной доске в кабине экипажа Су-33УБ планируется разместить пять цветных экранных многофункциональных индикаторов отечественного производства. Использование разрабатываемого в настоящее время нашлемного прицела-индикатора позволит полностью отказаться от применения индикатора на лобовом стекле. По сравнению с истребителями предшествующих типов техническое обслуживание нового самолета упростилось. Hесмотря на то, что Су-33УБ именуется учебно-боевым самолетом, это - мощная многофункциональная машина, способная решать широкий круг боевых задач, от поражения воздушных целей (в том числе таких сверхсложных, как самолеты ДРЛО) до нанесения ударов высокоточным оружием по кораблям и наземным объектам противника. Для борьбы с относительно «дешевыми» целями (например, катера, десантно-высадочные средства и т.п.) на борту истребителя сохранилась и 30-мм пушка. Бортовой комплекс Су-33УБ должен стать основой для создания ряда многоцелевых самолетов различного назначения. Машина может найти применение не только в морской авиации, но и ВВС: уникальные ВПХ позволяют ей базироваться на аэродромах с короткими (или разрушенными) взлетными полосами, а наличие складного крыла - размещать во всех типах имеющихся в ВВС укрытий.
Известно, что к середине октября 1999 года на КнААПО было заложено три палубных истребителя Су-33УБ.
Вооружение: автоматическая одноствольная пушка ГШ-301 (30 мм, 1500 выстр./мин,
250 патронов); УР класса «воздух-воздух»: до 2 большой дальности Р-27ЭР и Р-27ЭТ,
до 6 средней дальности Р-27/Р-27Т, до 4 малой дальности Р-73 с
тепловой ГСH; свободнопадающие
бомбы; ракеты класса «воздух—поверхность» Х-31 (кодовое обозначение
НАТО - AS-17 Krypton), Х-58, Х-59 и сверхзвуковую ПКР Х-41 (3М80 «Москит») весом 4500 кг. |
фотографии и схемы |
Источники: см. на странице Су-33 |
истребители |