МФИ взлетит в августе
Генеральный конструктор Авиационного научно-производственного комплекса «МиГ» Михаил Коржуев сообщил,
что первый полёт многофункционального фронтового истребителя (МФИ), известного также под
наименованием 1.42 намечен на август 1998 г. До недавнего времени по заказу ВВС России создавались
два истребителя пятого поколения: Микояновский МФИ и суховский С-37. «ОКБ Сухого» сумело поднять
свою машину в воздух раньше конкурентов, однако к этому моменту российские ВВС уже приняли решение о
том, что полномасштабная разработка боевого самолёта на базе С-37 финансироваться не будет. Напротив,
МФИ, вот уже несколько лет стоит в ангаре Лётно-исследовательского института и даже совершавший
пробежки по аэродрому, получил поддержку военных. Во время посещения авиасалона МАКС-97 министр
обороны Игорь Сергеев и тогдашний главком ВВС Пётр Дейнекин пообещали выделить средства для подготовки
самолёта к первому полёту. По словам Михаила Коржуева для этого достаточно 15-16 млн. деноминированных
рублей, и именно такую сумму выделяет МО. МФИ вряд ли будет доведён до стадии серийного производства
из-за высокой стоимости полномасштабной разработки и огромной цены каждого экземпляра. В этой связи
было заявлено, что технические и технологические достижения, воплощённые в МФИ, могут найти
применение в лёгком фронтовом истребителе (ЛФИ), разработку которого ведёт АНПК «МиГ». Ранее
считалось, что эта машина не является для микояновцев приоритетной, поскольку до конца не реализован
потенциал МиГ-29, также относящегося к классу лёгких истребителей. Говоря о ЛФИ Михаил Коржуев
подчеркнул, что этот самолёт будет способен выполнять функции и истребителя, и штурмовика.
Cергей Сокут
Создан российский многофункциональный истребитель пятого поколения
Вплоть до последнего времени российские и зарубежные эксперты задавались вопросами: что
представляет собой многофункциональный истребитель (МФИ), известный также как проект 1.42?
на каком этапе находится данная разработка? cпособен ли Авиационный научно-промышленный
комплекс «МиГ» в принципе поднять МФИ в воздух? Еще вчера дать какие-то определенные ответы было
практически невозможно - проект 1.42 окружала плотная завеса секретности. Даже внешний вид
нового самолета относился к категории особо охраняемых сведений. Корреспондент «НГ» стал
единственным представителем СМИ, кому была предоставлена возможность ознакомиться с прототипом
российского истребителя пятого поколения в версии АНПК «МиГ». 12 января 1999 г. машину
покажут первому вице-премьеру Юрию Маслюкову и министру обороны РФ Игорю Сергееву.
Необходимо отметить: создание МФИ, в полной мере соответствующего требованиям войн ХХI века,
можно по праву отнести к числу выдающихся достижений российского авиастроения и отечественной
научно-технической мысли последней четверти нынешнего столетия. Несмотря на экономический и
финансовый кризис, Россия пока что продолжает входить в число ведущих авиационных держав мира.
Усилиями конструкторов и инженеров микояновского ОКБ разработан истребитель, по своим
тактико-техническим характеристикам не уступающий, а по ряду показателей даже превосходящий
американский F-22 «Рэптор» - машины, олицетворяющей последние технологические успехи
военно-промышленного комплекса Соединенных Штатов.
Немного об истории создания МФИ. В ответ на развертывание в Соединенных Штатах в начале
1980-х гг. НИОКР по программе ATF (Advanced Tactical Fighter) в качестве ответной меры в
1986 г. принимается закрытое совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР,
предусматривающее начало работ по созданию истребителя пятого поколения. Определение концепции
и облика новой боевой машины взяли на себя ведущие научно-исследовательские организации
Министерства авиационной промышленности и Военно-воздушных сил при участии крупнейших
конструкторских бюро, занимающихся проектированием военной авиатехники. Это позволило
сформулировать четкое тактико-техническое задание на перспективный истребитель. Несколько
лет спустя микояновское КБ представило заказывающему управлению ВВС эскизный проект МФИ,
который прошел успешную защиту перед государственной комиссией. Одновременно, будучи
уверенными в правильности выбранного пути и обоснованности предлагаемых решений, микояновцы
разработали необходимую техническую документацию на самолет, используя систему автоматизированного
проектирования. В 1989 г. был выпущен полный комплект рабочих чертежей, после чего начались
изготовление и сборка первого самолета на базе опытного завода АНПК «МиГ». Руководителями
работ по созданию МФИ являлись генеральный конструктор Ростислав Беляков, главный конструктор
Григорий Седов, а на заключительном этапе - главный конструктор Юрий Воротников.
В начале 1994 г. МФИ был доставлен в Жуковский. В декабре того же года МФИ, управляемый
летчиком-испытателем Романом Таскаевым, совершил скоростную рулежку по взлетно-посадочной полосе
летно-исследовательского центра в Жуковском с отрывом передней стойки шасси. Однако ввиду отсутствия
финансовых средств дальнейшие работы по проекту 1.42 были заморожены. Не помогли даже многочисленные
обращения во всевозможные инстанции.
МФИ - это тяжелый одноместный истребитель, выполненный по аэродинамической схеме «утка» с
цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО), среднерасположенным треугольным крылом
и V-образным хвостовым оперением. В нашей стране такая аэродинамическая схема при проектировании
реактивных машин реализована впервые. Самолет обладает улучшенными взлетно-посадочными
характеристиками. Силовая установка состоит из двух двигателей АЛ-41Ф с управляемым вектором тяги,
обеспечивающих сверхманевренность машины в воздушном бою во всем диапазоне скоростей и длительный
крейсерский полет на сверхзвуковых скоростях на бесфорсажном режиме работы. Cкорее всего, расчетная
максимальная скорость полета соответствует числу М=2,6. Воздухозаборники двигателя - регулируемые,
с S-образными каналами для экранирования компрессоров двигателей и радиопоглащающей облицовкой.
В конструкции фюзеляжа, крыльев и ПГО широко использованы композиционные материалы на основе
углепластика и полимеров. Машина спроектирована с учетом требований технологии «стелс», о чем
свидетельствует внешний вид МФИ с характерно выраженными малоотражающими формами. Применение
радиопоглащающих покрытий, экранирование радиолокационно-контрастных элементов конструкции,
низкая тепловая заметность, размещение ракетного вооружения во внутрифюзеляжных отсеках позволили
достигнуть практически тех же значений эффективной площади рассеивания, что и у F-22.
Бортовая импульсно-доплеровская РЛС пятого поколения с фазированной антенной решеткой и электронным
сканированием диаграммы направлености позволяет эффективно вести дальний воздушный бой вне
визуальной связи с противником и атаковать свыше 20 воздушных целей одновременно. Специально
для МФИ разработаны управляемые ракеты большой дальности класса «воздух-воздух» и
«воздух-поверхность» пятого поколения, реализующие принцип «пустил-забыл». Вместе с тем сохраняется
встроенная 30-мм пушка. Кроме того, на внешних узлах подвески истребитель может нести любые виды
ракетно-бомбового вооружения, используемого самолетами ВВС РФ.
На фоне столь впечатляющих достижений нынешнее положение разработчика МФИ выглядит печальным.
АНПК не имеет статуса юридического лица и является всего лишь одним из многочисленных филиалов
МАПО «МиГ». Зарплата сотрудникам ОКБ выплачивается с большой задержкой. А ведь во всем мире
конструкторские бюро, разработчики стоят во главе внутрифирменной кооперации. В результате шло
постепенное удушение одного из ведущих конструкторских бюро страны.
После назначения генеральным директором МАПО Григория Немова и генеральным конструктором АНПК
«МиГ» Михаила Коржуева ситуация стала меняться к лучшему. Один лишь предложенный АНПК «МиГ» проект
модернизации современного самолетного парка ВВС стран Центральной и Восточной Европы
принесет России 250-300 млн. долл. При минимальной господдержке АНПК «МиГ» только за счет внешних
заказов может ежегодно получать по 100 млн. долл.
Судьба МФИ обещает быть трудной. Нынешние экономические реалии таковы, что в обозримом будущем
едва ли будет возможным развернуть его серийное производство в интересах ВВС РФ. Ведь
ориентировочная стоимость нового истребителя составит около 70 млн. долл. В то же время неразумно
окончательно закрывать проект 1.42. Как представляется, Россия могла бы принять предложение Китая
о кооперации в проектных работах по МФИ с последующими экспортными поставками данных самолетов для
нужд ВВС этого государства. В дальнейшем не исключена и передача соответствующих технологий.
Потенциальный инвестор готов финансировать все необходимые работы. Дело за малым - требуется
политическое решение Кремля. Если, конечно, принцип стратегического партнерства реализуется не на
словах, а на деле.
Игорь Коротченко
Выдержки из репортажа НТВ об МФИ
Сегодня на аэродроме в Жуковском впервые показали самолёт будущего. Характеристики истребителя пока держатся в секрете, но кое-какие цифры
известны: скорость до 2500 км/ч, размах крыльев более 15 м, длина фюзеляжа - 20 м. Самолёт оснащён двумя двигателями московского КБ
«Люлька-Сатурн». За 10 лет удалось создать самолёт, которому не сможет противостоять даже группа истребителей, состоящих на вооружении сейчас. У
него пока нет ещё имени и его называют «проект 1.42» МФИ - многофункциональный фронтовой истребитель.
За счёт своих форм истребитель способен выполнять в воздушном бою невиланные доселе фигуры пилотажа.
Конструкторы собираются поставить на самолёт двигатели пятого поколения с отклоняемым вектором тяги. Их сопла подвижны и маневренность
возрастает многократно. Но этим преимущества нового самолёта не ограничиваются.
Вот, что сказал Генеральный деректор МАПО «МиГ» Михаил Коржуев: «Это незаметность не только на дозвуковом, но и на сверхзвуковом режиме.
Это принципиально другое размещение - в смысле заметности - вооружения: всё внутри. Это принципиально другие дальности. Это принципиально другая
идеология и принципиально другой интеллект борта».
Коржуев уверен, что его истребитель будет гораздо незаметнее американских самолётов-«стэлс», которые задолго до своего появления не были
невидимками для советских ПВО. Российские авиаконструкторы учли ошибки американцев и добились большей незаметности за куда меньшую цену.
Покрытие истребителя поглащает волны радаров, а его форма лучше подходит для полёта, чем у того же «стэлса». Американский соперник того же МФИ -
истребитель F-22 «Раптор» - стоит больше 100 млн долл. «Проект 1.42» по словам конструкторов будет гораздо дешевле.
Истребитель МФИ пока проходит наземные испытания. Первые отрывы от взлётной полосы и настоящие полёты должны начаться в феврале.
Источник: Вoeннaя aвиaция на авиабазе =KRoN='а
Russia's new MiG fighter faces dim prospects
MOSCOW (AP) - A new MiG fighter jet, unveiled recently
as a Russian response to the latest U.S. combat aircraft,
may never be deployed because of Russia's cash
shortage, officials said Tuesday.
The ANPK-MiG company, which develops and
manufactures MiG combat jets, invited a crowd of
Russian dignitaries and foreign military attaches last
week to the first public display of the new fighter, known
as the MFI.
The plane's designer, General Mikhail Korzhuyev, said
the MFI would have stealth capabilities and other
features that would allow it to outperform the most
advanced U.S. fighter, the F-22 Raptor.
The MFI, the Russian acronym for «multi-functional
fighter», has been under development since the late
1980s. The plane is scheduled to make its maiden flight
in early March.
But on Tuesday, Korzhuyev and other designers
acknowledged that the prototype lacks stealth features,
such as an anti-radar coating for the exterior, and
combat equipment.
«It's senseless to start with (anti-radar) coating on the
very first plane», Korzhuyev said. «It's not of major
importance.»
The cash-strapped Russian military, though, has
remained noncommittal about the new plane, saying it will
decide the fighter's fate after it completes testing. Neither
Korzhuyev nor chief test pilot Anatoly Kvochur have
indicated when that might be completed.
«Our nation needs this aircraft, as it has a huge territory
and vast borders to defend», Kvochur told a news
conference Tuesday. «Another question is whether there
will be any money for that in the government's budget.»
The MFI must compete with existing weapons programs
that have also been underfunded. Last year, the
government earmarked only $50,000 to modernize
existing MiG-29 fighter jets, which it considered a top
priority, Korzhuyev said.
Vladimir Isachenkov
MIG MAPO reshuffle
The logical implication of the resignation of Yakov Urinson from all his governmental posts last year has become methodical extermination of his team. Just to be just, it should be noted here that there have been lots of questions from the mass media and public to the former first vice-premier-cum-economics minister as well as to some of his cronies. The first to fall was Yevgeny Ananyev, Director General of the Rosvooruzhenie company, who felt so invulnerable at the zenith of his career that he used feel at ease in the most influential governmental offices. Now is the turn of the current management of the MIG MAPO who were hand-picked by Urinson too.
As the Nezavisimaya Gazeta managed to find out from reliable sources, the new MIG MAPO and MiG Design Bureau boss is going to be Nikolai Nikitin, Sukhoi Military Industrial Group Director General's First Deputy. The draft of the governmental order which has already passed all necessary consultations was submitted yesterday to [Prime Minister] Yevgeny Primakov's secretariat. The Premier is expected to have signed the draft by the weekend.
Nikolai Nikitin, 49, is known well by Russian military and aircraft industry experts. Upon graduation the Moscow Aviation Institute, he spent 25 years working for the Sukhoi Design Bureau. He headed the flight-testing of the Su-27 fighter and was the Chief Designer of the Su-35 and Su-37 aircraft. Since 1991, Nikolai Nikitin has been Deputy Designer General and since 1997 - member of the Sukhoi board. Those who have known him characterise him as a good manager capable of tasking the personnel in the right manner and making them accomplish the tasks assigned.
After assigning Nikitin as the MIG's boss, the next step will be merging the MIG MAPO (having optimised its structure before that) and the Sukhoi Military Industrial Group, as well as merging the MiG and Sukhoi design bureaus within the framework of restructurisation of the Russian aircraft industry followed by auctioning some of its shares.
The MAPO Military Industrial Group (MIG MAPO) was established in January 1996 on President Boris Yeltsin's order uniting the leading Russian military and civilian aircraft manufacturers. Currently, it incorporates 12 enterprises including the MiG Aircraft Production Association (the core of the MIG MAPO), Kamov company, Ryazan Instrument Production Plant, Perm Instrument Production Plant, Tushino-based Soyuz design bureau, etc. The MIG MAPO personnel totals approx. 60.000. The main product is the MiG-29SMT and MiG-29UBT multirole fighters as well as MiG-AT trainers having good export perspectives.
It should be noted that the MIG MAPO suffered a considerable loss after resignation in 1997 of Alexander Ageyev from the post of Director for Strategic Planning and Analysis, who was in charge of the company's public relations and could get along with the media. His replacement proved to be no match too him, which resulted in the company's activities being portrayed in an unfriendly manner. Certain inner squabbles were exposed leading to a full-scale scandal. A hard blow at the MIG MAPO image was dealt by the arrest of former Chairman Alexander Bezrukov who is being investigated for budgetary funds abuse earmarked for the contract on the MiG-29 delivery to India. In public showdowns over the MIG MAPO, the name of Yakov Urinson and his lapdogs (Yevgeny Ananyev and Vladimir Shilov) have been repeatedly mentioned.
Yestarday's scandalous media reports on the recent MFI fighter demonstration were the last drop. According to the Nezavisimaya Gazeta sources, immediately after taking office, Nikolai Nikitin is going to thoroughly investigate the MFI affair.
Igor Korotchenko, translation - Ivan the Bear
Выполнен первый полет опытно-экспериментального истребителя «изделие 1.44»
29 февраля 2000 г. Жуковский, Московская обл. - Сегодня
опытно-экспериментальный истребитель российской самолетостроительной
корпорации (РСК) "МиГ", известный как "Изделие 1.44", выполнил свой
первый полет на летно-испытательной и доводочной базе (ЛИ и ДБ),
расположенной на аэродроме Летно-испытательного института им. М. Громова
в г. Жуковский.
Летные испытания "1.44", проводимые РСК "МиГ" на собственные средства,
являются частью программы, нацеленной на то, чтобы максимально
использовать результаты широкомасштабных работ по созданию истребителя
следующего поколения, которые на протяжении многих лет велись РСК "МиГ"
в сотрудничестве с сотнями подрядчиков, но вследствие глобальных
политических и экономических процессов последнего десятилетия оказались
невостребованными.
Руководство РСК "МиГ" считает, что было бы крайне недальновидно и
расточительно не использовать в интересах страны возможность проведения
натурных испытаний и доводки многочисленных технических инноваций,
интегрированных в "1.44".
"Мы уверены, что многое из того, что было заложено в
опытно-экспериментальный истребитель "Изделие 1.44", может быть
использовано при создании истребителя пятого поколения, -- отмечает
генеральный директор - генеральный конструктор РСК "МиГ" Николай
Никитин. - У нас есть довольно четкое понимание того, каким должен быть
российский истребитель пятого поколения. Более того, сегодня мы работаем
над перспективным планом, который в максимальной степени учитывает
современные экономические и политические реалии. Данные, полученные в
ходе летных испытаний, должны составить солидный фундамент для
предложений РСК "МиГ" по созданию истребителя следующего поколения для
ВВС и ПВО России".
Полет, продолжавшийся 18 минут (с 11:25 по 11:43 московского времени),
проходил в полном соответствии с полетным заданием. Самолет набрал
высоту около 1000 м, пролетел два круга над аэродромом на скорости
500-600 км/час, после чего успешно выполнил посадку.
"Полет, которого все мы так долго ждали, прошел на удивление буднично, -
сказал шеф-пилот РСК "МиГ" заслуженный летчик-испытатель, герой России
Владимир Горбунов. - Машина вела себя послушно, хотя очевидно, что по
своим пилотажным качествам это принципиально новый самолет. Так что вся
работа еще впереди".
Разработка "Изделия 1.44" началась в начале 80-х годов в рамках
программы создания советского истребителя пятого поколения, призванного
в 90-е годы заменить парк фронтовых истребителей МиГ-29 и Су-27. Однако
в связи с изменением советской военной доктрины финансирование программы
"1.44" было практически прекращено, и работы по ней велись ОКБ им. А. И.
Микояна (ныне структурное подразделение РСК "МиГ") в инициативном
порядке.
Концепция и технический облик нового истребителя строились на основе
действующей в советское время военной доктрины, отражающей
геополитические реалии холодной войны и глобального противостояния
супердержав. Предполагалось, что новый истребитель будет способен
эффективно действовать против нового поколения американских тактических
самолетов F-117, F-22, F-23, стратегических бомбардировщиков В-1 и B-2,
новых крылатых ракет и других потенциальных целей тактического и
стратегического назначения.
Изменение политической картины мира в конце 80-х годов и постепенное
изменение военной доктрины СССР и России в 90-е годы привели к
серьезному переосмыслению роли истребительной авиации в структуре
Вооруженных сил России.
Руководство страны и вооруженных сил пришло к выводу, что наиболее
эффективным образом сегодняшним потребностям России отвечает не создание
нового поколения истребителей, а широкомасштабная программа модернизации
существующего парка фронтовой авиации, включающего значительное
количество современных истребителей МиГ-29 и Су-27.
Несмотря на то, что "Изделие 1.44" не может стать прототипом нового
истребителя для ВВС и ПВО России, проект является чрезвычайно важным для
дальнейшего развития отечественной авиации. В первую очередь это связано
с тем, что в "Изделии 1.44" использован целый ряд принципиально новых
технических решений, которые никогда ранее не применялись в практике
военного самолетостроения.
"В случае успешной реализации в будущих проектах эти технические решения
способны существенно повысить боевой потенциал истребительной авиации",
- подчеркивает Николай Никитин.
Среди технических решений, которые требуют получения экспериментального
подтверждения - способность истребителя выполнять крейсерский полет на
сверхзвуковой скорости, управление полетом на закритических углах атаки
за счет совместного отклонения аэродинамических поверхностей и вектора
тяги двигателей, снижение заметности самолета в тепловом,
радиолокационном и визуальном диапазонах.
Принципиально новые подходы к формированию информационного поля
истребителя, системы управления вооружением и кабины экипажа также
требуют серьезной экспериментальной отработки.
В программе создания "1.44" принимают участие ведущие российские
разработчики авиационной техники - в первую очередь
двигателестроительная компания "Люлька-Сатурн" (Генеральный конструктор
- Виктор Михайлович Чепкин), успешно создавшая двигатель пятого
поколения Ал-41, МНПО "Авионика" (Генеральный директор -- Вячеслав
Мефодьевич Петров), разработавшая уникальную электродистанционную
систему управления самолетом; МПО "Родина" (Генеральный конструктор -
Борис Васильевич Белевитин) разработавшая и освоившая производство
принципиально новых силовых приводов поверхностей управления самолетом.
РСК "МиГ" - крупнейшая в России самолетостроительная компания,
объединившая в себе профильные организации, обеспечивающие все элементы
жизненного цикла производимых летательных аппаратов - от разработки
концепции, эскизного и рабочего проектирования до маркетинга, серийного
производства и технической поддержки в процессе эксплуатации.
В число основных оборонных программ РСК "МиГ" входят работы по
модернизации существующих военных самолетов МиГ-29, МиГ-31 и МиГ-21,
особое место в которых занимает многоступенчатая программа
совершенствования семейства МиГ-29. Предполагается, что боевые самолеты
МиГ-29, модернизированные до стандартов "МиГ-29СМТ" и "МиГ-29СМТ-2",
работы над которыми идут сейчас на РСК "МиГ", смогут полностью
удовлетворять потребностям как российских ВВС и ПВО, так и иностранных
заказчиков на протяжении ближайших 10-15 лет. При этом каждый заказчик
сможет получить самолеты, оптимизированные именно под его конкретные
требования - от минималистских, базовых, относительно недорогих
вариантов с узким кругом решаемых задач, до оснащенных самым совершенным
оборудованием и вооружением, и следовательно весьма дорогих,
многофункциональных истребителей МиГ-29 поколения "4 плюс", в том числе
и корабельного базирования.
Среди других стратегических направлений деятельности РСК "МиГ" -
программа создания учебно-тренировочного самолета нового поколения
МиГ-АТ, широкомасштабная конверсионная программа развертывания серийного
производство 100-местного магистрального пассажирского лайнера Ту-334 и
проект многоцелевого легкого самолета МиГ-110.
Сегодня РСК "МиГ" обладает современной проектно-конструкторской и
опытно-экспериментальной базой (сконцентрированной вокруг инженерного
центра "ОКБ им. А.И.Микояна"), хорошо оснащенными производственными
мощностями на заводах в Москве, Луховицах и Калязине, эффективными
финансовыми и маркетинговыми структурами, а также развитой глобальной
системой технической поддержки своей продукции. На предприятиях РСК
"МиГ" трудятся более 13 тысяч высококвалифицированных сотрудников
различных специальностей.
«МиГ» Российская самолетостроительная корпорация ПРЕСС-РЕЛИЗ
|