|
Ту-14Т ТОРПЕДОНОСЕЦ
Tu-14 Bosun torpedo-carrier
|
|
В январе 1947 г. наряду с постройкой самолета «77» в
ОКБ А.Н. Туполева велась работа по проектированию
реактивного бомбардировщика «73» с двумя двигателями «Nene-I». Но расчеты показали,
что эти двигатели недостаточны. Проект был переработан под два «Nene-I» и один
«Derwent-V» с тягой 1590 кгс, установленный в ХЧФ
с воздухозаборником к нему в передней точке специально удлиненного вперед основания киля. В крейсерском
полете третий двигатель должен был отключаться.
Впервые самолет «73» в воздух поднял летчик-испытатель Ф.Ф. Опадчий 20 декабря (по другим
данным - 29 декабря) 1947 г. Госиспытания закончились 31 мая 1949 г. Самолет дал обнадеживающие
результаты: скорость у земли - около 840 км/ч и на высоте 5000 м - 872 км/ч (с отключенным третьим
двигателем - 770 км/ч), дальность - 2810 км.
| |
Cамолет «73» |
Был разработан разведывательный вариант «73», обозначенный «78». От
бомбардировщика он отличался удлиненной на 0,3 м НЧФ,
несколько увеличенным миделем центральной части фюзеляжа, вертикальным оперением, увеличенным объемом
топливных баков и измененной стойкой носового шасси. В бомбоотсеке были установлены спецузлы под
установку фотоаппаратов АФА-33/100, АФА-33/75 или 50, АФА-33/20, АФА-БА/40 (в дневном варианте) и
НАФА-3с/50 (в ночном варианте). Особенностью «78» было внедрение заслонки-обтекателя,
закрывавшей на крейсерском режиме полета третий двигатель, на «73» эта заслонка не
устанавливалась, хотя в проекте ее предусматривали. 7 мая (по другим
данным - 17 апреля) 1948 г. летчик-испытатель Ф.Ф. Опадчий
начинает полеты на самолете «78», но госиспытания самолет проходил под названием
«Ту-16» (не путать с самолетом «88» в серии Ту-16).
Еще до окончания заводских испытаний в марте 1948 г. решено было строить опытную серию самолетов
«73», получивших в серии обозначение «Ту-14», в количестве 10 экземпляров
с серийными двигателями РД-45 и РД-500 (лицензионные «Nene-I» и «Derwent-V»).
Летом 1948 г. на заводе №23 в Москве началась серийная постройка Ту-14.
С середины 1949 г. на самолете «78» проверяли возможность бескатапультного покидания
самолета: сначала на манекенах, а затем путем парашютных прыжков парашютистов-испытателей. В
дальнейшем эти работы были использованы при обеспечении бескатапультного покидания
стрелков-радистов из советских реактивных бомбардировщиков, а также всех членов экипажа
самолета Ту-95, на котором катапультные кресла отсутствовали.
| |
Схема Ту-14Т |
Но к этому времени, совершенствуя двигатели РД-45 и РД-45Ф, В.Я. Климов создает ВК-1 с тягой 2700 кгс.
Было принято решение о создании на базе «73» бомбардировщика (самолет «81»)
с двумя ВК-1 и фоторазведчика (самолет «79») с двумя ВК-1 и одним РД-500. Была
изменена и установка вооружения. До последних вариантов самолет нес шесть пушек НР-23, из которых две
устанавливались неподвижно в НЧФ под передней кабиной
и по две спаренные пушки - в верхней (за кабиной летчика) и в нижней - за крылом (со смотровыми
выступами в бортах) установках для защиты задней полусферы, обе установки с дистанционным управлением.
Экипаж был четыре человека. С упразднением третьего двигателя появилась возможность установить кормовую
стрелковую кабину, заменяющую обе установки - верхнюю и нижнюю. Число пушек уменьшалось до четырех, а
экипаж - до трех человек.
Разведчик «79» проектировался с начала до середины 1949 года, работы по нему были
доведены до стадии макета. Установка новых двигателей давала возможностъ увеличить максимальную
скорость полета до 930 км/ч. Дальность полета должна была бы быть 3750 км. На «79»
упразднялась заслонка-обтекатель третьего двигателя, так как РД-500 должен был работать в крейсерском
полете. Но несмотря на все эти преимущества перед самолетами «73» и «78», наличие
разных типов двигателей было существенным недостатком и ВВС
отказались от этого проекта.
| |
Самолет «89» |
Самолет «81» проходил испытания как бомбардировщик. В ходе испытаний опытный самолет
оснащается катапультируемыми установками для летчика и стрелка-радиста. Улучшился обзор из кабины
штурмана. Увеличилась длина фюзеляжа, увеличился бомбоотсек. Была установлена новая кормовая
пушечная установка больших габаритов с увеличенными углами обстрела, в связи с чем была срезана
нижняя часть руля поворота. Заводские испытания «81» проводил летчик-испытатель
А.Д. Перелет, так как к этому времени Ф.Ф. Опадчий
переходит на работу в ОКБ-23, где ему предстоит в январе 1953 г. впервые поднять в воздух
стратегический М-4.
| |
Кабина штурмана |
В июле 1950 г. выходит первый, а затем второй серийные самолеты Ту-14. Первый переделывают в
торпедоносец («81Т»), а второй - в опытный фоторазведчик (самолет «89»).
«81Т» проходит заводские испытания в начале 1951 г. На нем, в отличие от Ту-14, было
изменено остекление передней части фюзеляжа, установлен торпедный мост для установки торпед,
доработано оборудование с учетом использования минно-торпедного вооружения. Для уменьшения
дистанции разбега при взлете на самолете могли подвешиваться под центропланом четыре
твердо-топливных ускорителя ПСР-1500-15. На «81Т» были установлены связные
радиостанции РСБ-5 и РСИУ-З. Внутрисамолетная связь осуществлялась с помощью переговорного
устройства СПУ-5. В состав радионавигационного оборудования входили радиовысотомер РВ-2 и РВ-10,
автоматический радиокомпас АРК-5 и аппаратура слепой посадки «Материк». Имелись опросчик
«Магний-М» и ответчик «Барий-М». На самолете была предусмотрена установка
одного из трех типов фотоаппаратов. АФА-33/75, АФА-БА/40, НАФА-3с/50 для планового и
перспективного фотографирования. Управление сброса бомб - электрическое, был возможен одиночный
сброс и сериями. Устанавливаемый на самолете радиолокационный прицел ПСБН-М, сопряженный с
оптическим прицелом ОПБ-6Ср, позволял производить прицельное бомбометание по невидимым целям в
ночное время вне видимости земли. Минно-торпедное вооружение являлось дополнением к
бомбардировочному вооружению. В бомбоотсеке была возможна подвеска мин типа АМД и торпед типа
ТАС, 45-46 МАН и МАВ. Для минно-торпедного варианта на борту устанавливался прицел низкого
торпедометания ПТМ-50.
В сентябре 1952 г. испытывается эталонный Ту-14Т (такое обозначение получает «81Т»
на этапе Государственных испытаний), на котором усиливается бронирование, устанавливается
катапультируемое кресло штурмана, ПОС, вводятся новые
более мощные генераторы постоянного тока и т.д. Для спасения экипажа при посадке на воду на борту
установили спасательную лодку ЛАС-3.
| |
Бомбардировщик Ил-28 |
К этому времени ВВС получили фронтовой бомбардировщик
Ил-28, спроектированный ОКБ
С.В. Ильюшина в 1948 г. в инициативном порядке. Этот самолет был легче при тех же самых двух ВК-1, более
приспособлен для серийного производства, и по всем параметрам больше подходил для фронтовой авиации.
Однако отмечая способность Ту-14Т принимать на борт разнообразное минно-торпедное вооружение,
совершенное навигационное оборудование и большую дальность полета, ГК НИИ ВВС рекомендовал Ту-14 для
авиации ВМФ.
После некоторых доработок и «89» был готов к серийному производству, но к этому моменту
решилась судьба базового Ту-14, а кроме того, ОКБ
С.В. Ильюшина предлогало разведчик Ил-28Р, который был близок к основному
массовому Ил-28. Поэтому ВВС
сделало ставку именно на него, а самолет «89» к серии принят не был.
Была попытка глубокой модернизации Ту-14. В 1952 г. был предложен проект самолета «93»,
представлявший новый торпедоносец с двигателями ВК-5 или ВК-7. Чуть раньше были проекты по самолету
«84», представлявшими «73»-й с двумя ТВД ВК-2 и одним РД-500, но оба эти проекта не вышли из стадии эскизных.
В связи с началом серийного производства двухдвигательного варианта самолета на заводе №39
в Иркутске, сюда был передан весь задел по серии с завода №23. До конца 50-х годов Ту-14Т надежно
служит на флоте как торпедоносец-бомбардировщик и постановщик мин, пока его не заменили
Ту-16. Всего было построено более 120 машин, но считается, что на сегодня
не сохранилось ни одного целого самолета.
Кодовое обозначение НАТО - Bosun (Боцман).
Характеристики |
«73» |
«78» |
«79» |
«81» |
Ту-14Т |
«89» |
Размах крыльев, м |
21,71 |
21,69 |
Длина фюзеляжа, м |
20,32 |
20,62 |
21,40 |
21,95 |
Высота, м |
5,93 |
5,95 |
5,69 |
Площадь крыла, кв.м |
67,38 |
67,36 |
67,38 |
67,36 |
Тип двигателя |
Nene-I, Derwent-V |
ВК-1 |
Тяга двигателя статическая, кгс |
2 х 2270, 1590 |
2 х 2700 |
Масса пустого самолета, кг |
14340 |
N/A |
14430 |
14930 |
14490 |
Масса нормальная взлетная, кг |
20100 |
18500 |
21000 |
20930 |
21000 |
Масса перегрузочная взлетная, кг |
24200 |
23790 |
23400 |
24500 |
25140 |
25604 |
Максимальная скорость, км/ч |
872 |
840 |
930 |
861 |
848 |
859 |
Крейсерская скорость, км/ч |
N/A |
Практический потолок, м |
11500 |
N/A |
14200 |
11500 |
11300 |
N/A |
Дальность полета, км |
2810 |
N/A |
3750 |
3150 |
2930 |
3240 |
Разбег, м |
740 |
1000 |
710 |
1250 |
1100 |
1655 |
Пробег, м |
1170 |
1300 |
N/A |
1120 |
1020 |
N/A |
N/A - нет данных |
Вооружение: у «73», «78» и «79» 6 х НР-23, у остальных
4 х НР-23 - две пушки неподвижно в НЧФ под передней
кабиной (2 х 85 снарядов) и сдвоенные пушки в кормовой установке КДУ-81 (2 х 350 снарядов), бомбовая
нагрузка для «73», «81» и Ту-14Т 1000-3000 кг.
Экипаж: у «73», «78» и «79» 4 чел., у остальных - 3 чел.:
летчик, штурман и стрелок-радист.
[an error occurred while processing this directive]
|