![]() | ![]() |
В середине 1948 г., когда еще только завершалась постройка опытного самолета Ил-28, конструкторский коллектив С.В. Ильюшина приступил к проектированию нового реактивного бомбардировщика, который с нормальным бомбовым грузом 2000 кг должен был иметь дальность полета 3500 км и максимальную скорость не менее 1000 км/ч. На новом самолете, получившем обозначение Ил-30, предполагалось установить два ТРД ТР-3 с взлетной тягой по 4600 кгс, которые имели осевой компрессор и кольцевую камеру сгорания. Двигатели ТР-3 разрабатывались в ОКБ, руководимом А.М.Люлька, с учетом опыта, полученного при летных испытаниях двигателей ТР-1 на экспериментальном бомбардировщике Ил-22. Самолет Ил-30 обладал многими конструктивными особенностями, которые позже вошли в практику работы советских самолетостроителей. Так, на этом самолете, как на американском B-47, было установлено велосипедное шасси. В связи с этим стало возможным максимально уменьшить размеры мотогондол, в которые убирались уже не основные стойки шасси, как на Ил-28, а только легкие поддерживающие стойки.
Рабочие места всех членов экипажа защищены броней. При необходимости покинуть самолет пилот мог катапультироваться из кабины вверх, а штурман и стрелки выбрасывались из самолета через нижние аварийные люки, створки которых должны были прикрывать их от действия воздушного потока в момент отделения от самолета. Ил-30 был оснащен наиболее совершенным в то время специальным, в том числе и радиолокационным, оборудованием. Антенну панорамного радиолокатора, закрывавшуюся полусферическим обтекателем, устанавливали в ХЧФ. Панорамный радиолокатор, пилотажно-навигационное радиотехническое, а также специальное оборудование, ПОС и герметические кабины экипажа обеспечивали эффективное боевое применение самолета Ил-30 в любых метеорологических условиях днем и ночью. Постройка опытного самолета Ил-30 была завершена летом 1949 г., а в сентябре летчик-испытатель В.К.Коккинаки выполнил на самолете несколько пробежек по взлетно-посадочной полосе аэродрома для оценки новой схемы шасси. Но первый вылет самолета Ил-30 не состоялся. Высокие расчетные летно-технические данные самолета Ил-30, применение в его конструкции целого ряда новых решений определили появление требований о проведении дополнительных теоретических и наземных экспериментальных исследований, связанных с оценкой прочностных и аэроупругих характеристик тонкого стреловидного крыла на скоростях полета около 1000 км/ч. Нуждался в дополнительной доводке и двигатель ТР-3. Кроме того, осенью 1949 г. все усилия немногочисленного тогда коллектива ОКБ были переключена на работы, связанные с внедрением в серию бомбардировщика Ил-28 с двигателями ВК-1 и созданием других различных вариантов этого самолета, после окончания которых С.В. Ильюшину было выдано задание на проектирование опытного реактивного бомбардировщика Ил-46 среднего радиуса действия. Схема самолета Ил-30 впоследствии была использована для строительства первого сверхзвукового бомбардировщика Ил-54.
Вооружение: 6 х 23 мм НР-23: для защиты передней полусферы две неподвижные пушки,
установленные в НЧФ, для защиты задней половины
верхней полусферы две подвижные пушки верхней турели Ил-В12, управляемой дистанционно, в
хвостовой части кормовая турельная установка Ил-К6, бомбовая нагрузка на внутренней подвеске:
нормальная - 2000 кг, максимальная - 4000 кг. |
![]() | фотографии и схемы | ![]() |
Источники: |
![]() | ![]() |