|
Ил-22 ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК
Il-22 tactical bomber
|
|
Летом 1946 года ВВС выдали задание на постройку бомбардировщика с четырьмя ТРД одновременно двум конструкторским бюро С.В. Ильюшина и П.О. Сухого (см. Су-10). Самолет Ил-22,
разработанный в ОКБ С.В. Ильюшина, стал первым
советским четырехдвигательным реактивным бомбардировщиком. Не смотря на название «экспериментальный»,
он являлся полноценным боевым самолетом, оснащенным всем необходимым вооружением и оборудованием.
Начало проектирования Ил-22 можно отнести к 1945 г., когда в ОКБ
А.М.Люлька развернулись работы над первым советским турбореактивным двигателем ТР-1. Одной из
особенностей Ил-22 стала компоновка этих двигателей на самолете. После сравнительной оценки ряда
вариантов была разработана оригинальная, до этого не встечавшаяся в практике мирового
самолетостроения схема установки четырех ТРД
на коротких пилонах в изолированных мотогондолах, разнесенных по размаху крыла и сильно вынесенных
вперед относительно его передней кромки.
Первый полет на Ил-22 выполнили летчики-испытатели В.К.Коккинаки и К.К.Коккинаки 24 июля
1947 г. 3 августа 1947 года Ил-22 был продемонстрирован на воздушном
параде в Тушино. 7 февраля 1948 года В.К.Коккинаки произвел
взлет с двумя стартовыми твердотопливными ракетами СР-2 тягой по 1500 кгс. Такой взлет тяжелого
реактивного самолета выполнялся в СССР впервые.
Однако из-за недоведенности ТР-1 было приято решение машину на госиспытания не передавать и
работы по Ил-22 прекратить. На это решение повлияли сообщения летчиков о том, что конфигурация
носовой части самолета себя не оправдывает: переплет фонаря значительно перекрывает переднюю и
боковую зоны обзора, искривленные элементы остекления искажают реальную картину, на них возникают
интенсивные солнечные блики. Выяснилось также, что принятое расположение верхней башни и ее
прицельной станции привело к появлению дополнительных «мертвых» зон обстрела, по
которым пушки могли вести огонь, но стрелок цели не наблюдал, так как линия прицеливания
перекрывалась агрегатами самолета, например, крылом и фюзеляжем.
| |
Схема самолета Ил-22 |
Анализ всей информации о достоинствах и недостатках Ил-22 заставил Ильюшина прекратить и
разработку фронтового бомбардировщика Ил-24, в основу которого была заложена схема и
вооружение Ил-22 и работы по которому велись в инициативном порядке, так как официальное задание
получило ОКБ А.Н. Туполева (см.
Ту-14). Ил-24 первоначально предполагалось оснастить двумя двигателями
ОКБ А.А. Микулина АМ-ТКРД-01 с взлетной тягой по
3300 кГс, но в МАП приняли решение о передачи
опытной партии этих двигателей в ОКБ
С.М. Алексеева для установки на фронтовой бомбардировщик «140»
с крылом обратной стреловидности, который строился по официальному заданию
МАП. Тогда возникла идея применить в проекте
Ил-24 четыре английских ТРД
«Rolls Royse Nene» с центробежным компрессором и взлетной тягой по 2270 кГс, которые
запустили в лицензионное серийное производство летом 1947 г. Однако расчеты показали, что такой
вариант получается очень тяжелым: взлетная масса Ил-24 возрастала до 28000 кг, и самолет мог бы
использоваться только с бетонированных ВВП,
которых тогда было немного. Ильюшин принял решение о проектировании новой машины аналогичного
назначения - Ил-28.
Характеристики |
Расчетные |
Фактические |
Размах крыльев, м |
23,1 |
Длина фюзеляжа, м |
21,1 |
Высота, м |
N/A |
Площадь крыла, кв.м |
74,5 |
Тип двигателя |
ТР-1 |
Тяга двигателя, кгс |
4 х 1300 |
4 х 940 |
Масса пустого самолета, кг |
14950 |
Масса нормальная взлетная, кг |
24000 |
20000 |
Масса перегрузочная взлетная, кг |
27300 |
N/A |
Максимальная скорость, км/ч |
800 |
718 |
Крейсерская скорость, км/ч |
560 |
Практический потолок, м |
11100 |
Дальность полета, км |
1250 |
865 |
Разбег, м |
N/A |
1144 |
Пробег, м |
N/A |
N/A - нет данных |
Вооружение: для стрельбы вперед неподвижная пушка НС-23 (боезапас 150 снарядов),
обстрел верхней полусферы спаренные пушки Б-20Э в подвижной башенной установке с электрическим
приводом (общий боезапас 800 снарядов), кормовая установка Ил-КУ-3 с оснащенной гидроприводом
одной пушкой НС-23 (боезапас 225 снарядов), бомбовая нагрузка на внутренней подвеске:
нормальная - 2000 кг, максимальная - 3000 кг.
Экипаж: 5 чел.: два пилота, штурман-бомбардир, стрелок-радист, кормовой стрелок.
[an error occurred while processing this directive]
|