Дмитрий Аркадьевич Налбандян (1906-1993), живописец, один из наиболее именитых художников сталинской эпохи
Дмитрий Аркадьевич Налбандян родился в Тифлисе 15 сентября 1906 г. В русской гимназии, где он учился, учитель рисования обратил внимание на его способности, а родители всячески поощряли занятия сына рисованием. Отец надеялся дать сыну образование, но после того как в 1918 г. пал жертвой террора контрреволюционеров, кормильцем семьи пришлось стать двенадцатилетнему Мито и он пошел работать подсобным рабочим на кирпичный завод.
Тем не менее, несмотря на все тяготы, в 1922 г. он поступил в художественное училище, которое давало ученикам серьезные профессиональные навыки. В 1924 г. он поступил в Академию художеств Грузии, где учился у выдающегося русского художника Евгения Лансере. Незабываемым событием в жизни стала поездка в Москву и в Ленинград, куда наиболее успешных студентов 4-го курса Академии направили для знакомства с музеями. С этого момента Налбандян уже не мыслил себе дальнейшей творческой работы вне центра художественной жизни – Москвы. В 1929 г. Академия была успешно окончена, но жизненные обстоятельства не позволили ему сразу переехать в столицу. Некоторое время он работает в Госкинопроме Грузии, затем на киностудии в Одессе художником - мультипликатором.
В 1931 г. он переезжает в Москву и начинается новый этап его жизни. С середины 30-х годов живописные работы Налбандяна начинают появляться на художественных выставках, он становится членом Московского союза Художников. ”В 1933 г. - вспоминает художник - мне посчастливилось делать зарисовки на Пленуме ЦК, рисовать Сергея Мироновича Кирова…”.
С этого началась целая галерея полотен портретов вождей советской эпохи. Запечатлеть образ правителя, угодив заказчику и не слукавив перед потомками, - нелегкая задача придворных портретистов. Учитывая специфику кадровой политики советской России, Дмитрия Налбандяна по праву можно считать настоящим долгожителем среди официальных живописцев первых лиц. Дебютировав с дипломной работой "Молодой Сталин с матерью в Гори", он написал огромное количество портретов вождя, "отличающихся простотой и душевностью образа", как писали тогда газеты. Помимо отца народов, Налбандян рисовал и членов ЦК, за что получил прозвище «Первая кисть Политбюро». После смерти Сталина карьера художника не закончилась - он продолжал работать до андроповских времен, изображая Хрущева на встрече с творческой интеллигенцией и Брежнева в мерцании орденов. Придя к власти, Леонид Ильич хотел сменить придворного живописца.
Но когда количество орденов и медалей генсека увеличилось в разы и ни один из приглашенных художников уже не мог разместить на кителе все символы его заслуг, пришлось вернуть дважды лауреата Сталинской премии, действительного члена Академии художеств СССР Дмитрия Налбандяна, который не обманул надежд и справился с поставленной партией задачей. В итоге к вышеперечисленным званиям добавились "народный художник СССР" в 1969 году и "Герой Социалистического Труда" в 1976-м. После начала перестройки говорил о своем желании продолжить создание портретов новых руководителей страны.
В годы войны он много ездит по Армении и в этот период создает портретную галерею лучших представителей армянского народа.
Известный, как создатель портретной галереи вождей советской эпохи, Дмитрий Налбандян прославился не только этими работами. Художник писал все времена года - слепящую белизну снега, пожар осенней листвы, яркие голубые тени первых весенних дней. Он умел мастерски передать пышное цветение роз, приветливую красоту полевых ромашек, утреннюю свежесть густой сирени. А бывая в заграничных поездках, неизменно привозил сотни путевых набросков. Впоследствии из них рождались циклы полотен об Италии и Греции, Франции и Испании, Англии и Японии. Особенно любил художник Индию, где его искусство было отмечено премией имени Джавахарлала Неру.
Дмитрий Аркадьевич Налбандян был одним из самых известных и официально почитаемых художников в Советском Союзе. В историю искусства 20 века он войдет как блестящий портретист и мастер импрессионизма. Его работы находятся в коллекциях всех ведущих музеев стран бывшего СССР. После смерти живописца его студия стала Государственным музеем Дмитрия Налбандяна.
|