:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...











Капитан I ранга Н.А. Теминдаров

ПЕРВЫЙ ПЕРЕХОД СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ

Мы начали движение 25 июля 1957 г. День выдался чудесный теплый и солнечный. Настроение у всех было приподнятое, бодрое, и корабли один за другим, в порядке походных номеров, вытянувшись в довольно длинную кильватерную колонну, вышли из Кольского залива в открытое Баренцево море.

Оно и летом часто бывает штормовым, но в тот день было на редкость спокойным и сверкало тысячами ослепительных бликов на зеркальной, словно загустевшей своей глади. До Диксона прошли мы спокойно, почти по чистой воде, только вблизи Новой Земли, при входе в пролив Югорский Шар, попадались отдельные мелкие льдины. У Диксона, в ожидании улучшения ледовой обстановки, простояли почти до конца августа, только в последних числах, 27-28-го, мы сделали еще один небольшой бросок ближе ко льдам и стали на якорь в б. Бирули (архипелаг Норденшельда).

Пролив Вилькицкого пошли без особых трудностей, а вот в Восточно-Сибирском море, после прохода траверза м. Челюскина, приблизились к сплошному тяжелому льду. Начали попадаться большие ледяные поля, состоявшие из тяжелого многолетнего льда, которые приходилось с трудом обходить с помощью ледоколов. Иногда на горизонте, в восточной части, были видны небольшие айсберги - словно караван сказочных судов причудливых форм. В районе м. Марии Прончищевой попали в зону сжатия льдов, и все корабли застряли. Даже ледоколы двигались с трудом. Сопровождали нас на этом участке пути два мощных для того времени ледокола - "Красин" и "Сибиряков".

В этом районе мы более двух суток простояли без хода, зажатые льдами. За это время нас сносило не по пути нашего хода, а наоборот - назад, на северо-запад. Потом ледоколы начали выводить каждую ПЛ из зоны сжатия на разреженный лёд поодиночке. Так прошел ещё целый день, пока нас всех собрали и построили в ордер. При следовании за ледоколом приходилось поработать и самим лодкам. Пока выбрались в просветы чистой воды, корабли получили не одну вмятину в корпусах и даже пробоины в лёгком корпусе.

Во время стоянки нашей во льдах, без движения, мы наблюдали случай попыток выхода отдельных, наиболее смелых моржей прямо на корму ПЛ. При осмотре горизонта в перископ для определения места корабля я как-то обнаружил и впервые увидел белых медведей на большом ледяном поле. Их было трое - видимо, семья. Они спокойно, цепочкой шли по ледяному полю. Последний временами забавно поднимал вверх свою длинную, острую морду и оглядывался назад, на нас. Потом я заметил, как этот последний, крупный медведь, может быть, медведица, довольно ловко, как человек, поддал лапой под зад впереди идущему малышу, после чего все трое на глазах стали быстро удаляться.

А мы довольно бодро продвигаемся дальше на Восток. ЭОН-57 командовал опытный полярный моряк, капитан 1 ранга Тёмин. Он умело выбирал маршрут, грамотно используя данные ледовой разведки. Но и командирам застрявших лодок от него иногда доставалось.

По каравану была установлена открытая громкоговорящая связь на УКВ. И вот как-то раз все мы слышим зычный голос Тёмина: "Морозов! (это командир одной из ПЛ, задержавшейся во льдах). Что ты там ползаешь, как блоха по мокрому пузу? Давай подтянись! Не отставай!"

Район дельты реки Лена прошли без больших затруднений, повернули на юг и шли ближе к берегу, где лёд более разрежен.

В 20-х числах сентября вышли в море Лаптевых. Оставались последние, восточные ворота Арктики - пролив Лонга. По данным авиаразведки, пролив пока был открыт. Проскочить бы скорей! Пролив прошли без задержки, лишь у м. Шмидта встретился многолетний, паковый лёд, но он был сильно разрежен и не очень нам мешал. 23 сентября прошли пролив Лонга. На кораблях прокричали "Ура!". Северный морской путь пройден! Теперь уже ничено не задержит нас, и никакой зимовки в Заполярье не будет.

Когда вошли в Берингов пролив, над нами начали летать американские самолёты-разведчики. Чаще всего это были противолодочные самолёты типа "Neptune". Нас удивляло их нахальство и наглость. Летали они близко и на малой высоте - иногда так, что четко были видны в кабинах их пилоты. И ещё удивляла их осведомленность. У двух командиров был день рождения. Так американский разведчик открыто, в нашей УКВ-радиосети, поздравил этих командиров, персонально назвав их по имени и отчеству, и даже сбросил с буйком на воду подарки, которые, конечно, никто не подобрал - по приказанию флагмана мы увеличили ход.

Утром 26 сентября мы вошли в б. Провидения и стали на якорь. Это хорошо укрытая от всех ветров, очень удобная бухта, но замерзающая. Когда мы входили, в ней еще плавал мелкий разреженный лёд. Там простояли почти целую неделю в ожидании отставших надводных кораблей, тем временем проводя мелкий ремонт и пополение запасов.

Числа 5-го, наконец-то, двинулись дальше на юг, к Петропавловску-Камчатскому. Там простояли не более 2-3 суток. ПБ "Аякс" с шестью ПЛ остались в б. Крашепинникова, а остальные лодки и ПБ "Бахмут" двинулись дальше, теперь уже на юго-запад. В Охотском море штормило, и нас изрядно поболтало на крутых волнах от свежего осеннего ветра.

Перед подходом к пр. Лаперуза от нашего каравана отделились еще 4 ПЛ, которые пошли, кажется, в Магадан. Потом, уже в Японском море, еще 3 лодки ушли в б. Владимира, а остальные 6 ПЛ и ПБ "Бахмут" следовали в б. Улисс и как 19-я БПЛ вошли в состав 6-й эскадры ПЛ ТОФ.




 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх